Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.
материал по развитию речи

Шамова Наталья Викторовна

Театрализованные игры  как средство развития речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_n.v.shamova.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Театрализованные игры

 как средство развития речи детей раннего возраста.

Слайд № 2

Театр – это волшебный край, в котором  ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

                                                                           Светлана Ивановна Мерзлякова

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения и стихов взрослыми.

В детском саду используются следующие формы и виды театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Слайд № 3

В работе данного направления поставили перед собой

цель: развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.

Слайд № 4

Задачи:

• Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря. Активизировать речь детей («Речевое развитие»);

• Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, активности в игре с персонажами (игрушками, понимания речи с наглядным сопровождением («Социально-коммуникативное развитие»);

• Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам («Социально-коммуникативное развитие»);

• Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»);

• Поддерживать у детей познавательное отношение к произведениям фольклора, детской художественной литературы, театрализованным действиям; формировать способности понимать их («Познавательное развитие»)

• Формировать выразительность движения и умение передавать простейшие действия персонажей сказки («Физическое развитие»)

Слайд № 5

Мы с вами хорошо знакомы с формами театрализованной деятельности в детском саду и видами театров

Формы

театрализованной деятельности в детском саду

Формы театрализованной деятельности

Игры в кукольный театр

Театр на руке

Настольный театр

Стендовый театр

Театральные игры

Игры-драматизации

Инсценирование песен

Инсценирование потешек

Инсценирование сказок

Инсценирование литературных текстов

Игровое творчество детей

Игры-спектакли

Театр масок

Театрализованные действия

Праздники

Развлечения

Досуги

Слайд № 6

Виды  кукольного театра,

 используемые в театрализованной деятельности

Виды кукольного театра

Настольный кукольный театр

Театр плоскостной картинки;

Конусный театр;

Театр игрушки;

Баночный театр;

Театр кружек;

Дисковый театр

Стендовый театр

Фланелеграф;

Магнитный театр

Театр на руке

Пальчиковый театр;

Варежковый, перчаточный театр;

Картинки на руке

Верховые куклы

Бибабо

Театр «живой куклы»

Театр масок

Слайд № 7

Опыт  работы с детьми нашей группы основывается на принципах:

• Постепенность (от простого к сложному);

• Доступность материала;

• Наглядность.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Задача  педагога - создать для этого все необходимые условия.

Слайд № 8

Условия успешного речевого развития ребёнка раннего возраста.

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

 Предлагаем  игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми с использованием персонажей-игрушек. Так во время «Утреннего приветствия» зайчик встречает детей, приветствуя их по-разному (Здравствуй, Доброе утро, Рада тебя видеть). Предлагаем рассмотреть предметные и сюжетные картинки, рассказать, что на них изображено. Создаем  игровые ситуации «К нам пришли гости», «Как мишка играет со зверятами. Играем в дидактические игры: «Передай колокольчик»«Котик, котик, где ты был?»«Где наши ручки?», подвижные игры «Кошка и мышки». Читаем потешки, песенки, стихи, сказки (стихи из цикла «Игрушки» А. Барто, С. Михалков «Песенка друзей»). Создаю ситуацию общения при рассматривании игрушек, книг

2. Владение воспитателем правильной литературной речью.

Речь воспитателя имеет обучающую и воспитывающую направленность. Воспитатель должен говорить: правильно, точно, логично, чисто, выразительно, уместно.

3. Обеспечивает развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с возрастными особенностями.

Например, на произношение звука «к»: рассматриваем иллюстраций в альбомах «Домашние животные»«Дикие животные», читаем потешки «Наши уточки с утра…»«Пошел котик на торжок»«Вышла курочка гулять…», проводим  пальчиковые игры «Дождик, дождик, пуще лей…»«Курочка»«Пальчики», играем в дидактические игры «Кто как кричит?»«Назови ласково», подбираем  подвижные и хороводные игры в которых дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, например «Наседка и цыплята»«По ровненькой дорожке»«Каравай», подбираем игрушки с нужным звуком.

4. Способствует обогащению их словаря с учетом возрастных возможностей.

Помимо существительных – названий игрушек, животных, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («хитрая лиса»«трусливый заяц»«неуклюжий медведь»«красивая кукла», глаголы, наречия («кукла спит»«заяц бежит»«катится колобок», предлоги («кукла Оля подошла к столу»«мышка за кошку»«колобок ушел от волка»).

Был подобран ряд дидактических игр по темам: «игрушки» – «Найди игрушку»«Чего не стало?»«Кто за кем»«одежда» – «Поможем найти потерянную вещь»«Оденем куклу на прогулку»«Найди пару»«посуда» – «Подбери посуду для куклы»«Для чего нужна посуда?»«Что для чего?».       В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка; появляются в речи новые слова: грустный, веселый, добрый, злой, хитрый, румяный и др. Из игры дети переносят опыт поведения в среду сверстников: проявляют заботу, сочувствие, симпатии, накапливается опыт доброжелательных взаимоотношений с детьми и взрослыми.

5. Создает условия для овладения детьми грамматического строя речи. 

Учим согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Подобрали дидактические игры «Чего не стало?»«Кто стучит?»«Найди пару»«Назови ласково»«Кто пришел?»«Где стоит?» и др.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, старается правильно проговорить, пропеть. Любимые герои становятся образцами для подражания. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В работе над формированием грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - «Какой зайчик, волк, медведь. лисичка?». Так же идет работа над образованием относительных прилагательных – «Чьи уши?»«Чей хвост?»

6. Развитие связной речи с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

 Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают со мной отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Так, в инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее.

В результате проведенной работы малыши узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»). Играют в дидактические игры: «Угадай игрушку!»«Скажи какой»«Кто что умеет делать?»«Кто как кричит?» и др.

    7. Создает условия для развития у детей понимания речи через словесную инструкцию.

 Развиваю умение детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси зайчику морковку»«Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Стоят рядом»«Стоит на столе»); имитировать действия людей и животных (Подвижные игры «Зайка беленький сидит…»«Мишка косолапый»«Дружно ручки поднимаем»). Подобрала дидактические игры «Кому что»«Потопали,  похлопали»«Курочка и цыплята»«Покажи такую же» (картинку, фигуру, игрушку,  «Чудесный мешочек».

8. Развитие планирующей и фигурирующей функции речи детей с учетом возрастных особенностей.

Стимулируем детей комментировать, планировать свою деятельность при организации театрализованных игр. Так при организации игры-драматизации сказки «Репка» предлагаем детям выбрать себе роли, в соответствии с ролью подобрать атрибуты и назвать их, выясняю, кто что будет делать.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 

Для развития речи через театрализованные игры, уделяю большое внимание подбору литературных произведений с красочной иллюстрацией. Предпочтение отдаем  произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с быстро развивающимися событиями, с выразительными персонажами. Такими произведениями являются потешки, стихи, песенки, сказки («Идет бычок качается»«Зайку бросила хозяйка»«Сказка о глупом мышонке»«Теремок» и др.)

10. Поощрение детского словотворчества.

 В раннем возрасте ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве (например, в игре «Чьи уши?» ребенок может сказать медведьи уши по аналогии со словом медведь). Стараемся  замечать и вносить коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку.    Подобрали дидактические игры «Назови ласково»«Придумай слово»«Угадай кто у кого», Назови, чей хвост (чьи уши)»

Соблюдение всех этих условий способствует возникновению игр-инсценировок и игр-драматизаций художественных произведений во второй половине года. 

Таких как:  потешки  «Кисонька-мурысонька»«Петушок»«Гуси, гуси» и др.; сказки «Теремок»«Репка», «Курочка Ряба».

Слайд № 9

В своей работе мы выделили два направления:

  1. Использование театрализованных игр в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Инсценирование с игрушкой, песенок, небольших сказок, ритмических текстов, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов («Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла»«Кукла принесла карандаши»«Что могут делать игрушки» Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

 

  1. Использование театрализованных игр в повседневной жизни.

Слайд № 10 , 11 и 12  (листаем с паузой)

В игровой деятельности – игры забавы с потешками, игры имитации, театрализованные игры, пальчиковые игры, игры импровизации, хороводные игры, подвижные игры имитационного характера («Зайка серенький сидит…»«Как мишка играет со зверятами»«Семья»).

  • В режимных моментах – утром («С добрым утром, ручки»,

умывание («Водичка, водичка.»«Ай, лады, лады не боимся мы воды…»,

 во время сна («Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…», пробуждения «Глазки открываются, глазки просыпаются…»)

прием пищи, кушаем с потешкой («Час обеда подошел, сели деточки за стол…», «Это – ложка, это - чашка») и т. д.

        В  работе планируем демонстрацию сказок с использованием разных видов театров:  (конусный, настольный театр; кукольный театр «Би-ба-бо»; пальчиковый театр; плоскостной театр; театр на фланелеграфе; театр на палочках; театр резиновых игрушек; подобраны резиновые и мягкие игрушки, которые помогают обыграть художественное произведение, учитывая темы недель, возрастные изменения, сезонность.

Слайд № 13

В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой «Курочка Ряба»«Колобок»«Курочка ряба» «Репка»«Теремок»«Маша и медведь»., имеются разного формата ширмы;

Слайд № 14 -15- 16-17-18 -10 -20(листаем с паузой)

- Театр резиновой игрушки

- Театр картинок на палочках

-театр масок шапочек, Нагрудные маски «Колобок»«Теремок».

-Плоскостной театр: «Колобок»«Теремок».

-Настольный (деревянный театр) «Колобок»«Курочка Ряба»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Теремок»

-Театр в чемодане

-Театр-рукавичка «Колобок»«Репка»«Теремок».

- Театр ложек

-Пальчиковый театр «Колобок»«Репка»«Теремок»«Маша и медведь».

       -Театр картинок топотушек

        -Театр на фланелеграфе «Колобок»«Репка»«Федорино горе»«Мойдодыр»«Курочка Ряба»«Волк и семеро козлят»«Заюшкина избушка».

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр - занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд № 20 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как проводить игры с театрализованным сюжетом с детьми раннего возраста, и как они влияют на развитие речи детей....

Презентация "ИГРА С ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ СЮЖЕТОМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В презентации показан опыт работы по проведению театрализованных игр и их влиянию на развитие речи детей раннего возраста....

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста....