«Составление загадок по технологии ТРИЗ с использованием интерактивных мультимедийных игр»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обучение алгоритму оставления загадок с опорой на сюжетную картину по технологии ТРИЗ с использованием интерактивных мультимедийных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ikt.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема: «Составление загадок по технологии ТРИЗ с использованием интерактивных мультимедийных игр»

(Старшая группа)

Составил:

учитель-логопед

Качугина Т.В.

2024 г.

 Цель: обучение алгоритму оставления загадок с опорой на сюжетную картину по технологии ТРИЗ с использованием интерактивных мультимедийных игр.

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить детей с алгоритмом составления загадок  (модель «Свойства и качества»);

- продолжить закреплять высказывание «Я слышу…» и речевые обороты «как», «но не»;

- активизировать словарь по теме «Весна».

Развивающие:

- продолжать развивать речевое творчество, воображение;

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение сравнивать объекты;

Воспитательные:

- продолжать воспитывать коммуникативные навыки, умение отвечать полным предложением, внимательно слушать друг друга.

 Оборудование: картина «Весна в лесу»; веточки вербы; предметные картинки, разрезанные на части; и/м игры «Звуки весеннего леса» и «Загадки».

Технология: «Обучение творческому рассказыванию по картине с использованием элементов ТРИЗ» Т.А.Сидорчук

Литература:

1.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Пособие для педагогов детских дошкольных/.Ульяновск: УлГТУ, 1997. – 74 с.

2.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2024г.

Предварительная работа:

1.Работа по сюжетной картине (технология Т.А.Сидорчук):

– дидактическая игра «Подзорная труба» (Цель: учить выделять объекты, изображенные на картине);

– дидактическая игра «Ищу друга» (Цель: упражнять в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине);

– дидактическая игра «Вхождение в картину» (Цель: учить перечислять свои возможные ощущения на основе восприятия картины через разные органы чувств).

2. Знакомство с понятием «предложение» и способом составления предложения -сравнения.

3. Разучивание текста динамической паузы.

Ход занятия

  1. Организационный этап

-Ребята, сегодня на занятие я принесла веточки вербы. Что за чудо с ними произошло, что на них появилось? Почему?

Д / игра «Ассоциации».

-Предлагаю поиграть в игру, которая поможет вспомнить признаки весны. Отвечайте на мой вопрос, используя слово «как».  

- Весной солнце светит как что?

- Весной по небу облака плывут как…?

- Весной ручьи бегут как…?

- Весной птицы кричат как…?

  1. Основной этап.

-Ребята, а теперь подойдем к картине. Вспомните ее название.

- Мы с картиной играли в разные игры. Какие это игры? Но сегодня я приготовила новую игру, но, чтобы поиграть в нее нам необходимо «войти в картину».

Ты подуй в свои ладошки (дуют),

             Покружись потом немножко (кружатся),

                                       Попадешь тогда ты в лес (закрывают глаза ладошками),

                                            Полный тайны и чудес!

— Вот мы с вам оказались в весеннем лесу.

-Я предлагаю послушать звуки настоящего весеннего леса. Мы будем не просто слушать звуки, а будем отгадывать, что звучит.

И/м игра «Звуки весеннего леса»: звуки ручья, капели, пения птиц, шагов по снегу, рев медведя.

-Молодцы, а вы любите отгадывать загадки? Загадки можно не только отгадывать, их можно придумывать самим. Сегодня мы будем составлять загадки о нашей картине. Но прежде необходимо выполнить очень важное задание.  Подойдите к столу. Сложите картинки из частей и вы узнаете про что будут закадки (солнышко, елка).

И/м игра «Загадки».

-Давайте внимательно посмотрим на солнышко, какого оно цвета?

-Оно желтое, как что?

-Какой оно формы?

-Оно круглое, как что?

-Если мы потрогаем его руками, какое оно?

-Оно горячее, как что?

-А теперь мы пригласим слова помощники «но не» и зачитаем загадку: желтое, но не лимон; круглое, но не арбуз; горячее, но не печка.

-Что это? Конечно солнышко. (Загадку проговаривают 2-3 ребенка ).

-А теперь предлагаю немного отдохнуть и вспомнить стихотворение про солнышко.

Динамическая пауза

Солнце, солнце высоко (руки вверх),

Нам от солнышка тепло (обнимают себя),

Тает снег от лучей (приседают)

Звонко побежал ручей (бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните (перешагивают).

И в саду бежит ручей (на месте бег),
Прилетело 100 грачей (
взмахи руками),

А сугробы тают, тают (приседают),
И цветочки вырастают (ладошки вверх).

Аналогично загадку составляют про елку.

- Ребята, вот вы и научились сочинять загадки самостоятельно. Кому их можно загадать?

- Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Ты подуй в свои ладошки (дуют),

             Покружись потом немножко (кружатся),

                                       Попадешь тогда ты в сад (глаза закрывают ладошками),

                                            Встретишь там других ребят!

   

  1. Заключительный этап.

Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

- Что на ваш взгляд было самым интересным?

-Что у вас получилось лучше всего?

- Что было самым сложным?

Подведение итогов.

-Я хочу поблагодарить вас всех за то, что хорошо отвечали на занятии, были внимательными, собранными (перечисляю заслуги детей). Дарю вам веточки вербы, вы сможете поставить их в вазу в группе и любоваться молодыми листочками вместе с другими ребятами.

До свидания, спасибо.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...

Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе

Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе...

мастер класс для педагогов на тему:"Методика составления загадок по технологии ТРИЗ"

Время проведения: 23 января 2019годЦель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как ср...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».

Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:-  выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...