Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины.
консультация по развитию речи

Преображенская Анна Александровна

Связность речи у детей дошкольного возраста, развивается через обучение рассказыванию по картинам. Картина — прекрасная наглядность, которая позволяет упражнять наблюдательность, совершенствовать психические процессы, пополнять запас сведений и знаний, развивать все компоненты устной речи. 

Одним из методов развития связной речи с использованием картин - это  метод погружения в художественные картины. Суть метода погружения состоит в «пристальном рассматривании, наблюдении и анализе того, что изображено на картине художником». При этом художественная картина как бы оживает перед глазами ребенка, и он начинает видеть движения, малейшие детали, цвета, начинает слышать звуки этой картины, которые воздействуют на его чувства и мысли так, как это было бы в реальности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины.

Развитие речи в период дошкольного возраста имеет очень важное значение для последующей жизни ребенка:

Слайд 2  

Связная речь — наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат формирования всех сторон речи ребенка.

Связная речь включает как диалогическую, так и монологическую формы речи. 

 3 слайд                                                                                                                                                                    Связность речи у детей дошкольного возраста, развивается через обучение рассказыванию по картинам. Картина — прекрасная наглядность, которая позволяет упражнять наблюдательность, совершенствовать психические процессы, пополнять запас сведений и знаний, развивать все компоненты устной речи. 

Одним из методов развития связной речи с использованием картин - это  метод погружения в художественные картины. Суть метода погружения состоит в «пристальном рассматривании, наблюдении и анализе того, что изображено на картине художником». При этом художественная картина как бы оживает перед глазами ребенка, и он начинает видеть движения, малейшие детали, цвета, начинает слышать звуки этой картины, которые воздействуют на его чувства и мысли так, как это было бы в реальности».

5 слайд

Требования к отбору картин:

содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

картина должна быть: высокохудожественной;

доступна не только по содержанию, но и по изображению.

без чрезмерного нагромождения деталями, иначе дети отвлекаются от главного.

6 слайд

Общие требования к организации работы с картиной

1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. Начиная со 2ой младшей группы используются тематические сюжетные картины, а ближе к подготовительной – художественные картины такие как пейзаж, натюрморт или портрет.

4.После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

 5.Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

6.Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

7 слайд

Занятие по развитию связной речи может состоять из трех частей:

  1. Вводная часть. Главной цель вводной части – заинтересовать детей. Например: прочитать стихотворение, загадать загадку, прослушать песню и т.д). Для всех возрастных групп.
  2. Основная часть. На этом этапе ребята рассматривают картину и беседуют с воспитателем о содержании картины. Затем воспитатель составляет рассказ – раскрывает смысл, должна быть связь между предложениями. И заканчивает рассказ одним-двумя предложениями, которые передают отношение к сюжету. Начиная со средней группы, дети воспроизводят образец воспитателя, а также пытаются самостоятельно придумать свой рассказ. Для детей старшего дошкольного возраста даются творческие задания. Например: придумать название картины, что было вначале и в конце и т.д);
  3. Заключительная часть. На данном этапе педагог подводит итоги, положительно поощряет детские монологи. Начиная со средней группы, педагог анализирует и оценивает детские рассказы. А со старшей группы к этому можно привлечь самих детей.

8 слайд

Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов

Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Трудности по пейзажной картине обусловлены ее статичностью.

К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы.

Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:

использование вопросов типа:

  • «Что художнику кажется интересным, красивым?»;
  • «Что художнику хотелось рассказать о?..»

Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др.) о природе, музыке.

Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;

9 слайд

Существуют разные технологии и приемы погружения в художественную картину. Поделюсь опытом работы по одной из таких технологий в работе с детьми подготовительной группы с помощью погружения на примере хорошо известной картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». В эту технологию входят три приема: «волшебный фонарь», «зоркий глаз» и «за волшебной дверцей». Именно в такой последовательности они используются при обучении дошкольников рассказыванию по картинам художников. Данные приемы понятны детям и интересны для них, так как в них применяются хорошо знакомые предметы — фонарик, лупа и дверца.

Сначала используется прием «волшебный фонарик». С помощью этого приема дети учатся переключать свое внимание, удерживать его на важных деталях картины, «высвечивая» на картине Фонариком мы высвечиваем какой-то фрагмент, можем приблизить его или отодвинуть. При использовании этого приема развитие связной диалогической речи детей осуществляется в ходе беседы, вопросно-ответным методом. Воспитатель дает детям указания, как мысленно пользоваться «волшебным фонариком», задает вопросы, а дети выполняют указанные действия по рассматриванию определенных частей картины и отвечают на вопросы. развернутыми ответами.    

После того как дети, используя «волшебный фонарик», расскажут о том, что художник изобразил в центре картины, воспитатель просит их перевести лучик фонарика, высветить и рассказать о том, что изображено на переднем и заднем планах картины, а при необходимости — справа и слева от ее центральной части. Так дети составляют связные рассказы о всей художественной картине в целом. Затем используется следующий прием — «зоркий глаз». Он «работает» как волшебная лупа, через которую дети увеличивают и разглядывают мелкие детали картины, которые трудно заметить невооруженным глазом, но которые очень важны для понимания замысла художника и основной идеи картины. В ходе применения этого приема дети составляют связные высказывания о предметах, которые они разглядели на картине с помощью «лупы». На картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» это могучие вековые сосны с толстыми стволами и крепкими изогнутыми ветками, и т. д.

Очень важным является прием «волшебная дверца», который позволяет объединить в единое целое результаты «погружения в картину» всех трех выше названных приемов. В данном случае «дверца» помогает войти в картину, оказаться как бы внутри ее. Благодаря этому приему и своему воображению ребенок «оживляет» художественный мир картины и оказывается не просто наблюдателем, а участником событий. Он видит, слышит, чувствует, думает, переживает моменты, запечатленные на картине. Так он постигает замысел художника и осознает идею картины.

 Слайд 10

Связная речь развивается этим приемом за счет того, что дошкольники учатся составлять рассказы по картинам художников. Чтобы эти рассказы были связными воспитатель дает детям план рассказа в виде трех вопросов: Что изображено на картине? (прием «волшебный фонарик»). Какие детали важны для понимания картины? (прием «зоркий глаз»). Какие мысли и чувства вызывает эта картина? (прием «волшебная дверца»). Затем с детьми составляем схему рассказа по картине Шишкина. После чего воспитатель дает образец рассказа.

Картина называется «Утро в сосновом бору».  

В центре художник нарисовал Медведицу и троих маленьких медвежат. Сосновый лес только начал освещаться первыми лучами солнца. Утренний туман рассеялся, но ещё не полностью. Двое медвежат карабкаются по стволу разломанной старой сосны, а третий смотрит вглубь леса. Медведица внимательно наблюдает за ними.  Могучее старое дерево разломилось на две части во время бури. Нижняя его часть, удерживаемая несколькими корнями, склонилась к земле. Слышно пение птиц, и чувствуется запах хвойного леса. Картина вызывает чувство радости и спокойствия.

 Затем дети с опорой на схему составляют свой рассказ.

Таким образом, метод погружения в художественные картины и входящие в него приемы эффективны для развития связной диалогической и монологической речи дошкольников.

Овладение этим методом способствует развитию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса, всех сторон речи и ее связности. Речь детей становится все более цельной, последовательной, логичной, точной и выразительной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины Подготовили воспитатели подготовительной группы: Преображенская А. А. Харлампова Л. А. 28 ноября 2023 г

Слайд 2

Связная речь Связная речь — цельное, законченное и относительно самостоятельное развернутое высказывание, понятное окружающим и построенное по законам логики и грамматики и в соответствии с темой и коммуникативной задачей Диалогическая форма речи Монологическая форма речи

Слайд 3

Как развивается монологическая речь

Слайд 4

Погружение в художественные картины

Слайд 5

Требования к отбору картин содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть: - высокохудожественной; - доступна не только по содержанию, но и по изображению. - без чрезмерного нагромождения деталями, иначе дети отвлекаются от главного .

Слайд 6

Общие требования к организации работы с картиной

Слайд 7

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Слайд 8

Художественные картины Портрет

Слайд 9

Опыт работы Технология работы по погружению в картины «Волшебный фонарь» «За волшебной дверцей» «Зоркий глаз»

Слайд 10

Что изображено на картине? (прием «волшебный фонарик») Какие детали важны для понимания картины? (прием «зоркий глаз») Какие мысли и чувства вызывает эта картина? (прием «волшебная дверца»)

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 12

Методы развития связной речи Составление рассказа по картине Погружение в художественные картины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа

План пректной деятельности: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ...

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...