Календарно – тематическое планирование по кружковой работе для воспитанников второй младшей группы по речевому развитию "Говорушки"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Киреева Светлана Александровна

Кружковая работа «Говорушки».

Цель:

Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность.

 

Образовательные области:

 

Приоритетная область.

Речевое развитие:

  • развивать речь и правильное звукопроизношение;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные качества;
  • воспитывать любовь к художественным произведениям и фольклору;

Познавательное развитие:

  •  развивать наблюдательность;
  • воображение, фантазию, память;
     

Физическое развитие:

  • развивать артикуляционную;
  • общую и мелкую моторику рук;

 

Социально – коммуникативное развитие:

  • формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий);
  • желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми;
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

        Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

 

 

 

 

Актуальность.

    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.    Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает  духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

         Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 

 

 

Пути и методы реализации

1. Правильный образец педагога.

2. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4.Суджокотерапия.
5. Гимнастика для глаз.
6. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию осанки.

7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

 

Время проведения кружковой работы

Кружковые занятия проводятся по 15 минут, два раза в месяц.

 

Содержание и формы работы

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры

 

Материально техническое оснащение

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал (суджок, карандаш…)

3. Природный материал (семена, крупы…)

 

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы

«Говорушки»

        Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния. Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов. Овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.  Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

 

Перспективное планирование на 2020 – 2021 учебный год.

 

Месяц

(два занятия)

Название занятия

Программное содержание

Методические приемы

 

      Сентябрь

 Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

 

Развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

 

Пальчиковая гимнастика «Сорока - сорока»  с использова -нием атрибутов (Иллюстрация или игрушка сороки).

Активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование: картинка с изображением сороки или игрушка.

 

Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.

Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила,

Деток кормила. ( воспитатель загибает пальчики ребенка).

Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный,

Этому дала – средний,

Этому дала – указательный,

Этому дала – большой.

 

   Октябрь

 Пальчиковая гимнастика «Поехали – поехали»  с использованием атрибутов (картинки изображаю -щие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки).

Упражнять  детей совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

 

 

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.

Поехали – поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны).

Поехали – поехали,

К зайцу за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

 

Пальчиковая гимнастика «Колобок»  с использованием атрибутов (игрушка Колобок)

 

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

 

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

Кулачок – как колобок.

Мы сожмем его разок.

Вот так – вот так,

Мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

 

 

 

 

 

 

 

 

     Ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Дорожка»  с использова –нием тактильных дорожек, картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.

 

Формировать умение детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики:

Мы взяли фасолинки

Выложить дорожку.

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка» с использова –нием атрибутов (лист белой бумаги на каждого ребенка).

 

   Упражнять детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

 

Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками в игру «Прогулка»:

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И, в конце пути упал.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, и, как бы, прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими кулаками по поверхности).

После игры воспитатель обращает внимание на то, что на улице идет такой крупный и пушистый. Предлагает детям, показать какой идет снег. Дети берут лист бумаги, рвут на кусочки, кладут кусочки на ладошку и дуют, показывая какой идет снег.

Декабрь

 Пальчиковая гимнастика «Бумажный мячик» с использова –нием атрибутов (лист белой бумаги на каждого ребенка).

 

 

Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.

 

Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

1. Кистью руки отталкивать мячик.

2. Перекатывать мячик по столу.

Сопровождая движения словами:

Я мячом круги катаю,

В зад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А затем сожму немножко,

Каждым пальчиком прижму

 И другой рукой начну.

 

 Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с применением  суджоко - терапии (мячик – суджок на каждого ребенка).

 

 

Познакомить детей с мячиком – суджок, развивать тактильные ощущения, совершенствовать круговые движения руками, одновременно делать массаж пальцев рук, испытывать положительные эмоции.

Воспитатель показывает картинку ёжика, предлагает детям его описать, затем показывает суджок и дает в руки детям, задает вопрос: похож ли возможность суджок на ёжика? Ответы детей.

Игровое упражнение «Ёжик»:

Ёжик выбился из сил,

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Январь

Речевая игра «Стираем платочки»  с использованием атрибутов (веревка, платочки, прищепки,  тазики, кукла)

 Развивать умение детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. Развивать моторику рук.

 

 Сюрпризный момент - в гости приходит кукла Катя. Она приносит платочки. Кукла рассказывает детям, что она хочет помочь маме постирать платочки, но их столько много что она сама не справится. Катя просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле.

Дети берут платочки, воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения руками:

Мама и дочка стирали платочки.

Вот так, вот так. (движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперед назад).

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так, вот так. (движения кистью в направлении слева – направо).

Мама и дочка сушили платочки.

Вот так, вот так. (Движения кистью вверх – вниз над тазиком).

– Ну, вот мы и помогли кукле постирать платочки, прополоскали, встряхнули теперь нужно их повесить. На растянутую веревку дети развешивают платочки и закрепляя их прищепками.

Речевая игра «Заниматель -ные прищепки» с использованием атрибутов (шаблоны различной тематики и прищепки разного цвета)

 

   Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета, конструкторские навыки.

В стихотворной форме воспитатель побуждает ребенка к действию. Например:

  1. Рыбка наша загрустила,

          Потому что нет плавников…

  1. Солнышко – солнышко,

           Покажи свои лучики…

Ребята подбирают к шаблону по цвету прищепки, восполняя недостающий элемент (лучики, плавнички…)

Февраль

Развивающая игра «Шнуровки» с использованием атрибутов (цветные шнурки, шаблоны и изображениемльвенка, котик, осминожки, паучок…)

   Развивать глазомер, внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, речь, память.

 

Воспитатель показывает картинку с изображением льва. Дети её внимательно рассматривают, называют части тела льва.  Далее воспитатель читает стихотворение, а затем вместе с ребятами его разучивает. Стихотворением сопровождается каждый шаблон из данной игры.

Ничего, что посадили,

Льва среди прекрасных лилий.

Лев могучий царь зверей,

Ты дразнить его не смей.

Затем показывает шаблон, интересуется, чего не хватает у нашего Львенка (гривы) и предлагает ребятам сделать гриву с помощью шнуровки.

 

 

 

 

Развивающая игра «Бусы для Кати» с использованием атрибутов (длинный шнурок, цветные бусинки крупного размера)

  Продолжать закреплять знание детей о четырех основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый), развивать мелкую моторику: нанизывать бусины в определенной последовательность, согласно схеме.

 

Сюрпризный момент. Воспитатель приносит куклу и сообщает, что Кате подарили набор «Сделай сам ». Ребята рассматривают набор, называют предметы, которые находятся в коробке, рассуждают, что можно сделать бусы.

Выполняют пальчиковую гимнастику «Бусинки – горошинки»:

Покатаю я в руках,

Бусинки – горошинки,

Станьте ловкими скорее,

Пальчики, ладошки.

Д/и «Собери бусы для Кати»

 

 

Март

Развивающая игра «Пуговки – шнурочки» с использованием атрибутов

(цветные пуговицы, цветные шнурочки, карточки – схемы, игрушка или картинка зайчик)

   Формировать умение детей, выкладывать пуговицы в определенной последовательности, согласно схеме (сенсорика), нанизывать пуговицы на шнурок в определенной последовательности или цветовой гамме. Развивать мелкую моторику рук.

 

Воспитатель знакомит ребят с д/и «Пуговки – шнурочки», рассказывает о правилах игры и предлагает помочь Зайчику – выложить дорожку, нанизывать пуговки на шнурочек.

Разучивает стихи:

Пуговки взяла я,

 Выложу дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

 

Для подруженики – зайчихи,

Всеми признанной портнихи,

Зайка пуговиц собрал,

Их на нитку нанизал,

Понесет подарок свой,

Он зайчихе дорогой.

 

Развивающая игра «Пуговки застегаем – пальчики развиваем» с использованием атрибутов

(лепесточки и цветок с проранками и пуговками)

Формировать умение детей застегивать и расстегивать пришитые пуговицы.

Развиваем мелкую моторику.

Воспитатель показывает ребятам ситуативную картинку, где мальчик не желает одеваться на прогулку, потому что не умеет застегать пуговки.

Читает стихотворение, а ребята повторяют. Показывает наглядно как расстегать и застегать пуговки.

 

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться?

Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

 

Дети играют в д/и «Пуговки застегаем – пальчики развиваем», на примере атрибута (Лепесточки и цветочек).

 

 

 

 

 

 

Апрель

 Речевая игра

«Паровоз» с использованием предметов или иллюстраций согласно тексту стихотворе –ния, раскраски, цветные карандаши)

 

   Формирование связной речи у детей дошкольного возраста путем интеграции образовательных областей. Развивать умение читать наизусть стихотворе-ние, ориентируясь на предмет или иллюстрацию. Закреплять знание четырех основных цветов, воспитывать аккуратность.

 

Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает ребятам, что пришел Мишка и принес с собой паровоз.

Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Паровоз»:

- Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки,

Пусть читают ребятишки!

- Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши!

 

 Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста стихотворения.

Совместно с воспитателем заучивают его наизусть.

Далее воспитатель предлагает детям раскраски «карандаши». Ребята раскрашивают, используя четыре основных цвета.

 Речевая игра «Дарит песенки весна» использование мнемотабли -цы для заучивания стихов.

 Формировать умение заучивать стихи с использованием мнемотаблиц.

Развивать внимательность, усидчивость, умение слушать и запоминать, связную речь, память.

Воспитатель знакомит детей с мнемотаблицей, читая стихотворение показывая иллюстрации.

 

Дарит песенки весна,

Раздает улыбки,

И на встречу ей со дна

Выплывают рыбки (Т. Белозеров)

 

Дети совместно с воспитателем разучивают стихотворение путем многократного повторения и зрительно ориентируясь на мнемотаблицу.

   Май

Пальчиковый театр «Три поросенка»  с использованием атрибутов и игрушек для театра, ширма…

 

Формировать навыки рассказывать сказки наизусть, расширять и закреплять словарный запас.

 

Воспитатель организует театр и предлагает воспитанникам в нем поучаствовать. Раздает по персонажу из сказки. Воспитанники начинают показывать театр.

 

 

Артикуляцион -ная гимнастика «Зоопарк» использование наглядных картинок с изображением животных согласно тексту.

   Развивать подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

 Воспитатель показывает иллюстрации. Вместе с детьми делает артикуляционную гимнастику:

 

Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.

Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т.В.  Пальчиковые игры и упражнения для детей  Издательство: Учитель М.: 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по кружковой работе

для воспитанников второй младшей группы

по речевому развитию "Говорушки"

на 2020 – 2021 учебный год

                                           Составили воспитатели

                                           группы «Божья коровка»

                                           Киреева Светлана Александровна

                                           (высшей квалификационной категории)

                                     Байбакова Светлана Александровна

                                           (высшей квалификационной категории)

Кружковая работа «Говорушки».

Цель:

Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность.

Образовательные области:

Приоритетная область.

Речевое развитие:

  • развивать речь и правильное звукопроизношение;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные качества;
  • воспитывать любовь к художественным произведениям и фольклору;

Познавательное развитие:

  •  развивать наблюдательность;
  • воображение, фантазию, память;

Физическое развитие:

  • развивать артикуляционную;
  • общую и мелкую моторику рук;

Социально – коммуникативное развитие:

  • формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий);
  • желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми;

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

        Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Актуальность.

    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.    Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает  духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

         Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Пути и методы реализации

1. Правильный образец педагога.

2. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4.Суджокотерапия.
5. Гимнастика для глаз.
6. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию осанки.

7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Время проведения кружковой работы

Кружковые занятия проводятся по 15 минут, два раза в месяц.

Содержание и формы работы

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры

Материально техническое оснащение

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал (суджок, карандаш…)

3. Природный материал (семена, крупы…)

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы

«Говорушки»

        Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния. Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов. Овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.  Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

Перспективное планирование на 2020 – 2021 учебный год.

Месяц

(два занятия)

Название занятия

Программное содержание

Методические приемы

      Сентябрь

 Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Пальчиковая гимнастика «Сорока - сорока»  с использова -нием атрибутов (Иллюстрация или игрушка сороки).

Активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование: картинка с изображением сороки или игрушка.

Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.

Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила,

Деток кормила. ( воспитатель загибает пальчики ребенка).

Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный,

Этому дала – средний,

Этому дала – указательный,

Этому дала – большой.

   Октябрь

 Пальчиковая гимнастика «Поехали – поехали»  с использованием атрибутов (картинки изображаю -щие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки).

Упражнять  детей совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.

Поехали – поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны).

Поехали – поехали,

К зайцу за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Колобок»  с использованием атрибутов (игрушка Колобок)

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

Кулачок – как колобок.

Мы сожмем его разок.

Вот так – вот так,

Мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

     Ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Дорожка»  с использова –нием тактильных дорожек, картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.

 

Формировать умение детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики:

Мы взяли фасолинки

Выложить дорожку.

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка» с использова –нием атрибутов (лист белой бумаги на каждого ребенка).

   Упражнять детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками в игру «Прогулка»:

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И, в конце пути упал.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, и, как бы, прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими кулаками по поверхности).

После игры воспитатель обращает внимание на то, что на улице идет такой крупный и пушистый. Предлагает детям, показать какой идет снег. Дети берут лист бумаги, рвут на кусочки, кладут кусочки на ладошку и дуют, показывая какой идет снег.

Декабрь

 Пальчиковая гимнастика «Бумажный мячик» с использова –нием атрибутов (лист белой бумаги на каждого ребенка).

Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.

Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

1. Кистью руки отталкивать мячик.

2. Перекатывать мячик по столу.

Сопровождая движения словами:

Я мячом круги катаю,

В зад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А затем сожму немножко,

Каждым пальчиком прижму

 И другой рукой начну.

 Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с применением  суджоко - терапии (мячик – суджок на каждого ребенка).

Познакомить детей с мячиком – суджок, развивать тактильные ощущения, совершенствовать круговые движения руками, одновременно делать массаж пальцев рук, испытывать положительные эмоции.

Воспитатель показывает картинку ёжика, предлагает детям его описать, затем показывает суджок и дает в руки детям, задает вопрос: похож ли возможность суджок на ёжика? Ответы детей.

Игровое упражнение «Ёжик»:

Ёжик выбился из сил,

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Январь

Речевая игра «Стираем платочки»  с использованием атрибутов (веревка, платочки, прищепки,  тазики, кукла)

 Развивать умение детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. Развивать моторику рук.

 Сюрпризный момент - в гости приходит кукла Катя. Она приносит платочки. Кукла рассказывает детям, что она хочет помочь маме постирать платочки, но их столько много что она сама не справится. Катя просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле.

Дети берут платочки, воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения руками:

Мама и дочка стирали платочки.

Вот так, вот так. (движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперед назад).

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так, вот так. (движения кистью в направлении слева – направо).

Мама и дочка сушили платочки.

Вот так, вот так. (Движения кистью вверх – вниз над тазиком).

– Ну, вот мы и помогли кукле постирать платочки, прополоскали, встряхнули теперь нужно их повесить. На растянутую веревку дети развешивают платочки и закрепляя их прищепками.

Речевая игра «Заниматель -ные прищепки» с использованием атрибутов (шаблоны различной тематики и прищепки разного цвета)

   Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета, конструкторские навыки.

В стихотворной форме воспитатель побуждает ребенка к действию. Например:

  1. Рыбка наша загрустила,

          Потому что нет плавников…

  1. Солнышко – солнышко,

           Покажи свои лучики…

Ребята подбирают к шаблону по цвету прищепки, восполняя недостающий элемент (лучики, плавнички…)

Февраль

Развивающая игра «Шнуровки» с использованием атрибутов (цветные шнурки, шаблоны и изображениемльвенка, котик, осминожки, паучок…)

   Развивать глазомер, внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, речь, память.

Воспитатель показывает картинку с изображением льва. Дети её внимательно рассматривают, называют части тела льва.  Далее воспитатель читает стихотворение, а затем вместе с ребятами его разучивает. Стихотворением сопровождается каждый шаблон из данной игры.

Ничего, что посадили,

Льва среди прекрасных лилий.

Лев могучий царь зверей,

Ты дразнить его не смей.

Затем показывает шаблон, интересуется, чего не хватает у нашего Львенка (гривы) и предлагает ребятам сделать гриву с помощью шнуровки.

Развивающая игра «Бусы для Кати» с использованием атрибутов (длинный шнурок, цветные бусинки крупного размера)

  Продолжать закреплять знание детей о четырех основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый), развивать мелкую моторику: нанизывать бусины в определенной последовательность, согласно схеме.

Сюрпризный момент. Воспитатель приносит куклу и сообщает, что Кате подарили набор «Сделай сам ». Ребята рассматривают набор, называют предметы, которые находятся в коробке, рассуждают, что можно сделать бусы.

Выполняют пальчиковую гимнастику «Бусинки – горошинки»:

Покатаю я в руках,

Бусинки – горошинки,

Станьте ловкими скорее,

Пальчики, ладошки.

Д/и «Собери бусы для Кати»

Март

Развивающая игра «Пуговки – шнурочки» с использованием атрибутов

(цветные пуговицы, цветные шнурочки, карточки – схемы, игрушка или картинка зайчик)

   Формировать умение детей, выкладывать пуговицы в определенной последовательности, согласно схеме (сенсорика), нанизывать пуговицы на шнурок в определенной последовательности или цветовой гамме. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель знакомит ребят с д/и «Пуговки – шнурочки», рассказывает о правилах игры и предлагает помочь Зайчику – выложить дорожку, нанизывать пуговки на шнурочек.

Разучивает стихи:

Пуговки взяла я,

 Выложу дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Для подруженики – зайчихи,

Всеми признанной портнихи,

Зайка пуговиц собрал,

Их на нитку нанизал,

Понесет подарок свой,

Он зайчихе дорогой.

Развивающая игра «Пуговки застегаем – пальчики развиваем» с использованием атрибутов

(лепесточки и цветок с проранками и пуговками)

Формировать умение детей застегивать и расстегивать пришитые пуговицы.

Развиваем мелкую моторику.

Воспитатель показывает ребятам ситуативную картинку, где мальчик не желает одеваться на прогулку, потому что не умеет застегать пуговки.

Читает стихотворение, а ребята повторяют. Показывает наглядно как расстегать и застегать пуговки.

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться?

Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

Дети играют в д/и «Пуговки застегаем – пальчики развиваем», на примере атрибута (Лепесточки и цветочек).

Апрель

 Речевая игра

«Паровоз» с использованием предметов или иллюстраций согласно тексту стихотворе –ния, раскраски, цветные карандаши)

   Формирование связной речи у детей дошкольного возраста путем интеграции образовательных областей. Развивать умение читать наизусть стихотворе-ние, ориентируясь на предмет или иллюстрацию. Закреплять знание четырех основных цветов, воспитывать аккуратность.

Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает ребятам, что пришел Мишка и принес с собой паровоз.

Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой «Паровоз»:

- Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки,

Пусть читают ребятишки!

- Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши!

 Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста стихотворения.

Совместно с воспитателем заучивают его наизусть.

Далее воспитатель предлагает детям раскраски «карандаши». Ребята раскрашивают, используя четыре основных цвета.

 Речевая игра «Дарит песенки весна» использование мнемотабли -цы для заучивания стихов.

 Формировать умение заучивать стихи с использованием мнемотаблиц.

Развивать внимательность, усидчивость, умение слушать и запоминать, связную речь, память.

Воспитатель знакомит детей с мнемотаблицей, читая стихотворение показывая иллюстрации.

Дарит песенки весна,

Раздает улыбки,

И на встречу ей со дна

Выплывают рыбки (Т. Белозеров)

Дети совместно с воспитателем разучивают стихотворение путем многократного повторения и зрительно ориентируясь на мнемотаблицу.

   Май

Пальчиковый театр «Три поросенка»  с использованием атрибутов и игрушек для театра, ширма…

Формировать навыки рассказывать сказки наизусть, расширять и закреплять словарный запас.

Воспитатель организует театр и предлагает воспитанникам в нем поучаствовать. Раздает по персонажу из сказки. Воспитанники начинают показывать театр.

Артикуляцион -ная гимнастика «Зоопарк» использование наглядных картинок с изображением животных согласно тексту.

   Развивать подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

 Воспитатель показывает иллюстрации. Вместе с детьми делает артикуляционную гимнастику:

Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.

Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.

 

Список используемой литературы.

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т.В.  Пальчиковые игры и упражнения для детей  Издательство: Учитель М.: 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

календарно - тематическое планирование "Урок здоровья" и ОБЖ во второй младшей группе.

Данный материал поможет воспитателям детских садов спланировать и  организовать  воспитательно образовательную деятельность с детьми второй младшей группы  по образовательным областям "...

Календарно-тематическое планирование по теме "Моя семья" во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование по теме "Моя семья" во второй младшей группе...

Календарно - тематическое планирование на декабрь 2018 г. во второй младшей группе

Этот документ составляется педагогом на каждый рабочий день с указанием дат и тем на основе годового и перспективного плана дошкольного учреждения. В свою очередь, главным документом, являющимся опоро...

Календарно-тематическое планирование «Весна. Встречаем пернатых друзей» во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование «Весна. Встречаем пернатых друзей»во второй младшей группеЗадачи: Расширить представление о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, зем...

Календарно-тематическое планирование «Домашние и дикие птицы» во второй младшей группе

Задачи: Учить называть и различать домашних и диких птиц, познакомить на иллюстративном материале с птицами (внешний вид, особенности)Учить описывать птиц по алгоритму. Развивать у...

Календарно – тематическое планирование по кружковой работе для воспитанников средней группы Нетрадиционные техники рисования "Фантазёры"

Кружковая работа "Фантазёры"(нетрадиционные техники рисования)Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через различные техники нетрадиционного изображения. Образовател...