Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Издательство детской книги» (из истории развития книгопечатания)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данный конспект отображает историю развития книгопечатания и знакомство с профессиями Издательского Дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._golovina_li_istoriya_razvitiya_knigopechataniya_1.docx495.49 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области                                                                             основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф.Грушина                                                                                                                     города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области                                                                            структурное подразделение «Детский сад «Василек»

«Издательство детской книги»

(из истории развития книгопечатания)

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию  в подготовительной группе                                          

Выступление на территориальном учебно-методическом семинаре «Работаем с литературой: продвигаем, рекомендуем»

Головина Лилия Ивановна, воспитатель

СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ №20

26.03.2024 г.

«Издательство детской книги»

(из истории развития книгопечатания)

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию                                    в подготовительной группе                                          

                                                                                       

 Возрастная категория: старший дошкольный возраст 6 – 7 лет

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие», "Социально-коммуникативное развитие".

Задачи:

1)Формировать умение детей включаться в беседу в соответствии с темой, вспоминать и излагать ранее полученные знания, загадки, поговорки, проявляя творческое воображение. («Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»)

2)Закреплять  знания дошкольников о профессиях Издательского дома в игре, ориентироваться в предложенных предметах для игры, обосновывая свой выбор. («Речевое развитие»)

3)  Познакомить детей с новой развивающей игрой «Засекреченное слово» из серии «Речевые кроссворды» («Речевое развитие»).

4) Развивать у детей посредством игры внимание, память,  сообразительность, умение объединять части в целое, выстраивать логические связи. («Познавательное развитие»)

5) Воспитывать у детей самоконтроль за речью, чувство сотрудничества, совместного творчества. («Социально-коммуникативное развитие»)

Предварительная работа: чтение и беседы об истории создания книги, о работе в типографии, издательстве; рассматривание  иллюстраций «Профессии»; разучивание загадок, пословиц, поговорок о грамоте.

Материалы и оборудование: коробка с книгой; портрет  М. Ломоносова, его высказывание:  «Велика бывает польза от ученья книжного»;  кроссворд на ватмане; использование информационных технологий с наглядным материалом по беседе; предметы для игры: детский компьютер; блокнот, ручка; фотокамера, микрофон;  фломастеры, цветные карандаши; словарь, ластик, карандаш, корректор;  клей, ножницы, дырокол, шнурки; телефон, газетные вырезки, журналы; цветовые сигнальные кружки  по количеству детей для игры «Колесо успеха».

Методы и приемы:

практические:

Выбор предметов для профессий; заполнение кроссворда на ватмане

наглядные:

Картинки на компьютере по ходу беседы

словесные:

Загадывание загадок, рассказывание, обсуждение, ответы на вопросы

Детская деятельность

Формы и методы организации детской деятельности

Игровая

Знакомство с игрой

Коммуникативная

Загадывание загадки, обсуждение  и показ  картинок по теме беседы, вопросы

Двигательная

игры

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.

Воспитатель предлагает отгадать предмет в коробке , используя  словесную Игру «Да-нет».

Воспитатель предлагает  детям вспомнить загадки о грамоте, книге.
- Давайте сегодня вспомним, что мы знаем об истории создания книги. Долгий путь прошла книга, прежде чем попала к нам в руки.

- На чем делали первые записи люди в Древней Руси? Что такое берёста? Было ли удобно использовать берестяные письмена?

-На чем  печатают буквы сейчас?

Воспитатель предлагает детям вспомнить,  как делают бумагу.

-Книги на Руси люди ценили, любили читать.

Воспитатель предлагает детям  вспомнить пословицы, поговорки о ценности книги, грамоты.

-Первые книги были рукописные. Что это значит? Как назывались люди, писавшие книги вручную? А люди, писавшие историю по летам?

- Где хранились первые книги? Почему книги стоили дорого?

- С тех пор прошло много веков. Печатать на станках книги начали 600 лет назад.

Воспитатель предлагает детям из представленных портретов  найти изображение немецкого изобретателя печатного станка Иоганна Гутенберга и русского первопечатника Ивана Федорова.

-А что сейчас используют для печатанья книг? С развитием науки и техники станки превратились в современные печатные машины. Созданы типографии, книжные фабрики.

Воспитатель предлагает карточки из серии Игр «Что сначала, что потом», чтобы  разложить их в порядке превращения бумаги в книгу.

-На чем еще можно напечатать тысячи зкземпляров   книг?

Дети  задают наводящие вопросы, отгадывая  предмет (книга).

 Вспоминают загадки о грамоте, книге.

Дети отвечают с опорой на информационно-техническую

 наглядность

Дети вспоминают пословицы, поговорки о книге, грамоте.

Дети отвечают  с опорой на картинки.

Дети находят портреты немецкого изобретателя и русского первопечатника, объясняя свой выбор.

Дети раскладывают карточки по порядку, рассказывая, что на них изображено.

Дети отвечают  с опорой на картинки, предоставляемые компьютером.

2.

-В Издательском Доме над созданием книг трудится много талантливых, ответственных, творческих специалистов. Какие профессии вы знаете, кто помогает в создании книги?

-А кем бы вы хотели работать в Издательском Доме?

Воспитатель предлагает выбрать предметы, которые могут быть использованы в их профессии.

Дети называют профессии.

Дети выбирают предметы, объясняя свой выбор.

3.

Воспитатель предлагает рассекретить слово, спрятанное в кроссворде  в

 Игре «Засекреченное слово»

-Молодцы, отлично справились.

Дети в соответствии с вопросом вписывают ответ.

 

4.

-Сегодня мы с вами беседовали об истории создания книги в древности и  в современном мире.

Воспитатель предлагает детей оценить свою деятельность на занятии с помощью смайликов.

Дети  берут смайлик в соответствии с оценкой  их заинтересованности в  выполнении  заданий, испытанных затруднений на занятии

 

Использованная литература.

1.А. Светличная. История письменности и книгопечатания. YouTube

2. История книгопечатания. Иоганн Гутенберг, изобретатель.  YouTube Библиотека им. В.Г. Белинского.

3. История книгопечатания  на Руси. YouTube Exponenty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты молока" - игра-занятие для детей старшей и подготовительной групп.

Формирование представлений у детей о долгом пути, который проходит молоко, прежде чем попадет на стол, о разнообразии молочных продуктов; способствовать формированию у детей представления о пользе мол...

Игра - занятие "Поле чудес" для детей подготовительной группы. Тема: "Знатоки природы".

1.Чтение стихотворения о весне.2.Отборочный тур (9 вопросов)3.Первый тур (3 вопроса)- задание.4.Физкультминутка.5.Второй тур (3 вопроса)- задание.6. Третий тур (3 вопроса)- задание.7. Музыкальная пауз...

Конспект игры - занятия "Что?Где?Когда?" в подготовительной группе для детей с ТНР

Конспект игры - занятия "Что?Где?Когда?" в подготовительной группе для детей с ОНР (с родителями)....

Конспект игры-занятия «Дети шпионов» (для детей подготовительной группы)

Конспект игры-занятия «Дети шпионов» (для детей подготовительной группы)...

Тематическое планирование в подготовительной группе "Неделя детской книги"

Тематическое планирование по всем областям в соответствиии с темой недели книги...

мероприятия в подготовительной группе "Моя детская книга"

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,...