Развитие речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ваисова Флорида Ахметовна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi.docx532.16 КБ
Файл domashnee_zadanie_zima.docx889.16 КБ
Файл vesna.docx216.81 КБ

Предварительный просмотр:

https://oki3.vkusercdn.ru/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnDZxlQqgv5NtuKTApls36tFyDSImJ_2cTAKxWG2daZso&fn=h_768     https://oki3.vkusercdn.ru/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnHBIIM0ReNHRBMRXef-R2ncHabXIwNT92GvEe-DdVeT4&fn=h_768

https://oki3.vkusercdn.ru/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnUDfrzl8LgkwMTDWmpJj4phwi81ROabDk2xQ8iKXAnkY&fn=h_768   https://oki3.vkusercdn.ru/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnNk_821hO9KXDdtAtiGaknXA77_Yw_1_UNSlKvZdrvaA&fn=h_768


https://oki3.vkusercdn.ru/i?r=BDHElZJBPNKGuFyY-akIDfgnF55p4-kfW30josIqYjTBi3d90k-m0WCl9UlZKTwvrKc&fn=h_768



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима».

Задачи: расширять словарный запас детей. Формировать грамматический и лексический строй речи.

 «ОДИН –МНОГО» (образование существительных множественного числа в родительном падеже)

Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа - стуж, холод- холодов, забава — забав.

ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:

Снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный….

Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие…

Мороз—морозец; морозить, морозилка, морозный, мороженое;

Лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?

Подбери прилагательных к существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая?) …

Подбери глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) … Лед на солнце (что делает?) … Мороз (что делает?) … Метель (что делает?) …

«Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

«А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)

Сегодня снег падает, а вчера ...

Сегодня снег сверкает, а вчера ... Сегодня снег тает, а вчера ...

Сегодня снег хрустит, а вчера ...

Сегодня снег идет, а вчера ...

Сегодня снег ложится, а вчера ...

Сегодня снег кружится, а вчера ...

Связная речь. Составление рассказа - описания о зиме по плану:

Погода: небо, солнце, осадки.

Растения зимой.

Животные зимой.

Люди зимой: одежда, развлечения.

Упражнение "Узнай словечко" на активизацию словаря.

Белый, пушистый, искрящийся ... (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька)

Уходящий, старый, новый ... (год)

Знакомство с ПОСЛОВИЦАМИ.

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

Без мороза вода не замёрзнет

Береги нос в сильный мороз

Много снега - много хлеба

Синица к избе - зима на двор

Снег холодный, а от мороза укрывает

Январь год начинает, а декабрь кончает


Дым из трубы столбом — к холодам

Зима - не лето, в шубу одета

Зима морозная - лето жаркое

Пересказ. Составление рассказа.

После осени наступила зима. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идёт снег. Дует ветер. На деревьях и на земле лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. Люди одевают шубы, тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги и валенки.


Зимующим птицам нечем питаться, поэтому люди делают кормушки и подкармливают птиц. Многие животные прячутся в норки. Медведь ложится в спячку. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков. Дети рады зиме!

Зимой солнце светит, но не греет. Бывают и сильные морозы. Часто идет белый пушистый снег. Листья на деревьях облетели. Деревья стоят укрытые снегом. Сосны и ели стоят зеленые. Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались с нами зимовать зимующие: воробьи, сороки и другие. Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее. Люди надели теплую одежду. Дети катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки. Зимой в домах наряжают елки и отмечают праздник – Новый год.

Пересказать рассказ (учимся связной речи). Ёлка.

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Зимой реки и озера покрываются гладким, блестящим…

Земля покрылась белым, пушистым…

Дети слепили большую снежную…

Зимой дети любят кататься на…

Считалка

Ослик саночки тащил,

Не жалел последних сил:

В гору - с горки - подустал,

Навзничь ослик в снег упал.

Санки некому тащить,

Выходи - тебе водить!

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Я - Мороз Красный Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

Какой общий признак имеют следующие предметы?

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Игра «Бывает - не бывает».

Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.     Ответьте на вопросы.

О чем разговаривают между собой Снежинки?

О каких приключениях поведали вам Снежинки?

О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чем шепчутся Деревья в зимний день?

О чем разговаривают между собой Ель и Осина?

«Как заяц зимой живет».  Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда.

Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает -там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке -тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу -попробуй-ка разгляди! Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь -травку найдет. А как наметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

«Как белочка зимует». Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода

- белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано - то ловко -будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.


Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит

«Как зимуют рыбы» Автор: Л. Карпова

«Чем дятел зимой кормится»

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина





https://a2b2.ru/storage/files/person/144217/section/61510/80307_8c8378884064b4072adf420a6e863b71.jpg

https://i.pinimg.com/736x/cb/1c/f8/cb1cf82295680471fbe46d642ec75f81.jpg


https://i.pinimg.com/736x/2d/ca/2e/2dca2e2a42e44b760e2b0344293399d1.jpg




https://i.pinimg.com/originals/10/ba/fd/10bafd22d7e13a21438cf219827fb249.jpg

https://i.pinimg.com/originals/01/05/90/0105903ae273c8df3b3f1bf6e25d9597.jpg






Предварительный просмотр:

                               Лексическая тема: Весна
   
Словарь по теме:

Предметный: месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи,

льдины, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки,

подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния.

Глагольный: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет.

Признаков: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, перелётные, проворные, голосистые.

Наречия: ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро.

Грамматический строй

1. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственных связей)
Почему весной тает снег? (Снег 
таетпотому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?

2. «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)
Весна 
какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая.

3. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна 
сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

4. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что бегут ручьи.



Поговорите с ребенком о признаках весны. Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка.  С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши.  Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…

 

Игра «Расскажи что происходит в природе весной»

Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.

 


Игра «Назови ласково»

Солнце-солнышко,                       лужа- лужица             

Дождь —                                             луг —                       

Цветок —                                            земля-                              

Облако —                                            роща-                               

Птица —                                              вода-                                 

Птенец —                                            дерево-

Жук —                                                  ветка-

Гнездо-                                                капля —

Трава —                                               росток —

Лист —                                                 ручей —

 

Игра «Один- много»

Гнездо – гнезда                перо —                       перо-             

Дерево-                             птенец —                   детеныш —

Ветка-                                лист-                         зверь —

Почка-                               песня-                       цветок —

 

Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

 

Пальчиковая игра «Весна»

 

К нам весна лишь заглянула

(потянуть руки вперед)

В снег ладошку окунула

(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки

то тыльной, то лицевой стороной)

И расцвел там нежный

(руки от локтей до запястий соединить,

кисти сложить в форме цветка)

Маленький подснежник

(пальцы раскрываются, словно подснежник)

 

Составить короткий рассказ о весне.

  • Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
  • Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
  • Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
  • Что происходит с птицами и животными?
  • Какой труд выполняют люди весной?
  • Нравится ли тебе весна? Почему?

 «Какой, какая, какое, какие».

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые

«Продолжи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

«Назови одним словом».

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталина

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега. — Капель.

  1. Стихи про весну.

Где ты, солнышко, проснись!                      — Сосулька, сосулька,

Где ты, скворушка, вернись!                        Скажи мне, о чем

Сыпать снег зима устала.                             Ты плачешь так горько

Кап, кап, кап! Весна настала!                      Под нашим окном?

Е. Карганова.                                                 Сказала сосулька,

Сквозь слезы вздыхая:

По весне набухли почки                                — Я плачу о том,

И проклюнулись листочки.                            Что на солнышке таю.

Посмотри на ветки клена-                                        Н. Красильников

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев                                                  Если снег повсюду тает,

                                                                       День становится длинней, 

Если все зазеленело

К нам весна шагает быстрыми шагами.    И в полях звенит ручей,

И сугробы тают под ее ногами.                  Если солнце ярче светит,

Черные проталины на полях видны.          Если птицам не до сна,

Верно, очень теплые ноги у весны.            Если стал теплее ветер,

И. Токмакова.                                                Значит к нам пришла весна!

                                                                                     Е.Карганова.  

 

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, золотое донышко — пальчики касаются большого пальца,

Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики касаются большого пальца,

Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу,

Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья,

А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки,

Цветочки подрастают — потрясти пальцами над головой.

 

К нам весна лишь заглянула — потянуть руки вперед,

В снег ладошку окунула — руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки

то тыльной, то лицевой стороной,

И расцвел там нежный — руки от локтей до запястий соединить,

кисти сложить в форме цветка,

Маленький подснежник — пальцы раскрываются, словно подснежник.

 

Весенний дождь

(Н. Полякова)

Поутру надел на ножки (Наклониться к полу.)

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок, (Топнуть одной ногой, затем – другой.)

Там раскроется цветок. (Руки вверх, кисти рук, — как лепестки цветов.)

От дождя травинки (Опустить руки, выпрямиться.)

Распрямили спинки. (Отвести плечи назад, встать прямо.)

 

 

https://sun9-54.userapi.com/impg/_-S_9hS3PExZ8tgupDMB3zbeB5aTxcNROcb1IA/_oudztkDCfY.jpg?size=807x562&quality=96&sign=73c36dd8a5234d6b1814e3a6eb8bbc67&c_uniq_tag=csARaQs8QfcxbaoHq5Sqi6iEEMQDlQsUQTF-dON6eso&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...