Примерный конспект открытого занятия по развитию речи. "Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Виолетта Сергеевна Иванова

Примерный конспект открытого занятия  по развитию речи.

«Ранняя весна»

Автор-разработчик: Иванова В С

воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: подготовительная группа компенсирующей направленности детского сада.

Длительность ОД: 30 мин.

Цель: Обобщение представлений детей о весне: называть приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащение речи, пополнение лексики разнообразием слов по теме.
Задачи:
1.ОО «Социально - коммуникативное развитие»:

- Воспитывать бережного отношения к природе. Проявлять внимание и заботу ко всему живому.

 2. ОО «Познавательное развитие»:
- Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
3. ОО «Речевое развитие»:

- Развивать связную речь, расширять лексический запас по теме «Весна».
- Развитие умения подбирать эпитеты к словам.
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- воспитывать интерес у детей к весенним мотивам природы.

5. ОО «Физическое развитие»:

-смена вида деятельности, умение выполнять движения со словами;

Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание монет и банкнот, просмотр мультфильмов, сказок, чтение художественной литературы.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, распутица, оттепель, пейзаж.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Март», сюжетные картины по теме занятия: проталина, сосулька, подснежник, половодье, распутица, игрушка Буратино, звуки природы (пение птиц), магнитные буквы, мяч.

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением природных явлений весны.

Примерный ход занятия:

Организационный момент:

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, скажем:

«Будьте все здоровы!»

Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам придет гость, попробуйте догадаться, кто же это. Отгадайте загадку:

Мальчик с Азбукой подмышкой- деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвел друзей ни разу.

Дети: Буратино.

Буратино: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Мимо садика я шел, в группу к вам зашел…и кажется вы собираетесь чем-то очень интересным заняться.

Воспитатель: Милый Буратино, у нас сейчас занятие с ребятами, а вот о чем будет наше занятие дети узнают, отгадав загадку:
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут её … (весна).

Сегодня наше занятие будет посвящено этому времени года.

Буратино: А можно и мне с вами заниматься, я совсем мало знаю о весне.

Воспитатель: конечно можно, но только не шалить!

Основная часть.
Воспитатель: Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

Вы рады весне? (Да.)

Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) 

Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)

Как много признаков весны вы назвали!

Демонстрация картины И.И. Левитана «Март».

Нравится, ли вам картина?

Какое время года на ней изображено, как вы догадались?

Как называется картина? («Март»)

Кто написал эту картину? (И.Левитан)

Какую весну (раннюю или позднюю) художник изобразил на картине (Раннюю).

Докажите, что это ранняя весна (Снег рыхлый, дороги почти избавились от снега, снеговая шапка на крыше заднего крыльца готова упасть и рассыпаться, лошадь, обрадовавшись первому робкому солнечному теплу, стоит неподвижно, дремлет, но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие тени на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и шумное птичье семейство.).

Какие краски преобладают в картине?

Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)

Как бы вы назвали картину?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Вывод: На картине изображен ясный, солнечный день в самом начале весны. Повсюду ещё лежит снег. Но яркое весеннее солнце уже ласкает землю и деревья.

Продолжаем нашу работу, но сначала немного отдохнем.

Буратино: Можно мне провести разминку, я знаю одну подходящую физминутку.

Физкультминутка «ВЕСНА»

Ушла зима, пришла весна,

(ходьба на месте)

Нас очень радует она.

(хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.

(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет.

(упражнение «цветок»)

Воспитатель: спасибо, буратино, замечательная разминка получилась.

Мы с вами много говорили о весне. Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили приметы ранней весны. Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и объясните почему.

Игра «Четвертый лишний» Приметы.

-тает снег; улетают на юг перелетные птицы; начинается капель; появляются проталины.

-распускается верба; начинается ледоход; трещат сильные морозы; расцветает мать-и-мачеха.

-набухают почки; на проталинах появляется первая травка; грачи начинают строить гнезда; созревают яблоки.

-природа просыпается от зимнего сна; снег темнеет и оседает; листья желтеют и опадают; просыпается медведь.

Молодцы, вы были внимательны, исправили мои ошибки и дали правильные объяснения.

Поиграем еще с вами?!

Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. Д.

Весну всегда очень любили и ждали, а поэты слагали стихи о весне. Давайте и мы прочитаем стихотворение о весне И. Токмакова «К нам весна шагает…», С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Но не только стихи о весне, но и пословицы, приметы придумывал народ.

Народные приметы:

Увидел грача-весну встречай. Почему так говорят?

Длинные сосульки-к долгой весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков –к теплой весне.

Воспитатель: Буратино, мы с ребятами хотим поиграть в пальчиковую игру и тебя научить.

Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки (Так же)

Посмотрели вниз. (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)

«Будем каплями кидаться!» (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Умный словесник»

Я буду описывать явление, а вам нужно правильно подобрать слово и картинку к этому явлению.

Падение с крыш тающего снега каплями, а также сами эти капли называют (капель);

Совсем маленькая капля (капелька);

Теплая погода весной, когда тает снег и лед (оттепель);

Место, где стаял снег и открылась земля (проталина);

Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица);

Небольшой водный поток весной, в котором дети любят запускать кораблики (ручеек).

Молодцы, все слова верно назвали.

Воспитатель: Ребята, у меня еще одна игра осталась, давайте поиграем.

Игра «Составь слово»

Из магнитных букв вам нужно составить слово на доске.

Время года, когда природа просыпается (весна)

Пробивается в апреле, все поля зазеленели (трава)

Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится (грач)

Буратино: Ребята, мне очень понравилось с вами заниматься, я узнал много нового, и мне не терпится скорее рассказать своим друзьям о весне. До свидания.

Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне)

Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Какие новые слова запомнили? (оттепель, проталина, распутица)

Кто к нам приходил в гости? (Буратино)

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Я вам предлагаю послушать пение птиц весной, чтобы порадоваться вместе с птицами наступлению весны.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Ранняя весна".

Цели: закрепить время года-весна;вспомнить характерные признаки весны;закрепить умение подбирать признаки к словам;образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;образовыв...

План-конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна»

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:«Ранняя весна»...

Конспект занятия по развитию речи " Ранняя весна"

Конспект занятия по развитию речи...

конспект занятия по развитию речи "Ранняя весна"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Ранняя осень"

Продолжаем учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью....

Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна в природе» в старшей группе

Цель: развитие речи по теме «Ранняя весна».Задачи:Образовательные:расширять представления о весне как времени года;учить составлять предложение по лексической теме &laq...