Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Космос – это интересно»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

                                                                Конспект                                                                       

НОД по развитию речи

Тема «Космос –это интересно»

           Заучивание стихотворения Якова Акимова « Есть одна планета- сад…» используя  инновационные технологии

 

Цель: Формировать умение детей заучивать  стихотворенние о космосе с опорой на мнемотаблицу .Развитие связной речи  памяти  у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий.

Задачи:

Образовательная:

  • Совершенствовать связную речь;
  • Закрепить активный словарь по теме космос
  • Формировать умение использовать в речи антонимы; 
  • Обогащать речь детей прилагательными; учить образовывать имена
  • Прилагательные от имен существительных;
  • Формировать умение составлять простые и сложные предложения;
  • Расширить кругозор детей по теме «Космос»;
  • Формировать умение составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицы.

Развивающие

  • Развивать грамматический строй речи,
  • Развивать координацию движений (физминутка);
  • Развивать память внимание, логическое мышление.

 

Воспитательные

  • Воспитывать в детях уважение к сверстникам и умение слушать друг друга.
  • Обогащать и активизировать словарь дошкольников по теме «Космос» (иллюминатор, солнечная система, скафандр, невесомость…)
  • Расширить кругозор детей, развивать  их воображение.   

Оборудование: Презентация, аудиозапись, мольберт, картинки для ребуса, магнитные буквы, ракета, звезда, глобус, предметные картинки «Космос», мнемотаблица к стихотворениию, мяч, фотография Ю.А. Гагарина.

 

 

Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса, чтение книг и энциклопедий, заучивание стихов и загадок,  беседа «Планеты солнечной системы, подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход НОД:
1.Организационный момент:

Воспитатель: Сегодня у нас развитие речи, и тема нашего занятия очень интересная и неизвданная.. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить нужно  разгадать ребус.  Чтобы собрать слово, необходимо назвать  первую букву с каждой картинки. (на мольберте 6 пустых клеточек) Дети, по очереди берут картинку, произносят, что на ней изображено и называют первый звук. Затем на мольберт прикрепляют магнитную букву

капуста

Осы

Сыр

Мышь
Окна
Стол

Воспитатель: Ребята, прочитайте, какое слово у нас получилось? (ответы детей)

Да, «КОСМОС».

 

Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня будем говорить о космосе, Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков чтобы давать чёткие ответы.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 

Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. 

Слайд 1: Давным - давно люди смотрели на небо, и думали, как бы им подняться выше облаков, и узнать, что же там... Прошло много - много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Как они называются? (Ракеты)

И первыми полетели в космос на них животные.

 Кто знает, какие? ( собаки) Они полетели и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка.

Слайд 2 белка и стрелка

 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

 

 

Слайд 2 белка и стрелка

Работа с мольбертом

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?

Ракета какая?

- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?

- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?

- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)

 

-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?

Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты. : Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

 

 

 

 Слайд 4 Солнечная система

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

 

Слайд 3 планета Земля

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля

. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться, до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

 

Чтение и заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Мнемотаблица к стихотворению

 

Якова Акима «Есть одна планета-сад…».

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

 

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

 Ведь другой, похожей, нету!

 

Слайд 4 Солнечная система

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого враща ются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

 

Стихотворение про планеты читают с помощью мнемотаблицы и показывая с помощью пальцев

Из воспоминаний

 (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?

Ракета какая?

- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?

- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?

- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)

 

-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?

Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.

 

Игра «Какой?»

Ребята, давайте будем передавать звезду по кругу, и тот, у кого звезда, скажет, какими должны быть космонавты? (ответы детей: Сильными, смелыми, храбрыми, умными, решительными, ловкими, трудолюбивыми, отважными, мужественными, дисциплинированным…)

А теперь сделаем зарядку для ума.

Поиграем в игры.

 

Игра «Скажи наоборот».

Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»:

 близкая планета,

большая звезда,

быстрая ракета,

сильный космонавт,

маленькая планета,

 яркая комета и т.д..

 

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».
Нам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой

 (звезда - звездный,

 туман - туманный,

 солнце - солнечный,

 луна - лунный,

 ночь - ночной,

холод - холодный,

кислород - кислородный…).

 

ДИ «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, луну.

Яркие, небе, большие, на, звезды.

Мы, земля, живем, планете, на.

Родную, на, космонавты, землю, возвращаются.

Астроном, звёздами, за, наблюдает.
Луна, спутник, это, Земли.

(Дети составляют предложения)

 

 

Игра «Составь предложение, используя картинку».

Например:

 «ракета» - Ракета летит в космос.

«луна» - В небе светит луна.

«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия. 

«Солнце, Кометы, остероид, метеориты.»

 

Игра «Образуй множественное число».

Например: ракета -…ракеты;

комета -…кометы;

планета -…планеты;

космонавт -…космонавты, 

созвездие -… созвездия.

Молодцы, со всеми справились заданиями

 

Физминутка:

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс

 


 

Итог. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали? 

И в конце нашего занятия мне бы хотелось прочитать для вас загадки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_-_eto_interesno.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по развитию речи

Тема «Космос –это интересно»

Заучивание стихотворения Якова Акимова « Есть одна планета- сад…» используя  инновационные технологии

Цель: Формировать умение детей заучивать  стихотворенние о космосе с опорой на мнемотаблицу .Развитие связной речи  памяти  у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий.

Задачи:

Образовательная:

  • Совершенствовать связную речь;
  • Закрепить активный словарь по теме космос
  • Формировать умение использовать в речи антонимы; 
  • Обогащать речь детей прилагательными; учить образовывать имена
  • Прилагательные от имен существительных;
  • Формировать умение составлять простые и сложные предложения;
  • Расширить кругозор детей по теме «Космос»;
  • Формировать умение составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицы.

Развивающие

  • Развивать грамматический строй речи,
  • Развивать координацию движений (физминутка);
  • Развивать память внимание, логическое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать в детях уважение к сверстникам и умение слушать друг друга.
  • Обогащать и активизировать словарь дошкольников по теме «Космос» (иллюминатор, солнечная система, скафандр, невесомость…)
  • Расширить кругозор детей, развивать  их воображение.  
  • Оборудование: Презентация, аудиозапись, мольберт, картинки для ребуса, магнитные буквы, ракета, звезда, глобус, предметные картинки «Космос», мнемотаблица к стихотворениию, мяч, фотография Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса, чтение книг и энциклопедий, заучивание стихов и загадок,  беседа «Планеты солнечной системы, подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход НОД:
1.Организационный момент:
Воспитатель: Сегодня у нас развитие речи, и тема нашего занятия очень интересная и неизвданная.. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить нужно  разгадать ребус.  Чтобы собрать слово, необходимо назвать  первую букву с каждой картинки. (на мольберте 6 пустых клеточек) Дети, по очереди берут картинку, произносят, что на ней изображено и называют первый звук. Затем на мольберт прикрепляют магнитную букву

капуста

Осы

Сыр

Мышь
Окна
Стол

Воспитатель: Ребята, прочитайте, какое слово у нас получилось? (ответы детей)

Да, «КОСМОС».

Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня будем говорить о космосе, Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков чтобы давать чёткие ответы.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. 

Слайд 1: Давным - давно люди смотрели на небо, и думали, как бы им подняться выше облаков, и узнать, что же там... Прошло много - много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Как они называются? (Ракеты)

И первыми полетели в космос на них животные.

 Кто знает, какие? ( собаки) Они полетели и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка.

Слайд 2 белка и стрелка

 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

Слайд 2 белка и стрелка

Работа с мольбертом

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?

Ракета какая?

- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?

- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?

- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)

-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?

Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты. : Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

 Слайд 4 Солнечная система

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

Слайд 3 планета Земля

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля

. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться, до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Чтение и заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Мнемотаблица к стихотворению

Якова Акима «Есть одна планета-сад…».

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

 Ведь другой, похожей, нету!

Слайд 4 Солнечная система

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого враща ются девять планет.)

А какие планеты вы знаете?

Стихотворение про планеты читают с помощью мнемотаблицы и показывая с помощью пальцев

Из воспоминаний

 (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?

Ракета какая?

- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?

- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?

- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)

-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?

Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.

Игра «Какой?»

Ребята, давайте будем передавать звезду по кругу, и тот, у кого звезда, скажет, какими должны быть космонавты? (ответы детей: Сильными, смелыми, храбрыми, умными, решительными, ловкими, трудолюбивыми, отважными, мужественными, дисциплинированным…)

А теперь сделаем зарядку для ума.

Поиграем в игры.

Игра «Скажи наоборот».

Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»:

 близкая планета,

большая звезда,

быстрая ракета,

сильный космонавт,

маленькая планета,

 яркая комета и т.д..

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».
Нам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой

 (звезда - звездный,

 туман - туманный,

 солнце - солнечный,

 луна - лунный,

 ночь - ночной,

холод - холодный,

кислород - кислородный…).

ДИ «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, луну.

Яркие, небе, большие, на, звезды.

Мы, земля, живем, планете, на.

Родную, на, космонавты, землю, возвращаются.

Астроном, звёздами, за, наблюдает.
Луна, спутник, это, Земли.

(Дети составляют предложения)

Игра «Составь предложение, используя картинку».

Например:

 «ракета» - Ракета летит в космос.

«луна» - В небе светит луна.

«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия. 

«Солнце, Кометы, остероид, метеориты.»

Игра «Образуй множественное число».

Например: ракета -…ракеты;

комета -…кометы;

планета -…планеты;

космонавт -…космонавты, 

созвездие -… созвездия.

Молодцы, со всеми справились заданиями

Физминутка:

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс


Итог. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали? 

И в конце нашего занятия мне бы хотелось прочитать для вас загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы "Космос"

Ход занятия:I. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.- Здравствуйте.II. Эмоциональная настройка.- Ребята, какое у вас сегодня настроение?- Хо...

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе по теме "Путешествие в космос"

quot;Путешествие в космос", ОД по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича на тему: «Космос».

Задачи:Развивать у детей психические процессы: память, внимание, воображение по средствам развивающих игр и пособий В.В.Воскобовича;Развивать у детей навыки сотрудничества, умение работать в пар...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «В космосе так здорово!»

Тема: «В космосе так здорово!»Цель: Закреплять у детей представления о космосе и «Дне космонавтики».Задачи:Образовательные:o Закреплять и расширять знания детей о космосе, о ст...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В.Бороздина "Первый в космосе"...