Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Познавательное развитие. Речевое развитие

Тема: «Волшебная страна насекомия»

Цель: формирование представлений детей о многообразии насекомых.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представление детей о многообразии насекомых, их классификации, приспособляемости к условиям жизни, выделять их отличительные общие признаки(наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).Расширять знания об окружающем мире. Активизировать использование в речи пословиц и поговорок, образной лексики.

Развивающие: развивать речь, мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитание доброго и бережного отношения к насекомым- маленьким соседям на планете, закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно.

Предварительная работа: чтение басен И.Крылова, рассказов К.Д.Ушинского, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций к произведениям, беседы по рисункам, выполнение работ по художественно-эстетическому развитию.

Оборудование и материалы: картинки с изображением насекомых, басня И.Крылова Стрекоза и муравей

Ход:

Организационный момент:

Я здороваюсь везде- Дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской …

Дети ...курице. (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Проблемная ситуация:

В: Ребята, сейчас идет второй месяц весны -апрель. В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране. Эти картинки из волшебной страны, чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадку и найти картинку-ответ.( дети отгадывают загадки и выставляют на наборное полотно картинку)

Основная часть:

#1064;евелились у цветка Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

#1063;ерный, а не ворон Рогат, а не бык

С крыльями, а не птица.(Жук)

#1044;омовитая хозяйка Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком , Он поделится медком.(Пчела)

#1055;огляди на молодцов Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон Материал для стройки

Без работы , хоть убей Жить не может ……(Муравей)

#1057; ветки на тропинку С травки на былинку

Прыгает пружинка- Зеленая спинка.(Кузнечик)

#1053;а ромашку у ворот опустился вертолет

Золотистые глаза Кто же это? ( Стрекоза)

В:Внимательно рассмотрите всех представителей этой страны. По внешнему строению –жуки, бабочки , стрекозы, пчелы; по месту обитания –наземные, водные; по способу передвижениялетающие, ползающие, прыгающие.

В:Как одним словом можно назвать этих существ? (Насекомые)

В:А фантастическую страну ?- Насекомия.

В: Обратите внимание, что и в этой стране все жители разного размера.Кто-то большой, кто-то поменьше, а кто-то крошечный и у них есть свои карлики великаны.

Давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «Карлики и великаны»: жук –жучок –жучище , пчела-пчелочка -пчелище и т.д.

В: Молодцы! Ребята, а вы знаете, почему насекомые получили такое название? Обратите внимание на тело насекомых, у них есть полосочки, т.е. насечки-отсюда и название, и они получили его не просто так. Давайте вместе подумаем, почему божьих коровок так называют? (потому, что умеет выделять «молочко», правда не белое , а оранжевое, жидкость неприятно пахнущая ).

В: Слепень? (потому, что жалит он так больно, что даже на миг слепнешь) и т.д.

В:А на сколько частей делится туловище всех насекомых? (на три)

В:А сколько всего ног? ( шесть)

В:Куда исчезают насекомые осенью?

В:Какую пользу приносят насекомые?

В:Почему перелетные птицы улетают осенью на юг?

В: Ребята, писатель К.Д.Ушинский любил писать про насекомых. Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком пойдет речь:

#1053;е жучок, не мотылек

А садится на цветок

Если в гости к ней пойдешь-

Прямо в улей попадешь. (Пчела)

#1054;на летит, надоедливо жужжит.(Муха)

Чтение рассказа «Пчелы и муха»

В: Дети, подберите слова, характеризующие героев рассказа.

В:Пчелки какие?- мохнатые, полосатые, трудолюбивые, веселые.

В:Муха какая?- большая. Зеленая, грустная, сонная.

Физкультминутка:

Можно выполнить 2 раза.

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие (бег на месте)

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем (ходьба на месте)

В лесу деревья (тянемся вверх)

И цветы (наклоны)

Устали ноги от ходьбы (присесть на корточки)

И кушать мы давно хотим, (гладим животик)

Домой скорее полетим (машем руками)

В:Ребята, подумайте, какая басня И.Крылова подходит к рассказу «Пчелы и муха» ?

В:Правильно Стрекоза и муравей.

В: Давайте вспомним ее. Слушание басни.

В:Как можно сказать о муравье?(трудолюбивый, справедливый, работящий , заботливый)

В:А как можно сказать о стрекозе? ( ленивая, глупая, несчастная, беззаботная)

В:Что высмеивается в этой басне?(лень, нежелание трудится)

Рефлексия:

В: В какой стране мы с вами побывали ?

В: Кто живёт в этой стране ?

В:Почему их называют насекомыми ?

В: Понравилось вам занятие ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...