Тематическое планирование по развитию речи с использованием конструктора Лего.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ермилова Юлия Владимировна

Тематическое планирование по развитию связной речи с использованием конструктора Лего.  Материал  для использования как для воспитателей, так и для логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Лексическая тема

Содержание работы

сентябрь

«День знаний»

Конструирование «Школа»

-формирование умения выполнять постройку согласно заданной схеме.

Игра «Ты – моя частичка».Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч со словами – я дом, ты - моя частичка. Кто ты? (Стена, крыша, окно, лифт, балкон, дверь, лестница, квартира, подъезд).

Игра «Играем в школу»

-составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

сентябрь

«»Как провел лето»

Конструирование по замыслу (по выбору детей)

 -развитие способности детей к наглядному моделированию через - конструктор.

-учить детей строить из лего конструктора по схемам (песочница, цветочная полянка и т.д.)

 - закреплять признаки лета, летние забавы

-развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

сентябрь

«Моя подружка – Оренбургская осень»

Конструирование «Осенний лес»

-Закреплять умение строить лесные деревья;

-Учить отличать деревья друг от друга;

-Закреплять названия деталей и цвет.

Осень пришла»
- учить детей логически завершать начатые педагогом предложения.

«Найди постройку»

- развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

-составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

сентябрь

«Осенние подарки»

Конструирование «Корзина овощей»

- Обогащение и совершенствование представлений детей об овощах, через конструктивную деятельность.

- Развивать умение детей строить овощи с учетом способов крепления деталей, правильной последовательности действий.

 - развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

октябрь

«Фрукты» (труд людей в садах)

Конструирование фруктов

продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.);

- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;

- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

октябрь

«Насекомые и пауки»

Конструирование «Бабочки» по схеме

 - Ознакомить детей с различными видами бабочек. Освоение навыков выкладывания плавных контуров бабочки. Развивать чувство симметрии.

-развивать память, внимание, воображение, пространственное ориентирование, использовать дополнительные детали при обыгрывании, развивать коммуникативные навыки.

- развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

октябрь

«Лес наше богатство»

Конструирование «Грибная полянка»

Выделять основные части постройки, определять их назначение;

- Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);

- Закреплять умения анализировать готовую постройку;

- Развивать активное внимание тонкой моторики рук;

- Учить составлять и отгадывать загадки.

«Грибная корзинка»

-совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду;

-учить пользоваться в речи словами: съедобный- несъедобный;

-развивать внимание, память, устную речь.

«Лего на голове»

- развивать ловкость, координацию движения.

октябрь

«Дикие животные наши лесов»

(Бузулукский бор)

«Лесные обитатели»

- обогатить знания детей о животных Оренбургской области;

- вспомнить строение животных и переменах в жизни в осенний период;

- учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего – картотеку;

- продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки

д/и «На каждую загадку – четыре отгадки»

- развивать нестандартный взгляд на обычные вещи;

- учить отгадывать загадки;

- развивать творческое мышления и скорость мышления

Игра – соревнование «А ну-ка, собери»

- учить собирать модели по карточкам;

- учить доводить до конца начатое дело;

- мотивировать на создание собственных моделей

ноябрь

«Домашние животные»

«Животные на ферме»

(лошадь)

-Закреплять знания о домашних животных;

- Учить анализировать образец, выделять основные части животных;

- Развивать конструктивное воображение детей.

«Дорога в деревню»

«Найди детеныша»

«Домашние животные»

- закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности.

«На ферме»

- развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части;

- развивать фантазию, творчество.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

ноябрь

Улетают, улетели.

«Перелётные птицы»

- повторить строение птицы;

- продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;

- учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей

Игра «Чья команда быстрее построит»

- учить строить в команде, помогая друг другу;

- развивать интерес, внимание;

- закрепить умение строить птиц

д/и «Построй птицу по описанию» (воспроизведение модели по указанию педагога)

- закрепить умение моделировать

Творческое задание «Строим дом для птиц»

- закрепить знания о разных видах птичьих «домов»;

- побуждать детей к воплощению этих «домов» из ЛЕГО - ДАКТА

ноябрь

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Построим фургон для доставки обуви в магазины»

- Ознакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов;

-Определить конструктивные особенности машин – фургонов;

-Обучить выделению внутреннего пространства;

- Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;

- Развивать конструктивное воображение.

«Чья обувь»

-развивать умение подбирать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины.

«Найди деталь такую же, как на карточке»

-закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".

ноябрь

«Мы славим женщину – чье имя мать»

Конструирование «Мамы бывают разные» (по замыслу)

- учить создавать из конструктора фигуры людей;

- учить моделировать образцы в соответствии со своим замыслом;

- учить соединять детали различными способами;

- продолжать учить сочинять загадки

д/и «ЛЕГО подарки»

- развивать интерес к игре и внимание

д/и «Чем мы похожи»

- развивать ассоциативное мышлении;

- развивать умение находить связь между непохожими предметами;

- учить работать в коллективе

-составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

ноябрь

«Человек – это звучит гордо»

«Я и мое тело»

«Жил на свете один человечек» (постройка из деталей конструктора LEGO DASTA крылечка и фигуры человечка)

-Ознакомить детей с конструктором LEGO DASTA;

-Обучить построению ступенчатой крыши над крылечком;

-Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка.

«Части тела»

-формировать представления воспитанников о строении своего тела

«Чья команда быстрее построит»

чимся строить в команде, помогать друг другу;

-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

-составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

декабрь

«Щеголиха в белой разлетайке»

«Конструирование по замыслу»

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

- Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- Закреплять полученные навыки.

«Чья команда быстрее построит»

- учить строить в команде, помогать друг другу, развивать интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику рук.

«Таинственный мешочек»

- учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

декабрь

«Зимующие птицы»

«Кормушка для птиц»

- Закреплять навыки строить по схемам;

- Учить строить кормушку из лего-конструктора;

-Распределять детали лего-конструктора правильно.

«Найди такую же деталь как на карточке»

- закреплять названия деталей лего-конструктор;

- рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах;

- закрепить знания детей, развивать внимание.

«Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие мелкой моторики рук

«Самая теплая и прочная кормушка»

- закрепить навык конструирования птиц;

-воспитывать доброжелательное отношение к природе.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

декабрь

«Посуда»

«Шкаф для посуды»

Развивать умение анализировать образец постройки, изображенный на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки;

-Развивать умение работать по образцу.

 - развивать связную речь

декабрь

«Новый год»

«Новогодние игрушки»

-Развивать фантазию и воображение детей;

-Закреплять навык скрепления деталей;

-Учит строить более сложную постройку, развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

«Фантазеры»

- развивать фантазию, воображение.

«Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций;

- рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран.

«Новогодний хоровод»

январь

«Транспорт»

«Моя улица»

- закреплять навык конструирования улицы (дорогу, светофор, дома)

 - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;

- Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;

- Закрепить навык скрепления.

Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.

Рассказ об улицах.

«Светофор»

- закреплять значения сигналов светофора;

- развивать внимание память.

«Найди такую же деталь, как на карточке»

- закреплять названия деталей лего-конструктора.

январь

«Профессии»

«Строим сказки  о профессиях»

- развитие  речи и познавательной активности дошкольников с помощью  конструктора «Построй свои истории», DUPLA

- Активизировать речь детей по средствам вовлечения их в разговор на определенную тему;

- Пополнять активный словарь детей;

- Формировать грамматический строй речи: отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными; упражнять в подборе глаголов к существительным;

-Способствовать развитию связной речи: составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

январь

«Труд на селе зимой»

Конструирование «Теплица», «Ферма», Гараж для трактора»

 -Познакомить с работой сельчан, фермеров на селе зимой.

-Уточнить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда зимой на селе.

-Познакомить с процессом снегозадержания на полях, с работой тепличниц. Активно использовать словарь по теме (телятница, механизатор, тракторист, доярка, свинарка, тепличница, снегозадержание и т.д.) упражнять в употреблении существительных (домашних животных и их детенышей) в родительном падеже множественного числа. ----Развивать умения словообразования, упражнять в делении слов на слоги. Развивать общей и мелкой моторики. Развивать внимание, память.

февраль

«Животный мир Севера»

Конструирование «Животные Севера» (по схеме)

- Учить детей индивидуальному и совместному конструированию, закрепить представления о животных Севера.

- Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

- Закрепить представления детей о строительных деталях, их свойствах.

- Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках.

-Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.

февраль

Животные жарких стран

«Крокодил»

Упражнять детей в творческом рассказывании;  последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Учить правильно соединять детали, анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Учить строить по предложенной схеме, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию;  вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию

февраль

«Мебель»

«Мебель для нового дома»

- уточнять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; использовании ее человеком. Учить различать и называть детали мебели. Формировать обобщающее понятие «Мебель».

- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

февраль

«Наша Армия»

«Военная техника из лего»

Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой

- Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.

«Кто быстрее?»

- развивать быстроту, внимание координацию движений.

«Самолеты»

«Военная техника»

- познакомить детей с военной техникой.

«Мы - солдаты»

- воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию;

- развивать память, воображение.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

февраль

«Комнатные растения»

«На окне растет цветок»

- повторить названия комнатных цветущих растений,

- вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;

- повторить строение цветка;

- учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку

д/и «Каждому кирпичику свой цветок»

- учить соотносить оттенки цветка с цветом кирпичика;

- Творческое задание «Построй цветок по описанию»

- развивать творческое воображение;

- учить реализовывать конструктивные навыки

Игровая ситуация «Узнай цветок по соцветию»

- знакомить с работами своих товарищей

- развивать творческое воображение

«Цветочная клумба»

- закрепить навык строения по схеме;

- закрепить умение работать в команде.

март

Ранняя весна. Мамин праздник

«Первый весенний цветок»

- продолжать учить создавать конструкцию на плоскости;

-учить анализировать объект: повторить строение цветка;

- учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал

Творческое задание «Букет для мам»

- закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию

д/и «Чей лепесток»

- закреплять знания о строении цветка;

- расширять кругозор, знакомить с названиями цветов

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

март

«Весенние сельхоз.работы»

 «Ферма»

- Закрепить умение строить объёмные конструкции;

- Закрепить умения строить по схеме к конструктору;

- Закрепить желание работать в коллективе;

«Большая уборка»

- закреплять знания и представления детей о труде взрослых;

- развивать крупную моторику рук;

«Посади репку»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание и память.

«Путешествие в деревню»

- закрепить умения строить объемные конструкции;

- развивать мелкую моторику;

- закрепить умение работать в команде.

март

«Птицы      возвращаются»

Конструирование «Встречаем птиц»

 -расширять знания детей о первых признаках весны. Вспомнить названия перелётных птиц;

- Вспомнить схему строения птицы; развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.

-  развитие связной речи

март

«Дом, в котором мы живем»

Конструирование «Дома такие разные» (по условиям)

- продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов DUCTO;

- учить самостоятельному конструированию модели дома;

-закрепить знания о строении дома;

- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО- ДАКТА;

Строительная игра «На улицах нашего города»

- учить самостоятельно создавать постройки и обыгрывать их

Творческое задание «Город будущего»

- развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

апрель

«Наш город Оренбург»

Конструирование по замыслу

«Строим дом»

- учить строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна)

- учить сочинять загадки

д/и «Запомни расположение»

- развивать внимание, память

д/и «На каждую загадку – четыре отгадки»,2 часть

- развивать кратковременную слуховую и зрительную память;

- учить логически выстраивать словесную цепочку

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

апрель

Космос (12 апреля)

«Ракета»

Уточнить представления детей о космосе и о различных летательных аппаратах, развивать фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

апрель

«Наша Родина - Россия ». Символы России.

Конструирование «Флаг», « Русский кремль»

- Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор. Знакомство с профессией «Архитектор», обогащать словарь детей.

 - Ознакомить детей с оборонительными сооружениями старых городов. Главными функциональными частями кремлевских стен. Учить анализировать постройку.

апрель

«Хоровод дружбы»

(Казахстан, Индия, Китай, Башкортостан)

«Мы едем, едем, едем…»

- Закрепить умение строить объёмные конструкции;

- Вспомнить основные виды городского транспорта;

- Строение городского транспорта.

«Трамвайчик»

- закрепить умение строить объёмные конструкции.

д/и «Запомни расположение»

- развивать внимание, память

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

май

День Победы!

«Вечный огонь»

-Закрепить способности детей конструировать предметные постройки.

-Закрепить умение строить по замыслу, учитывая способы крепления деталей; умение выбирать правильную последовательность действий. Расширить представление детей о современной военной технике и технике прошлых военных лет; уточнить знания о празднике 9 Мая.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

май

«Аквариумные рыбки»

«Рыбка плавает в водичке» (по замыслу)

 Познакомить с названиями аквариумных рыб;

- Познакомить со строением рыб;

- Продолжать учить строить по образцу;

«Рыбалка»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание, память;

- закреплять знание названий аквариумных и речных рыб;

«Мой аквариум»

- развивать умение представлять свою поделку:

- способствовать развитию речи.

«Аквариум»

- вспомнить схему строения рыб;

- развивать творческие способности;

- закрепить навык конструирования по замыслу.

май

«Мы читаем Чуковского»

«Строим сказку»

-Совершенствовать навыки обобщенного восприятия и анализа графического изображения конструкций. Содействовать овладению детьми нового способа конструирования из лего-материала -  по схеме. Учить узнавать на схеме детали конструктора, части конструкции, самостоятельно определять порядок создания конструкции. Содействовать совершенствованию конструктивных умений . Развивать творческие способности.  Стимулировать игровую активность детей, побуждать к обыгрыванию конструкций на основе сюжета знакомой сказки.

- составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Д/и «Объединим постройки»

май

«Лето»

«Живые цветы»

 познакомить детей с разнообразием бабочек и их строением;

- учить строить симметричные изображения на плоскости;

- продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт

д/и «Замени деталь»

- учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими

Творческое задание « Делай, как я»

- закрепить элементарные знания о симметрии;

- учить строить симметричные плоскостные фигуры

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему, развивать логическое и пространственное мышление, навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности,  развивать мелкую моторику, воспитывать желание довести начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»

Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.

Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....

Тематическое планирование по развитию речи в 1-й младшей группе (для детей с ОВЗ - возраст развития 2 - 3 года).

Содержание материала будет интересно широкой аудитории педагогов, занимающихся над развитием и коррекцией речи детей данного возраста и детей, имеющих отставание от нормы. В плане отражены  темат...

Занятие по развитие речи с использование конструктора ТИКО.

В работе с детьми использую конструктор нового поколения ТИКО «Грамматика». ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, состоит из пластмассовых квадратов, на которых изо...