Конспект образовательной деятельности в старшей группе ГБДОУ Детский сад № 2 Петродворцового района Санкт-Петербурга
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Митрофанова Леонидовна

Тип НОД: познавательная

Вид НОД: речевое развитие

Форма проведения: игровая

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с историей возникновения знаков; учить моделировать рассказ с использованием знаков;  учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного; вызывать интерес и желание узнать новое.  

Развивающая: развивать познавательный интерес к игровому моделированию; развивать речевое творчество детей, воображение, сообразительность, внимание, творческие способности, расширять активный словарь, кругозор; умения выражать свое мнение, способствовать развитию уверенности в себе и в своих возможностях.

Воспитательная: воспитывать осознанное правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира; бережливость, аккуратность; воспитывать умение прислушиваться и уважать мнение других, чувство сопереживания, вызвать желание совершать добрые поступки.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (объяснения педагога); частично-поисковый (эвристическая беседа); метод игрового моделирования (создание схематических моделей рассказывания с помощью знаков).

Формы организации: групповая.

Оборудование: мультимедийная установка, планшетный компьютер, фильм-презентация на диске, карточки для игры с изображением знаков, карточки  изображением пустых таблиц для создания схематических моделей; карандаши, фломастеры; контейнер для писем.

 Словарь: модели, моделирование, ученые-археологи, контейнер.

Этапы проведения: организационный, мотивационно-побудительный, контрольно-рефлексивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znaki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип НОД: познавательная

Вид НОД: речевое развитие

Форма проведения: игровая

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с историей возникновения знаков; учить моделировать рассказ с использованием знаков;  учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного; вызывать интерес и желание узнать новое.   

Развивающая: развивать познавательный интерес к игровому моделированию; развивать речевое творчество детей, воображение, сообразительность, внимание, творческие способности, расширять активный словарь, кругозор; умения выражать свое мнение, способствовать развитию уверенности в себе и в своих возможностях.

Воспитательная: воспитывать осознанное правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира; бережливость, аккуратность; воспитывать умение прислушиваться и уважать мнение других, чувство сопереживания, вызвать желание совершать добрые поступки.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (объяснения педагога); частично-поисковый (эвристическая беседа); метод игрового моделирования (создание схематических моделей рассказывания с помощью знаков).

Формы организации: групповая.

Оборудование: мультимедийная установка, планшетный компьютер, фильм-презентация на диске, карточки для игры с изображением знаков, карточки  изображением пустых таблиц для создания схематических моделей; карандаши, фломастеры; контейнер для писем.

 Словарь: модели, моделирование, ученые-археологи, контейнер.

Этапы проведения: организационный, мотивационно-побудительный, контрольно-рефлексивный.

Структура проведения и ход деятельности:

Организационный этап:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Леонидовна. Мне рассказали, что в вашем детском саду живут самые веселые и умные дети. Это правда?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте проверим? Есть такая веселая игра «Поздоровайся необычно». Вот, например, давайте поздороваемся друг с другом коленками!

Дети и педагог подходят друг к другу и дотрагиваются коленками.

Воспитатель: Теперь поздороваемся локтями!

Аналогично дотрагиваются друг до друга локтями.

Как еще можно поздороваться?

Дети: Пальцами, носами, щеками, лбами и т.п. (пробуют здороваться предложенными вариантами детей).

Воспитатель: Ну, как весело вам было играть в эту игру? Есть еще одна интересная и веселая, поиграем? Она называется «Расскажи без слов». Вот, например, о чем я вам рассказываю.

Педагог мимикой и жестами показывает серию действий из повседневной жизни. Дети отгадывают.

Мотивационно-побудительный  этап:

Воспитатель: Ребята, кто хочет без слов рассказать о чем-нибудь?

Дети пробуют изображать слова и действия.

Воспитатель: Как здорово это у вас получается! Тогда для вас таких веселых – еще одна игра «Что означают знаки?». В этой коробке – карточки, каждый вытащит по одной и расскажет, что означают эти знаки.

Дети вытаскивают карточки с изображением звезды, сердца, перечеркнутого огня, улыбки, девочки, мальчика и др. Дети объясняют, что, по их мнению, означают эти знаки.

Воспитатель: Ребята, а вы где-нибудь встречали такие знаки? Какие знаки еще вам известны и что они означают? Где вы их видели?

Дети: Знаки дорожного движения, знаки в супермаркете, в транспорте и др.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Знаки есть в математике – это плюс, минус, равно, больше, меньше – они означают одно слово. Знаки есть в музыке – это ноты. Их умеют расшифровывать музыканты. Знаками пользуются люди, чтобы не говорить много слов, а с помощью знака сделать предупреждение или объяснение. Послушайте историю.

На фоне музыкального сопровождения  показывается слайдо-фильм «Древние знаки», который сопровождается рассказом:

«Давным-давно, когда нас не было на свете, жили древние люди. Они не умели говорить и объяснялись друг с другом звуками или знаками, которые изображали на скалах, возле своих пещер-домов. Знаками они говорили друг другу об опасности на охоте, рассказывали о добыче, о красоте природы, а также записывали целые истории знаками, чтобы другие древние люди могли узнать об этом. Сейчас ученые-археологи пытаются расшифровать – разгадать знаковые письма древних людей, чтобы разобраться какой он был этот древний мир…»

Воспитатель: Понравилась вам история, ребята? А как вы думаете, смогли бы написать письмо с помощью знаков? О чем бы вы рассказали?

Ответы детей.

Звучит звонок на мобильный телефон педагога.

Воспитатель: Ой, ребята, мне кто-то звонит, нет, это смс-сообщение. Странное какое-то… Давайте я сейчас перемещу его на экран планшетного компьютера и мы вместе пос Воспитатель: Ой, ребята мотрим, что это может означать.

На экране появляется зашифрованное письмо.

Воспитатель: Ребята, это какие-то волшебные знаки, изображения. Что это может означать, как вы думаете?

Дети: Это письмо от инопланетян, они просят о помощи.

Это, наверное, древние люди написали.

Это может быть какая-то история.

Воспитатель: Ребята, давайте попробует разгадать это письмо.

Первый знак – звезда и стрелка наверх, может быть это звезда в небе или в космосе? Второй знак – зеленые плачущие рожицы, это могут быть жители этой звезды. Третий знак – разломанная летающая тарелка – может у них сломался космический корабль? Что же делать беднягам?

Дети: Нужно помочь им отремонтировать летающую тарелку!

          Нет, нужно построить новую!

          Нужно отправить к ним нашу ракету и привезти их сюда, пусть они только подождут!

Практическая деятельность детей:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь нужно им отправить наши решения. Садитесь за стол берите карточки с клеточками для знаков и записывайте свои предложения знаками. Подумайте, как лучше это сделать. Что нужно сделать первое – это первый знак, дальше – второй знак и т.д.

А я пока отправлю смс-сообщение, чтобы нам прислали контейнер для отправки наших зашифрованных писем друзьям с другой планеты. Этот контейнер повезет наша ракета!

Дети записывают придуманные знаки в готовые таблицы. Педагог предлагает каждому рассказать по схеме знаков содержание своего письма. Все карточки складываются в космический контейнер, который педагог «передает» на ракету. На экране дети видят улетающую ракету с контейнером.

Контрольно-рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята, так здорово, что мы с вами смогли таким новым способом помочь решить проблему инопланетным жителям! Сегодня мы с вами создавали модели рассказывания с помощью знаков. Модели можно создавать и по сказкам, зная, о чем они. Можно моделировать с помощью знаков и писать письма друзьям, мамам, папам и придумывать новые игры для себя и своих друзей.

Ребята, подойдите, пожалуйста, к доске и знаком изобразите, понравилось вам создавать модели или нет?

Дети подходят к доске и изображают знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада "Путешествие в зимний лес"

Вниманию педагогов представлен конспект по образовательной области "Физическое развитие" "Путешествие в зимний лес", где дети совершенствуют свои физические навыки и знания о животном мире....

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ГБДОУ Детский сад № 2 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема: «Открытка для мамочки» Цель: формирование элементарных экономических представлений и компетенций у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательная область: «Познавательн...