Весна
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц, журчание, звон, капель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.docx | 184.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Существительные:
сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц, журчание, звон, капель.
Глаголы:
греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, таять, чернеть, вить, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать, распускаться,
набухать, пахнуть, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.
Прилагательные:
весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.
Наречия:
тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.
*Пальчиковая гимнастика
ВЕСНА
Иди, весна, иди, красна, (Пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальцу на обеих
Овсяный снопок, руках, начиная с мизинца.)
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
*Физкультминутка
Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.
СОЛНЫШКО
Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;
Колоколнышко, шагают назад, максимально расширяя круг, держась
за руки.)
Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках —
вдох, фраза на вдохе.)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.)
Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Нам весну встречать.
*Тематический диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!
О. Высотская
*Заклички
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Ждём, весна, давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето! Г. Лагздынь
Солнышко ясное, нарядись.
Солнышко красное, покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
А. Прокофьев
*Дидактическая игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).
Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметил. Затем читает по одному предложению, даёт ребенку возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). С. Чешева
*Повторение названий весенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия весенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с ребенком.
Весна торопится на старт,
В ручьях весенних месяц март.
Из старых листьев вылез шмель,
Цветёт подснежником апрель.
На луг Бурёнку выгоняй —
Пришёл с травой зелёной май.
Вопросы и задания:
Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)
Назови первый (второй, третий) весенний месяц.
Перечисли весенние месяцы по порядку.
*Игра «Дополни предложения»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Например:
Скоро наступит весна.
Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.
Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).
На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).
Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).
*Игра «Хвастунишка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с мышкой- хвастунишкой и объясняет на примере: что бы мышонок ни услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»
Например:
Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.
Затем ребенку предлагается побыть в роли мышонка.
Взрослый называет прилагательные, а ребенок изменяют их по образцу,
теплый — теплее
светлый — светлее
яркий — ... темный — ...
громкий — ... рыхлый — ...
высокий — ... свежий — ...
чистый — ... прозрачный — ...
сильный — ... быстрый — ...
радостный — ...
В конце игры ребенок придумывает предложения о весне с получившимися словами.
*Стихи для чтения и заучивания наизусть
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая И
ручьями слёзы льёт.
Г. Ладонщиков
ПОДСНЕЖНИКИ
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины Слёзы.
Т. Белозёров
ВЕСНА ПРИШЛА
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится —
Пора ей в путь сбираться...
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!
Е. Стюарт
ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Непоймут со сна:
Неужели это...
Неужели лето?
Нет, ещё не лето,
Но уже — весна!
В.Данько
*Игра «Почемучка»
Цели: развивать связную речь, учить употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
Ход игры. Взрослый задает ребенку вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».
Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).
Например:
Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце. И т. д.
*Текст для пересказа
ВЕСНА КРАСНА
Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки. Лёд на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие почки. Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы
посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты.
И. Соколов-Микитов
МАРТ
Март — говорит наш народ — парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег — уж не тот, что был зимой, — сдаёт! Знать по цвету, что дело идёт к лету.
С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает...
Натекают лужи — и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть...
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...
Вопросы:
Как называют в народе март?
По каким приметам можно узнать приход весны?
На каких крыльях прилетает к нам весна?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Весна, весна, весне дорогу!
Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...