Времена года
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Календарь, год, месяц, день, сутки, все существительные, обозначающие явления природы в разные времена года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda_kalendar.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Времена года 

Словарь существительных:

Календарь, год, месяц, день, сутки, все существительные, обозначающие явления природы в разные времена года.

Словарь прилагательных:

Длинная, холодная, морозная, вьюжная, жаркая, знойная, дождливая, ветреная, стремительная, солнечная, пасмурная, весенняя(осенняя, зимняя, летняя), яркая, цветочная и т.д.

Словарь глаголов:

Растут, тянутся, цветут, набухают, распускаются, зеленеют, пестреют, колышутся, качаются, шумят, возвышаются, сменяются, проходит, спит, рыщет, согреваются, мерзнут и т.д.

*Пальчиковая гимнастика

-«Весна»

Весенний день!                                           Хлопают в ладоши.

На дворе звенит капель,                            Встряхивают кистями рук.

По полям бегут ручьи,                                Делают волнообразные

                                                                                движения руками.

На дорогах лужи,                             Соединяют руки перед собой, округлив их. Выползают муравьи                                      «Пробегают» пальчиками  

После зимней стужи.                                          по бедрам к колену                      

Пробирается медведь                             «Переступают» большими   пальцами

Сквозь лесной валежник.                                       и мизинцами по бедрам.

Стали птицы громче петь,                            Делают взмахи кистями рук.

И расцвел подснежник.     Складывают из ладошек «бутон и раскрывают их.

(С. Маршак)

 "Кормушка".

 Сколько птиц к кормушке нашей            Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

 Прилетело? Мы расскажем.

 Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых крылышках.

 Всем хватило зернышек.

 «Грибы».

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!                  ( поочерёдно то поднимают,

то опускают руки перед собой ладонями вверх).

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!   ( медленно приседают   с опущенными, прижатыми к корпусу руками.  кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз).

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!  ( медленно поднимаются, держась  руками за голову, как за шляпку).

 Кто нашёл его, друзья?

Это я, это я, это я!   (дети прижимают руки к груди,    утвердительно кивая головой).

 «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,       Руки в вертикальном положении,

                                                                   ладони друг к другу.

Утром весенним раскрыл лепестки.   Развести пальцы и слегка  округлить их.

Всем лепесткам красоту и питанье        Развести пальцы рук. 

                                                      Ритмичное движение пальцев  вместе- врозь.

Дружно дают под землёй корешки.       Ладони опустить вниз и тыльной

                                             стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Лексико-грамматические игры:

-«Назови действия»

Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.

Сосульки под солнцем…/тают/

Сугробы от солнечного тепла…/оседают/

На деревьях почки весной…/набухают, лопаются/

Весной медведь от спячки…/пробуждается/

Осенью перелетные птицы…/ улетают/

Зимой вода на реке в лед…/ превращается /

Осенью на огородах урожай…/собирают/

На проталинах первые цветы…/расцветают/

Зимой деревья…/засыпают/

Зимой медведь в берлоге…/спит/

- Зимой метель…(метет).

- Ночью ветер в трубах…(завывает, воет).

- Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

- В лесу зимой голодный волк…(воет).

- На зиму медведь в берлоге…(засыпает).

- Мороз щеки и нос…(щиплет).

- зимой вода в реке …(замерзает).

- Зимой снег все вокруг …(накрывает).

- Под снегом травка зимой…(греется). и т.д.

-«Дополни предложение»

Нужно найти и сказать такое слово или словосочетание, чтобы получилось законченное предложение.

Ход игры. Взрослый говорит несколько слов предложения, а ребенок должен дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Зимой мы с удовольствием строим из снега…

- «Кто больше назовет признаков осени (зимы, весны, лета»

Назови признаки осени: ранняя, поздняя, унылая, грустная золотая, туманная…

-«Придумай предложение»

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

 Ход игры. Ребенок и взрослый садятся в круг. Взрослый объясняет правила игры:

 - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а ты придумаешь с этим словом предложение. Например, я скажу слово «весело» и передам тебе камешек. Ты придумываешь с этим словом предложение «Весело кататься зимой с ледяной горы». Затем передашь камешек мне и называешь любое слово, а я придумаю предложение и т.д.

Дидактические игры:  

"Было — будет"  /взрослый предлагает глагол в прошедшем времени, ребенок образует форму будущего времени. Цель - проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах./

"Когда это бывает?" 

Закрепить знания о временах года, их характерных признаках. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Дается описательный рассказ одного из времен года, ребенок его называет.

"Что сначала, что потом?"

Ребенок отвечает на вопросы "Из чего вырастает дерево?", "Что с ним может быть потом?" и т.д.

развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.

*Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение»

Уметь внимательно слушать, осмысливать суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

  • Дети приготовили коньки, потому что…
  • Утром кругом было все белым-бело, потому что…
  • Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что…
  • На улице все падали и скользили, потому что…
  • С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что…
  • Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что…
  • Охотник знал, куда убежал заяц, потому что…
  • Лисе трудно зимой видеть зайца, потому что…
  • Заяц, лиса и белка не мерзнут зимой, потому что…
  • После снегопада машина не смогли проехать по дороге, потому что…
  • Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что  …
  • Дети любят зиму, потому что…

Повторяем стихи и загадки о всех временах года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...