Доклад «Развитие речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Достак Алена Окал-ооловна

“Источники способностей и дарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский

 

“Рука  является вышедшим наружу Головным мозгом”
И. Кант

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида Детский сад «Чечек»

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

8-ая Республиканская научно – практическая                          конференция

«Актуальные проблемы преподавания на современном этапе»

Доклад

«Развитие речи посредством  развития мелкой моторики у детей дошкольного  возраста»

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

МБДОУ д/с «Чечек» с. Кызыл-Мажалык

Достак Алена Окал-ооловна.

Апрель 2020 год

“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”
В.А. Сухомлинский

“Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”
И. Кант

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. 
Проблема эта актуальна и для нашей сельской местности, но ее сложность усугубляется еще и тем, что Барун-Хемчикскийкожуун является в большинстве своем моноязычным. И поэтому овладеть всеми сокровищами речи для детей-билингвовзатруднительно не только в силу отсутствия языковой среды, но боязнью неправильно выразить свою мысль, отношение к чему-либо на неродном языке. Г.В. Чиркова пишет, что у таких детей «обнаруживаются трудности речевой коммуникации, формирования сложных форм монологической речи, особенности словесно-логического мышления и другое».

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Проблемам развития речи детей уделялось большое внимание в работах психологов и педагогов -  Г.М Ляминой, В.В. Гербовой, И.М. Кононовой, Л.Н.Павловой, М.И. Поповой, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Груба и др.  Они отмечают, что   определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается,  что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и  установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств  речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.

      Поэтому и  возникла   потребность в разработке системы развития речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики рук.

Исходя из всего вышесказанного,целью моей работы стало - выявить оптимальные условия развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук.

Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.
  • Провести работу по изучению уровня сформированности  речевых умений детей.
  • Определить основные методы, формы использования игр и пособий в  процессе речевого развития детей и разработать систему  их комплексного применения.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

- работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню  общемоторного, психического развития ребенка;

- работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Для реализации поставленных задач   в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук. В группе создана  развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

  • центр  ИЗО-деятельности, который  содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
  • центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
  • театрально-музыкальный  центр, в котором  есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры,  ширма для теневого театра,  различные шапочки), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Использую  разные формы организации деятельности.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вниз и т.д.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень удобно учить с детками стихи, предлагая им включить зрительную, моторную и слуховую деятельность. Детям это удобно, интересно, а главное эффективно.

Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Большое внимание в индивидуальной работе с детьми следует уделять работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов.

Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем изображения должны быть крупнее. Обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам. Штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки можно использовать, трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с резиновыми мячиками с шипами. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.

Помимо работы с массажерами в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.

Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Для изготовления поделок необходим такой природный материал как: шишки, хвоя, орехи, кора, ветки, корни, листья, семена деревьев и кустарников, солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки.

Проведение физкультминуток позволяет не только снять напряжение и одновременно способствует развитие мелкой моторики.

В сельской местности различные формы работы  проводятся не только на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но также  в свободное от занятий время. Такая система работы  даёт положительный и высокий результат в развитии не только мелкой моторики, но и в речевом развитии:

  1. Дети в процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.
  2. Словарь детей расширялся за счет систематических проведений игр в сопровождениистихов и потешек.
  3. Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительных, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименование транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов на русском языке.
  4. Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.
  5. В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоциональновоспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.
  6. Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.
  7. Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками на русском языке, активно подражают им в движениях.
  8. Дети активно откликаются на предложения взрослого играть в игры на развитие мелкой моторики.

Наряду с вышеуказанным мною также ведется работа с родителями. Для меня важно, чтобы родители не были пассивными слушателями, сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Просвещение родителей проходит через индивидуальное и подгрупповое консультирование «Пальцы помогают говорить», «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т.д.

Наглядная агитация обеспечивается применением разнообразных информационных стендов, ширм – «Наши пальчики», «Пальчиковые игры для детей», «Развитие различных видов восприятия» и т.д.

Групповые родительские собрания - помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу:

- встречи со специалистами;

- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;

- организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками.

Такая целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению и укреплению интереса к речевой деятельности.

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.

         В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук по методике Л. Н. Стефановой. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.

         Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей.

Список литературы.

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение , 1977г.
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.
  4. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.
    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород,1995.

Интернет-источники:

  1. http://www.moluch.ru/archive/64/10336/
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/19/razvitie-melkoy-motoriki-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey
  3. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac282.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для развития восприятия цвета и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.                   От пальцев, образно говоря,...

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Доклад «Развитие речи посредством  развития мелкой моторики у детей дошкольного  возраста»...

«Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...

Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...