«Сочиняем стихи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Доброквашина Наталья Геннадьевна

Цель занятия: развитие интереса к поэтическому литературному жанру.

Задачи:

обучающие: упражнять в придумывании небольших стихов;

развивающие: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к книгам.

Словарная работа: Незнайка, ритм, рифма.

Планируемый результат работы: обучение детей новым знаниям, научить сочинять стихи.

Материалы и оборудование: книга, игрушка, мячик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyaem_stihi_razvitie_rechi_starshaya.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Сочиняем стихи»

Цель занятия: развитие интереса к поэтическому литературному жанру.

Задачи:

обучающие: упражнять в придумывании небольших стихов;

развивающие: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к книгам.

Словарная работа: Незнайка, ритм, рифма.

Планируемый результат работы: обучение детей новым знаниям, научить сочинять стихи.
Материалы и оборудование: книга, игрушка, мячик.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришёл Незнайка (очень печальный).

Незнайка, почему ты такой грустный?

Незнайка: да вот книжка вся рассыпалась.

Воспитатель: Незнайка, как же это могло произойти?

Незнайка: не знаю...

Воспитатель: ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

Незнайка: не знаю... А как это?

Воспитатель: ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплёте, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

Незнайка: подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так... стишки какие-то...

Воспитатель: Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей.

Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

Мяч

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

Матрёшка

У меня матрёшка есть –

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

(3. Медведева)

Дождик

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

(Е. Трутнева)

Воспитатель: дети вам понравились стихи в Незнайкиной книжке? (Ответы детей.)

Воспитатель: кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей.)

Воспитатель: правильно, в стихах есть ритм и рифма. Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок».

«Я положу в кузовок клубок».

- А я - платок.

- А я - замок.

- А я - сапожок.

- А я - башмачок.

- А я - чулок.

- А я - утюжок.

- А я - колобок.

- А я - бачок и т.д.

Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «ка», «ул», «ом», «шu» и т. д.

Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение Д. Чиарди:

«Удивительные птицы»

На улице прохожего

Увидел я вчера,

Он ящик нёс, на ящике

Написано: «Игра»,

Я два квартала шёл за ним,

Поверьте, я не вру,

И, наконец, спросил его:

- А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

- Уверен, что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моём.

И, если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг –

Весьма нелёгкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу - «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»,

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Одна достала слово «слон»,

Другая - «звон» и «телефон».

- Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка»,

А я ответил: «Бочка»,

И «строчка», и «сорочка»,

И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час

Похожими словами.

Теперь мы покидаем вас,

А вы играйте сами!

Воспитатель: ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса:

«Пирог»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли).

Воспитатель: сейчас мы, ребята, ещё потренируемся в игре «Подбери рифму». И попробуем сами.

Игра с мячом

Воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит слово, ребёнок подбирает рифму:

Кот - рот и т. д.

Пень - день и т. д.

Ночь - дочь и т. д.

Палка - галка и т. д.

Печка - свечка и т. д.

Мушка - пушка и т. д.

Мышка - крышка и т. д.

Плошка - кошка и т. д.

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается... (игра).

Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).

Ро-ро-ро - у Миши новое... (ведро).

Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).

Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).

Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).

Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).

Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).

Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).

Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).

Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).

Са-са-са- в лесу бегает... (лиса).

Су-су-су - было холодно в... (лесу).

От-от-от – спит в болоте... (бегемот).

Воспитатель: Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

Незнайка: да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму — вот и стишок получился. Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:

Посмотрите, у зайчонка

Мёду - целых два бочонка.

Воспитатель: Незнайка, разве так бывает? (Нет.)

Незнайка: ну, ладно, сейчас лучше сочиню:

У пушистой белки

Три морковки на тарелке.

Воспитатель: Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.

Незнайка: ладно, сейчас постараюсь:

У Маши в кружке

Квакают лягушки

Воспитатель: ребята, можно так сочинять стихи? (Ответы детей.) Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

Воспитатель: вначале нужно выбрать героя.

Жил-был пальчик.

Воспитатель: далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький... мальчик.

Он кашу... кушал

И маму ... слушал.

Воспитатель: ребята, что ещё мог делать мальчик?

Он ... печь топил,

Дрова... носил,

Пол... подметал,

Бабушку... встречал,

Папу на работу... провожал.

Воспитатель: можно рассказать о том, какой он был... (Он был... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)

Воспитатель: ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький мальчик.

(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)

Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Барто, С. Михалков, К. ЧуковскиЙ, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова, В. Берестов, Б. Заходер и др.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

Воспитатель: что понравилось больше всего (Ответы детей.)

Воспитатель: дома с помощью родителей попробуйте сочинить маленькие стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам....

Я очень люблю осень и сочиняю стихи. Вот моё стихотворение "Осенний лучик надежды"

Осенний лучик надежды Вот и осень наступила Улетели журавли Не поют нам больше птицы О нашей любви Под ногами шуршат листья Тихо шепчутся в тиши Говорят нам не спешите Помечтай и подожди Пос...

Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"

Занятие по речевому развитию с использованием  методов ТРИЗ-технологии...

Сочиняем стихи!

Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последов...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...