Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы "Заучивание стихотворения А. Н Плещеева "Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы «Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»

Цель: закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

2. Способствовать формированию умения запоминать стихотворение, читать его с интонацией, с опорой на мнемотаблицу.

3. Закреплять знания о признаках весны.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Развивать умение работать в парах.

3. Развивать умение внимательно слушать аудиозапись стихотворения.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к произведениям о природе.

Предварительная работа:

Беседы по теме, наблюдения на прогулке за весенними признаками, разучивание стихов о веснезаучивание стихотворений по мнемотаблицам.

Ход занятия.

1. Вводная часть. Создание эмоционального положительного фона. Мотивационный момент.

ВоспитательДавайте возьмемся за руки и скажем:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла… (весна)

В.: Верно. Вы догадались, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

(Да, мы сегодня будем говорить о весне)

В.: Итак, первое задание. Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?». Предлагаю встать в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопросы, а вы отвечать:

• весна какая(теплая, солнечная, яркая, долгожданная)

• солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)

• небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)

• деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)

• одежда весной какая?

• погода весной какая?

• травка весной какая?

• цветы весной какие?

• настроение весной какое?

Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне.

В.: Второе задание. Нужно рассказать, какие признаки весны вы знаете.

На доске перед детьми висят картинки с изображением. Дети, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной»

Предполагаемые ответы детей:

- Солнце стало ярче и дольше светить;

- На улице стало теплее, пропал мороз;

- Снег растаял, появляется капель, проталины;

- Прилетают птицы из теплых стран;

- Появляются почки на деревьях;

- Появляется первая трава.

В.: Вот сколько признаков весны вы знаете, молодцы! А теперь присаживайтесь за столы. Ребята, обратите внимание на доску. На доске изображён портрет. Это поэт - Алексей Николаевич Плещеев. Алексей Николаевич Плещеев сочинял стихотворения о природе, птицах и животных. Он был не только поэтом, но и писателем – писал рассказы о жизни людей.

В.: Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Приготовились слушать стихотворение.

Алексей Николаевич Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

В.: Ребята, вам понравился этот стих?

(Да, понравилось)

В.: О каком времени года это стихотворение?

(Это стихотворение о весне)

В.: Какие слова, строчки из стихотворения подсказывают вам, что оно о весне?

(Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало)

В.: Какое настроение у стихотворения?

(У стихотворения радостное настроение)

В.: Как вы думаете, почему у стихотворения радостное настроение?

(У стихотворения радостное настроение, потому что зима закончилась и наступила весна)

В.: Как вы понимаете повеяло весною?

(В воздухе чувствуется приближение весны)

В.: Что значит засвищут скоро соловьи?

(Засвистят, запоют)

В.: А что значит небесная лазурь?

(Это значит небо голубого цвета)

В.: Как вы понимаете слово миновала?

(Это значит прошла)

Воспитатель: Прежде чем выучить стихотворение, нужно немного отдохнуть

Проводится физ. минутка «Солнце травке улыбнулось…»

Солнце травке улыбнулось (Дети улыбаются, показывают раскрытыми пальцами солнце)

И природа вся проснулась (Потянуться)

С юга птицы прилетели (Махи руками)

И звенят везде капели (Стучим правой рукой об левую руку)

По ручьям хожу в сапожках (Шагаем на месте)

Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)

Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)

И гулять нам веселее (Шагают на месте)

Воспитатель: Садитесь. Я ещё раз прочитаю отрывок, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить его, в этом нам поможет таблица с картинками, они будут обозначать каждую строчку стихотворения. Такую таблицу вы будете составлять в парах. На столах лежат папки с таблицей и картинками. Нужно распределить каждую картинку к подходящей по смыслу строчке. Выложите из папки таблицу и картинки на стол. Каждый квадрат таблицы обозначает строчку стихотворения.

В. : Давайте вспомним, как начинается стихотворение?

(Уж тает снег, бегут ручьи)

В. : В паре решите, какая картинка подходит к этой строчке.

(Дети выбирают картинку)

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку в первый квадрат.

В. : Вторая строчка: В окно повеяло весною. Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Третья строчка: Засвищут скоро соловьи. Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Четвёртая строчка: И лес оденется листвою! Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Пятая строчка: Чиста небесная лазурь. Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Шестая строчка: Теплей и ярче солнце стало. Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Седьмая строчка: Пора метелей злых и бурь. Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Восьмая строчка: Опять надолго миновала… Выберите, какая картинка подходит к этой строчке?

В. : Покажите картинку, которую вы выбрали.

(Дети показывают картинку, которую выбрали)

В. : Верно! Вставляйте картинку на следующий квадрат.

В. : Молодцы, ребята! Мы с вами составили таблицу, которая поможет нам запомнить стихотворение. Давайте попробуем вместе повторить стихотворение, глядя на таблицу. Сначала вспомним автора и название стихотворения.

(Алексей Николаевич Плещеев «Весна»)

Вместе повторяем стихотворение

В. : Ребята, предлагаю рассказать это стихотворение по цепочке. Каждый будет называть одну строчку стихотворения.

Дети по цепочке рассказывают стихотворение

В. : Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили стихотворение!

Заключительная часть

В. : Ребята мне было приятно сегодня с вами общаться.

В. : Скажите, стихотворение какого автора мы с вами разучили?

(мы разучивали стихотворение автора Алексея Николаевича Плещеева)

В. : Как называется стихотворение?

(стихотворение называется «Весна»)

В. : С помощью чего мы заучивали стихотворение?

(мы заучивали стихотворение с помощью таблицы с картинками)

В. : Это стихотворение вы можете рассказать своим родителям или друзьям.

Рефлексия

В. : Наше занятие подходит к концу. Если вам понравилось занятие- похлопайте, если не понравилось- потопайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....