Игротека по развитию речи для детей раннего возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Силантьева Наталья Владимировна

Игры и упражнения для по развитию речи для детей раннего возраста: пальчиковые игры, игры со всем телом, артикуляционная гимнастика, игры на повторение слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

с1г. до 3 лет

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

С 1-1.6

Пальчиковые игры для ребёнка с 1-1.6 - начальный этап. Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. Понятно, что пальчиковые игры в большинстве своём сложны для годовалого крохи. Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышовом возрасте игры для ребёнка 3-5 лет бессмысленно и даже нежелательно.

В возрасте от года все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.)  или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

1. Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

2. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

3. При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

4. Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

5. Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

 Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться.  Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

Первичные игры.

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев. Поглаживание взрослым пальцев и рук. Простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет взрослый, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»

Утром встали пальчики-                             поочерёдное соприкосновение большого                                                                      

маленькие мальчики,                                      и указательного пальца руки взрослого                

Друг другу обрадовались,                              с кончиками пальцев руки ребёнка

Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик,

здравствуй пальчик….

«МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ» 

Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак        ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по  часовой стрелке.  На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять»,  быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

«ЕРШИ» 

Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на               тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку. На каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно.

На реке камыши,

Расплескались там ерши

Круг постарше,                         рисуем большой  круг по часовой стрелке на руке

Круг помладше,                         рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

Круг совсем малыши.               щекочем точечкой в серединке.

«ГОСТИ»

Стала Маша гостей созывать:               вращение кистей рук

И Иван приди, и Степан приди,            поочередный массаж пальцев на обеих руках

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

«ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, котёнок!                                                махать расслабленными кистями

Здравствуй, козлёнок,                                               рук

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

«ШАЛУН» 

 Наша Маша варила кашу                   чертить круговые линии на ладошке малыша

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала                               загибать пальцы с проговариванием      

Этому дала, этому дала,                              соответствующих слов

А этому - не дала.

Он много шалил,                                           пальцами другой руки брать мизинчик и      

Свою тарелку разбил.                                   слегка покачивать

 «БЕЛОЧКА» 

Сидит белка на тележке,         поглаживаем руку, расправляя кулачок

Продаёт свои орешки;            поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«ИГРУШКИ»

У Антошки есть игрушки:           раскрыть  левую руку

Вот весёлая лягушка,                    указательным пальцем правой, дотрагиваться до              

Вот железная машина.                  каждого пальчика левой руки

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Довольна корова своими телятами,                      тереть руку об руку                    

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!               вытянуть руки, показать ладони

Довольна коза своими козлятами,                        тереть руку об руку                    

А я так довольная своими ребятами!                    взрослый гладит ребёнка по голове

«Дождик»

Дождик, дождик поливай,                                  пальцы рук стучат по столу

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

«ПАЛЬЧИКИ»

У девочек и мальчиков                                            дети машут расслабленными

На руке пять пальчиков:                                          руками

Палец большой - парень с душой,                          взрослый дотрагивается до

Палец указательный - господин влиятельный,     каждого пальчика по очереди

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

 «КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ?»

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот лисёнок, вот-вот…         взять указательным и большим пальцами мизинец

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот зайчонок, вот-вот…       взять указательным и большим пальцами безымянный

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот медвежонок, вот-вот… взять указательным и большим пальцами средний

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот волчонок, вот-вот…       взять указательным и большим пальцами указательный

Как у нас в лесу живут?        гладить раскрытую ладошку

Вот!                                         сжать кулак, выделить большой палец

 «ПО ГРИБЫ»

Один, два, три, четыре, пять,   сжать одну руку в кулак, второй попеременно  

Мы идём грибы искать!            разгибать пальцы, начиная с мизинца

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

«СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка                            дотронутся до большого пальца

Этот пальчик - бабушка                            дотронутся до указательного

Этот пальчик - папочка                             дотронутся до среднего

Этот пальчик - мамочка                            дотронутся до  безымянного

Этот пальчик - я                                         дотронутся до  мизинца

Вот и вся моя семья.                                  хлопать в ладоши

«Катаем шарик» 

Покатился колобок,                             учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу

колобок-румяный бок,

по дорожке, по тропинке,

Прямо …..(имя ребёнка) в корзинку!

А где колобок?                                               движение останавливается

Вот он!                                                           ребёнок берёт шарик в руку и показывает

 «Утюг»

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,           ладонь очень прямая и твёрдая,

Помогай-ка мне, дружок!                   гладит стол или любую ткань.

Где пройдёшь – всегда порядок,

Нет морщинок, нет и складок,

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

«ПОРОСЯТА»

 Этот толстый поросёнок                пальцы рук растопырены, прижаты ладонями к                                                

  спинку об забор чесал.                 столу, взрослый  постукивает по пальцам ребёнка                                                                                

 Этот толстый поросёнок               на слова, когда ребёнок привыкнет к игре -  

 носом землю ковырял,                 поднимает по очереди пальцы ребёнка на нужные                                                                                            

Этот толстый поросёнок                слова

целый день хвостом вилял,                          

Этот толстый поросёнок

 что-то сам нарисовал.  

Этот толстый поросёнок –

лежебока и нахал,  

Захотел спать в серединке                   руку сжимаем в кулак, большой

и всех братьев растолкал.                    палец зажимаем внутрь.

«Ягодки»

 Ягодка по ягодке                                Рука- пальцами вниз, пальцы свободно висят,

 Я кладу в корзинку,                           взрослый по стиху с каждого пальца будто

 Ягодка по ягодке,                               «снимает» ягодку с кончика пальца.

 Спелую малинку,

Вкусную клубничку,

Лесную земляничку,

Смородину, крыжовник,

Вяжущий тутовник.

«Переборы пальчиков»

У белого котенка мягкие лапки.               Поглаживаем пальчики, перебирая.

Но на каждой лапке коготки-царапки!    Попеременно то мягкой кисточкой, то                

                                                                      жесткой щеткой.

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?                 Растираем каждый пальчик

С этим братцем в лес ходил.                     от кончика к ладони.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Прилетели гули»

Прилетели гули, гули-голубочки                               положили ручки на головку

Сели на головку, на головку детке                            помахали ручкой, отгоняя

Ты, моя детка, помаши ладошкой.                             птиц.

 Кыш, гули, кыш!

«Курочка кудахчет»

Курочка кудахчет, дочку носом тычет:             стучать по ладошке левой руки          

                                                                               указательным пальчиком правой

-А куда-куда-куда! А подай ее сюда!                тереть ладошку о ладошку

«Привет, ладошка!»

Погладьте руки малыша, добиваясь, чтобы он развел пальцы. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, поглаживая и разминая их.

Настало утро.

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

 «Ручки»

Ручки, ручки, не скучайте!             обхватите ручки в локтях, слегка потрясите,

Где вы были? Отвечайте!               чтобы расслабить пальчики

Посидели дома?                               перед лицом малыша сводите и разводите его                

                                                           ручки, держа их за локотки

                                                           похлопайте раскрытыми детскими ладошка                

И пошли к знакомым!                     щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть        

                                                           ощупает свое лицо.

 «Погладим котёнка»

-Киса, кисонька, кисуля!                 одной, затем другой рукой гладить по коленочке

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,             раскрытой ладошкой помахать на лицо

И ребяткам стало жарко.

Достаём красивый веер-

Пусть прохладою повеет.

Игры со всем телом

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.

Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

«У ЖИРАФОВ»

У жирафа пятна, пятнышки везде.                 хлопаем по всему телу ладонями

На лбу, на носу, на ушах,                                указательными пальцами дотрагиваемся

На шее, на животе,                                           до соответствующих частей тела,

На коленях и носках.                                       называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.         щипаем, как бы собирая складки.

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.               поглаживаем себя, как бы разглаживая                  

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                       шёрстку

На носах, на животах,

На коленях и носках.                                            обоими указательными пальцами        

                                                                                  дотрагиваемся до соответствующих  

                                                                                  частей тела.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде.                                          проводим ребрами ладони по телу              

                                                                                  (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах.

«ЧАСЫ»

 Мышь полезла в первый раз                   перебираем пальчиками от    

 Посмотреть, который час.                       коленочек до макушки.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,                    рука шлёпает легонько по макушке

Мышь скатилась кувырком.                     руки "скатываются" по телу вниз

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”             два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”    три хлопка

Мышь скатилась кувырком.

«КОШКА»

 Придёт кошка не спеша                 ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его            

 И погладит малыша.                        по спинке

-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка,

- Наша детка хороша!

«ДОМИК»

Стенка, стенка                                                 потрогать пальчиком щечки

Потолок                                                            потрогать лобик

Две ступеньки                                                  провести пальцами по губам

Дзинь - звонок!                                                нажать на носик

«ПОЖАРНИКИ»

Пожарники побежали                      дотрагиваться пальчиками до живота, рук, ног

И на кнопочки нажали пи-пи!        нажать дважды на кончик носа

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу                расслабленной ладонью водить по всему  

Стульчик, стол и кошку Машу.          телу малыша

 «Черепаха»

Шла купаться черепаха                   указательным пальцем дотрагиваться до малыша

И кусала всех от страха.                  тихонько пощипывать ребёнка

- Кусь, кусь, кусь, кусь.

Не кого я не боюсь.

«Шарик»

Возле дома я гулял.                     гладить ребёнка

Ко мне Шарик подбежал,           указательным и средним пальцами

Поиграл чуток со мной,              бегать по ручкам ребёнка

Вместе мы пошли домой.           гладить ручки

«Паучок»

Паучок из паутинки                    гладить по ручкам

Навязал себе ботинки.

Очень любят паучки                  поочерёдно пальцами одной руки пощипываем

Вязаные башмачки.                    кожу между пальцев другой руки

Скачут две лягушки-                  указательным и средним пальцами бегать по

Зелёные подружки.                    всему телу ребёнка

Комаров они поели,                   пальцами обеих рук выполняем собирающие

Прогуляться захотели.               движения по всему телу

Шлёп-шлёп ножками,                поочерёдно похлопываем ладонями по ручкам

Хлоп-хлоп ладошками!              и ножкам

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

от 1.6 до 3 ЛЕТ

От рождения ребёнок легко делает то, что требует синхронного движения рук: броски, поднимание предметов. Но движения, где руки движутся автономно, даются тяжело. Поэтому мы начинаем стимулировать автономную работу рук и рук отдельно от ног. Это не только поможет ребёнку лучше развиваться и активнее исследовать мир, но и развивает связи между полушариями, что способствует развитию мышления.

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки и игры на повторение слов, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина»

Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»

Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны)

«Накажем непослушный язычок»

Пошлёпать расслабленными губами, произнося: «Пя, пя, пя».

«Лошадка»

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

«Иголка»

Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Блюдце»

Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Маляр»

Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

 «Часики»

Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до

уголков губ.

Пальчиковые игры

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Показательными моментами, что ребёнок готов к переходу на 2 этап являются следующие три:

1.Ребёнок не отдёргивает руки и не сопротивляется при игре в пальчиковые игры, его внимания хватает на последовательное повторение 1 упражнения для каждой руки.

2.Ребёнок может сам повторять некоторые простейшие движения, старается это делать – стремится загнуть пальчик либо неловко водит пальцами одной руки по ладошке другой.

3.Ребёнок начал различать некоторые игры, у него появились любимые игры, которые он готов выполнить подряд несколько раз.

Второй этап пальчиковых игр – это усложнение первого этапа. Здесь идёт работа не со всем пальцем, его разминанием, а более точечно – с подушечками пальцем, с их гибкостью. Если раньше мы уделяли больше внимания развитию хватательного кольцевого захвата, то в возрасте от 1,6 уделяется особое внимание развитию активности каждого пальца.

«Колобок»

Колобок, колобок,                          положите перед ребенком шарик

Отчего ты одинок?

Тесто бабушка месила,                   имитируйте раскатку теста

На один всего хватило!

Нет, хватило теста ей!                     дайте шарик ребёнку

Вот второй!

Так веселей.

Вот и третий колобок!                    дайте ещё один, пусть попробует действовать

До чего румяный бок!                     обоими руками

«Мячик»

Вот такой прыгучий мяч!                дайте ребёнку мяч

Он готов пуститься вскачь!             ребёнок мнёт его в руке

Так и просится играть!                    ребёнок перекладывает мяч в другую руку

Трудно будет удержать!                  ребёнок мнёт его в руке

Мячик прыгал и скакал,                  мнёт мяч в обеих руках

В руки снова к нам попал!

«Катаем карандашик»

Ребёнку выдаётся гранёный карандаш. Карандаш зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках. Цель- не уронить и отработать движение руками «вперёд-назад».

«Курочка»

Вышла курочка гулять,                         пальцы  рук в щепотку

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,                            показать, как курочка клюет

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.                                   показать, как курочка гребет лапками

«Плавание»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,         имитировать взмахи крыльев

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.                         встряхнуть руками

«Жили мышки»

Раз, два, три, четыре!                            сжимать и разжимать кулачки

Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били,                         держим ладошку раскрытой,

По три денежки платили!                     водим по ней пальцем

«Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли                       ладошки-рыбки, они двигаются, имитируя

В чистой тепленькой воде.                  плавающих в воде рыбок

То сожмутся,                                         пальцы рук очень плотно сжимаются

Разожмутся,                                           пальчики сильно растопыриваются в стороны

То зароются в песке.                             раскрытыми ладошками гладить по столу

«Лошадка»

По дороге белой гладкой                                   стучать указательными пальцами

Прискакала к нам лошадка,                               по столу

Цок-цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

«Дятел»

Дятел-дятел сел на сук                                   машем расслабленными кистями рук

Тук-тук-тук, тук-тук-тук                                стучать пальцами по столу

Дятел-дятел сел на сук                                   машем расслабленными кистями рук

Тук-тук-тук, тук-тук-тук                                стучать пальцами по столу

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,                               обе ладони поставлены на ребро,

Оставляя на воде колечки.                              большие пальцы подняты вверх

«ЗМЕЙКА» 

Посмотрите-ка, друзья,                       пальцы сомкнуты в щепоть

У меня живёт змея!                            

По дивану, по коврам                         медленно вращаем кистью руки

По дивану, по коврам                         "Змея" ползёт по «дорожке»

Может ползать тут и там.

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

Нет у этой змейки глаз,                     крутим кистью руки (как бы оглядываясь)

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,                     волнообразные движения рукой

А ребёночка за нос.                            "Змея" хватает за нос партнёра по игре

«Ягодки-2»

 С ветки ягодки снимаю                          Чуть приподнимите перед собой руку,

                                                                    так чтобы расслабленная кисть оказалась

                                                                    приблизительно на уровне лица.

                                                                    Пальчики расслаблены, свисают в низ.

 И в лукошко собираю.                            Пальцами другой руки поглаживаете

                                                                    каждый пальчик от основания до самого

                                                                    кончика, как будто снимая с него

                                                                    воображаемую ягодку.

Будет полное лукошко.                            Одна сложенная ладошка

Я попробую немножко.                            имитирует лукошко, другой

Я поем еще чуть-чуть.                              рукой достаем воображаемые                                                                     Легким будет к дому путь                        ягодки и отправляем их в рот.

«Ключик»

 Ключик в руку мы возьмём           указательный палец одной руки- ключик, другая                    

 И моторчик заведём,                      рука- в кулаке, пальчик вставляется в кулачок и                

 Чик-чик-чик-чик,                            поворачивается по ритму стиха.

 Уезжает грузовик!

«Дождик капает»

Дождик капает,                              пальчики обеих рук постукивают по столу.

Дождик капает.            

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

 «Грабли»                                  

Листья падают в саду,                            ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».

Я их граблями сгребу.

«Десять птичек»

Пой-ка, подпевай-ка:                                    сделать «фонарики»

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,                                   хлопать в ладоши

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Это-зяблик, это - стриж,

Это - развеселый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Птички-птички, по домам!            обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек"

«Ёлочка»

Праздник приближается, ёлка наряжается:                кисти рук крутятся в воздухе

Шарики висят  

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом                                                         хлопок в ладоши

Конфетти кругом!

«Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.                       постучать по столу              

Мама, мама, это ты? Да, да, да.                хлопать в ладоши

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.           махать расслабленными кистями рук

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

«Дикие животные» 

Это зайчонок, это бельчонок,          раскрыть руку, указательным пальцем другой                        

 Это лисёнок, это волчонок,             дотрагиваться до каждого пальца

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка:        тереть руку об руку

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,             вытянуть руки, показать ладошки

И закрыл покрепче кран               сжать ручку в кулачок

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать,               раскрыть  левую руку

Будем пальцы называть:        

Автомобиль и вертолёт,                указательным пальцем правой, дотрагиваться до              

Трамвай, метро и самолёт.             каждого пальчика левой руки                                                                                        

Пять пальцев мы в кулак зажали,                                    

Пять видов транспорта назвали.

« Посчитаем»

Один-два-три-четыре-пять,             сжимаются и разжимаются кулачки

Буду транспорт я считать:                

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

«Фрукты-овощи»

Как у нашей Зинки                 ручки сложены чашечкой

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок             поглаживать одну ладошку другой

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.               похлопать в ладоши

 Как у нашей Зины                  ручки на щёчках

Фрукты есть в корзине:          

Яблочко, груша,                      вытянуть руки, показать ладошки

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,                    перевернуть руки, показать тыльную сторону

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,              сложить руки чашечкой

Вкуснее наших фруктов нет!

«Черепаха»

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

«Пароход»  

Обе ладони поставлены на ребро, а большие пальцы подняты вверх.

«Гусь»

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

«Дождик»

Дождик-дождик,                  подушечки рук прижать к столу

Полно лить,                           попеременно постукивать ими по поверхности стола

Малых детушек

Мочить!

«Коготки»

У Кошкиной дочки                         поджать подушечки пальцев к верхней

На лапках коготочки.                     части ладони

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.             раскрыть ладонь

«Котята»

Во дворе у брата                              подушечками указательных пальцев

Бегали котята.                                  постукивать по столу

Испугались хлопка,                         хлопнуть в ладоши

Разбежались кто куда.                    спрятать руки за спину

«Отдохните»

Поиграли-отдохните,                      расслабить руки и встряхнуть их

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,               поджать подушечки пальцев к верхней

Совсем как ушки зайчики.              части ладони, раскрыть ладонь

«Мельница»

Крылья нашей мельницы              прижимаем друг к другу ладони и выполняем

У ветерка как пленницы-              растирающие вращательные движения,

Как ветер переменится,                 пальцы при этом не соприкасаются

Так повернётся мельница.

«За дровами»

После завтрака мы с вами             ставим на стол обе ладони ребром и «пилим»,

В лес поедем за дровами.              совершая движения вперёд-назад

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!            кулаком или ребром ладони «рубим»,

Рубим-рубим, рубим-рубим!          постукивая по столу

Топором работать будем.

Привезём домой дрова,                   выполняем собирающее движение, словно

Сложим посреди двора.                  сгребая все дрова в кучу

«Солнышко»

Солнышко яркое                             поднимаем ладони над головой, растопырив

В небе сияло,                                   все пальцы наподобие лучей, и делаем

Лучами своими                                вращательные движения кистями рук

Нас согревало.

«Горошки»

Раскатились по дорожке          подушечками пальцев обеих рук стучим по столу

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют.              указательными пальцами «клюём» горошинки

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!              складываем руки лодочкой и «просим» горошинки

Я такой хорошенький!               обеими ладонями гладим себя по щекам, голове

«Маринка»

Пошла гулять Маринка             указательным и средним пальцами ходить по столу

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке                      то раскрываем, то закрываем щёпоть

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,                    раскрытыми ладонями «бежим» по столу

Цветочки растеряла.

«Кузнечики»

Два маленьких кузнечика       указательным и средним пальцами ходить по столу

Потопали на речку.

Воды они боялись                    гладить ладонями поверхность стола

И в речке не купались.

На скрипачках играли-            ребром одной ладони проводить по раскрытой

Всех рыбок распугали.            второй ладони

 «Полинка»

Для девочки Полинки                     собираем пальцы обеих рук в щёпоть и

Выросла малинка.                            «рвём ягодки» с поверхности стола

Собрала Полинка

Ягодки в корзинку.

Съела всю малинку                         подносим сомкнутые пальцы ко рту

Девочка Полинка.

«Топай, хлопай»

Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки.              выполнять движения по тексту

Трём, трём, трём ладошки.

Трясём, трясём, трясём ручками.

Качаем, качаем, качаем головкой.

Топаем, топаем, топаем ножкой.

«Цветочки»

Наши руки как цветочки,                     сжать обе руки в кулаки

Пальчики как лепесточки.                    раскрыть кулачки

Солнце просыпается-                            раздвинуть все пальцы

Цветочки раскрываются.                      сделать «фонарики»

«Зайка»

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Игры на повторение слов

«Утро»

Утром я встаю, песенку пою,

Песенку простую, вот какую:

Ля-ля-ля-ля (2 раза) да-да-да-да (на, ма, па, та, ба)

«Дудочка»

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка заветная.

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка веселая.

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка хорошая.

«Песенка со слогами»

Ма-ма-ма-ма, мамочка!

Ба-ба-ба-ба, бабушка!

Ду-ду-ду-ду, дудочка!

 Па-па-па-па, папочка!

Му-му-му-му, мурочка!

«Если весело живётся»

Если весело живётся, делай так-

Но-но-но.

Если весело живётся, делай так-

Хрю-хрю-хрю.

Если весело живётся, делай так-

Мяу-мяу-мяу.

Если весело живётся, делай так-

Ав-ав-ав.

 «Весёлое утро»

По дорожке мимо дома шёл козлёнок мой знакомый.

Я позвал его к себе, ну а он в ответ мне:

- Ме-е-е! Ме-е-е!

По дорожке мимо дома шёл ягнёнок мой знакомый.

Крикнул я: - Иди ко мне! – ну а он в ответ мне:

- Бе-е-е! Бе-е-е!

По дорожке мимо дома шёл телёнок мой знакомый.

Закричал я и ему, ну а он в ответ мне:

- Му-у-у! Му-у-у!

«Лошадки»

Скачут, скачут две лошадки- но-но-но.

Скачут, скачут без оглядки- но-но-но.

Вы, лошадки нас возьмите- да-да-да.

Быстро в город нас домчите- да-да-да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Конспект родительского собрания по теме: «Домашняя игротека по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем....

ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...