Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
презентация по развитию речи

Сабурова Валентина Александровна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Работая с детьми, педагоги сталкиваются с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихи. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. К подобным эффективным методам относится и  мнемотехника. Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.   Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, речь, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста подготовила: учитель-дефектолог МАДОУ №11 «Ромашка» Сабурова В. А .

Слайд 2

1. Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь . 2. Неспособность грамматически правильно построить предложение. 3. Недостаточный словарный запас . 4. Употребление нелитературных слов и выражений . 5. Бедная диалогическая речь: неспособность граммотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. 6. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами . 7. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов . 8. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д . 9 . Плохая дикция В развитии речи детей дошкольного возраста можно выделить следующие проблемы:

Слайд 3

К. Д. Ушинский писал : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания ». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, это эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи .

Слайд 4

Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление речь - зрительную и слуховую память - зрительное и слуховое внимание - воображение

Слайд 5

Основные задачи мнемотехники: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения ; Развивать у детей психические процессы: внимание , память (различные виды), мышление , воображение; Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки ; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Слайд 6

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному Структура мнемотехники МНЕМОТЕХНИКА мнемоквадраты мнемодорожки мнемотаблицы мнемотехника

Слайд 7

Мнемодорожка Мнемоквадрат

Слайд 8

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему , изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям . Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям: - при пересказах художественной литературы; - при обучении составлению рассказов; - при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок ; - при отгадывании и загадывании загадок ; - а также служат средством обогащения словарного запаса.

Слайд 9

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Слайд 10

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего применять цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка – зелёная. Начинать можно с составления рассказов из 2-3 предложений . На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга . (пример мнемодорожки )

Слайд 11

Для детей старшего дошкольного возраста применяют схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений

Слайд 12

Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Слайд 13

Пример использования мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания . Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов , обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку .)

Слайд 14

Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .

Слайд 15

Пример использование мнемотаблиц для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

Слайд 17

Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Слайд 18

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик- побегайчик . Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Слайд 19

РЕЗУЛЬТАТЫ: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории появляется интерес к заучиванию стихов и потешек словарный запас выходит на более высокий уровень дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Слайд 20

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире,эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, раз...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....