Квест-игра "Калейдоскоп профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Башмакова Татьяна Викторовна

Ранняя профориентация является неотъемлемой составляющей в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как  вхождение дошкольника в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. Что же подразумевается под понятием «профориентация»? Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx36.78 КБ
Файл dom_masterov.pptx579.07 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста

«Калейдоскоп профессий»

Цель: Обобщение и систематизация  знаний детей о  разнообразии и важности профессий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Расширять, уточнять и активизировать  словарный запас детей по теме «Профессии»;

Формирование у детей представления  о многообразии профессий и их значимости;

-Закреплять у детей умение правильно строить фразу, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с типом высказывания;

- упражнять в подборе действий к профессиям;

- совершенствовать навыки словообразования суффиксальным способом, умения образовывать сложные слова путем слияния основ;

Развивающие:

- развивать связную речь, словесно-логическое, ассоциативное и творческое мышление;

- развивать у детей познавательную активность, умение делать выводы;

- развивать межполушарное взаимодействие, крупную и мелкую моторику, координацию речи с движением; точность и координацию движений, пространственные представления;

- развивать память, внимание, умение слушать;

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение работать в команде, соблюдать правила и понимание, что общий результат зависит от приложения сил каждого участника;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметному миру как к результату труда;

Оборудование: буквы, предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий,  конверты с заданиями, аудиозапись голоса, шаблоны для рисования, простые карандаши,

Ход ООД:

Оргмомент:

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

С ним мы в игры поиграем,

С ним мы тексты набираем,

Он работу нам облегчит,

Связь мгновенно обеспечит.

Он рисует и поет,

В Интернет с собой ведет.

Друг что надо! Просто супер!

Персональный наш…

Дети: Компьютер!

Логопед:- правильно ребята! И сегодня мы с вами попадем в компьютерную игру.  Если мы удачно пройдем все уровни, мы сможем открыть главное слово! Оно и является нашей целью! (На доске слово из 6 букв, буквы повернуты к детям обратной стороной)

Итак, включаем игру: (голос на записи «Приветствуем вас. Вы попали на первый уровень!»

(табличка «1 уровень», задание в конверте)

Логопед: И вот наше первое задание: «Дом Мастеров»   (На сенсорном экране)

Что мы видим? (Дом) Какой он? (многоэтажный)

Обратите внимание как много здесь квартир.  Хотите узнать, кто именно здесь живёт?  Тогда вам нужно догадаться, к каким профессиям относятся слова, которые я сейчас буду вам зачитывать. Слушайте внимательно (дети отгадывают профессию, появляется картинка).

1. Самолет, форма, штурвал.   (Пилот)

2. Огонь, шланг, вода.           (Пожарный)

3. Метла, мусор, тележка     (Дворник)

4. Кисти, краски, полотно.       (Художник)

5. Рельсы, поезд, дорога          (Машинист)

6. Рюкзак, раскопки, древности   (археолог)

7. Цирк, звери, музыка                 (Дрессировщик)

8. Ткань, ателье, нитки, швейная машинка       (Швея)

Наверное вы уже догадались, с чем будет связана наша игра? (С профессиями)

Она так и называется «Калейдоскоп профессий»

А как вы думаете, какая профессия самая важная?       (Ответы детей)

А теперь представьте, что будет, если:

Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

Что будет, если врачи перестанут лечить людей?

Что будет, если учителя перестанут учить детей?

Что будет, если строители перестанут строить дома?

Что будет, если полицейские перестанут нас охранять?

  • Если бы не было ветеринаров, то … некому было бы лечить животных.
  • Если бы не было врачей, то … некому было бы лечить людей.
  • Если бы не было учителей, то … некому было бы учить детей.
  • Если бы не было воспитателей, то … некому было бы воспитывать детей.
  • Если бы не было поваров, то … некому было бы готовить еду.
  • Если бы не было строителей, то … некому было бы строить дома.

 (после выполнения задания голос на записи говорит, «Поздравляем, вы прошли первый уровень! Вам доступна одна буква»)

Логопед: ура! Мы можем открыть одну букву. (открывают любую на выбор) Ну что, продолжаем!

(голос на записи «Вы перешли на второй уровень!»

 Логопед: Ребята, мы на уровне «Путаница», и я предлагаю вам поиграть в игру

Дидактическая игра «Правда или нет?»

Взрослый произносит предложение, а ребенок анализирует, что неправильно и дает правильный ответ.

Продавец моет пол. (ответ детей- НЕТ, продавец продает товары)

Кондуктор продаёт билеты. (ответ детей- ДА,…..)

Скрипач играет на пианино. (ответ детей- НЕТ,…..)

Маляр красит стены. (ответ детей- ДА,  …)

Строитель рисует картины. (ответ детей- НЕТ,…)

Официант разносит еду (ответ детей- да,…    )

Космонавт строит корабли. (ответ детей- НЕТ,…)

Писатель пишет картины. (ответ детей- НЕТ,…)

Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

Дети. Нет. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Уборщица — это та, кто делает головные уборы.

Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Плотник — это тот, кто делает плоты.

Дети. Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Водитель — это тот, кто водит  экскурсии.

Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

Голос на записи «Поздравляем! Вы прошли второй уровень, вам доступна еще одна буква»

Открываем букву

«Добро пожаловать на третий уровень!»

Игра  «Что делает?»

Врач (что   делает) –  слушает,   выписывает   рецепт,   смотрит   горло,   измеряет  температуру, назначает лекарства.

Продавец – продаёт, взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер  –    причесывает,   стрижет,   моет   волосы,   делает   прически,   бреет  бороду и усы.

Шофёр – водит машину, возит пассажиров или груз.

Строитель – строит нам дома, детские сады, школы.

Дворник – подметает улицу, убирает снег, посыпает дорожки песком.

Полицейский – охраняет покой людей, ловит бандитов.

Учитель – учит детей читать, писать, много знать.

Пожарный – тушит пожар, спасает людей.

Воспитатель – заботится и воспитывает детей, занимается, играет с детьми.

 (после выполнения задания голос на записи говорит, «Поздравляем, вы прошли третий уровень! Вам доступна третья буква»Открываем букву

«Добро пожаловать на четвертый уровень»

Логопед: Показывает конверт с роботом.

Как вы думаете, какие профессии связаны с созданием роботов?

Инженер, программист, робототехник, конструктор, проектировщик, сборщик, оператор, изобретатель.

А теперь представьте, что специалисты сконструировали робота, но что-то сбилось в программе, и он стал выполнять команды наоборот…

Игра «Непослушный робот»

Цель: изобразить непослушного робота, который выполняет все движения с точностью наоборот. Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила.

Инструкция: Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперёд», ты сделаешь шаг назад. Если я скажу «большой шаг», ты делаешь «маленький» и т.п. Как только ребёнок хорошо освоит это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды.

Команды: Шаг вперед, два шага назад, руки вниз, встали, один шаг влево, большой шаг вперед, маленький щаг назад, открыли глаза, закрыли рот, опустили правую ногу, опустили голову вниз, встали на стульчики.

Как вы думаете, чем опасно такое поведение робота?

Кто должен исправить неполадку?

Робота наладили, и теперь он выполняет команды правильно:

Упражнение «Печка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Инструкция: Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. Наверху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

Голос на записи: «Поздравляем, вы прошли четвертый уровень. Вам доступна четвёртая буква!»

Открываем букву

«Добро пожаловать на пятый уровень!»

Игра «Объясни слово»

Названия некоторых профессий говорят сами за себя.  

Учит – …учитель, Строит – ….строитель, воспитывает — воспитатель, водит — водитель, 

Летает –….летчик, грузит —грузчик,           

Работает на кране –…. крановщик,

Работает на экскаваторе  -….  экскаваторщик,

Регулирует движение -… регулировщик.

Продает - …продавец, поет – певец,

А как вы думаете, чем занимаются люди этих профессий?

Трубочист?      Водопроводчик? Садовод?  Сыродел?

Давайте попробуем сами составить такие слова :

Лес рубит –лесоруб,  разводит цветы - цветовод, Разводит пчел –пчеловод, водит экскурсии - . экскурсовод.

водолаз, землекоп, садовод, рыболов,

После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.

  Голос на записи «Поздравляем! Вы прошли пятый уровень, вам доступна пятая буква»

Открываем

«Добро пожаловать на шестой уровень!»

Этот уровень «Творческий»

Я предлагаю вам поговорить о профессиях, которые связанны с творчеством. Творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Люди этих профессий очень талантливы, не зря плодами их труда мы можем наслаждаться, получая удовольствие от  услышанного или увиденного.

Как вы думаете, какие  профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты (кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры.

А у вас есть какие-то таланты?

Предлагаю вам проявить свои творческие способности и превратиться в художников. Но сначала  давайте разомнем пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Кто-то учит

Пальчик вверх.

Кто-то варит

Мешаем в кастрюле

Кто-то нам белье стирает.

Трем кулачок о кулачок.

Кто-то лечит

Гладим руки по очереди.

Кто метет.

Смахиваем.

Кто-то сказочку прочтет.

Перелистываем книгу.

Не кончаются заботы,

Много у людей работы.

Вращаем кистями рук.

Игра «Зеркальное рисование»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации движений, формирование функции контроля, мелкой моторики

Голос на записи «Поздравляем, вы прошли шестой уровень! Вам доступна шестая буква!»

Открывают последнюю букву, читают слово    РАБОТА

Ребята, а что означает это слово?

Слово «работа» может иметь несколько значений:

  1. Действие по значению глагола «работать»; деятельность, занятие, труд. Например: физическая работа, умственная работа, научная работа, работа двигателя, работа мысли.
  1. Та или иная деятельность по созданию, изготовлению, обработке чего-либо.

Ребята, вы сегодня назвали мне много разных профессий, а кем бы хотели быть вы, когда вырастете?

Но мы так и не решили, какая же профессия самая важная?

Сегодня мы говорили о том, что бывают разные профессии, все они нужные и важные. Вы хорошо потрудились – окунулись в волшебный мир профессий. Я думаю, вы не будете со мной спорить: все профессии важны и, конечно, нам нужны!

Профессий много на Земле,

И каждая — важна!

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Быть может, станешь ты врачом,

А может, инженером.

Возможно, будешь столяром,

Возможно, агрономом.

Профессий много на Земле,

Но выбирай любя.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая  важна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОМ МАСТЕРОВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...