Тайная сила подковы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Владимировна Ширяева

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Развивающие:

• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядное-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

• Развитие интереса к русским традициям,

• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

• Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.

• Знакомить детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

• Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, ставни, порог, Берегиня, наличники;

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, указатель с надписями.

• Макет русской избы: чугунок, самовар, колыбелька, печка, утварь.

• Материалы для конструирования: шаблоны подков, природные материалы (крупы).

  Ход образовательной деятельности:

              Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал.

                     Воспитатель встречает ребят:

- Добрый день, ребята,

Здравствуйте, гости дорогие,

Меня зовут Ирина Владимировна.

- А собрались мы для забавушки

Чтоб узнать, как жили наши бабушки.

- Ой, ребята, что это там? Давайте подойдём поближе и посмотрим

Ответы детей…(указатель)

Воспитатель:

Он – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно знать?

Я прочту, а вы слушайте внимательно:

Направо пойдешь – далеко не уйдешь.

Налево пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

- Так в какую же сторону мы пойдем?

- Ответы детей.

Воспитатель:

- Да, много нового и интересного хотим мы узнать.

Дети проходят к столу с макетом изба.

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Ребята, посмотрите, какой интересный дом, как вы думаете, он современный?   ….

Ответы детей:

Воспитатель:

- Да, это изба, а чем она отличается от современного дома?  …

Ответы детей: Дети называют отличия современного дома от избы.

Воспитатель:

Посмотрите, как красиво выглядит изба. Вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, наличники.

-Давайте заглянем в избу и посмотрим, что там?

- Сколько здесь интересных вещей!

- Дети называют предметы и говорят о их предназначении (самовар, сундук, печка, деревянная посуда, люлька).

Воспитатель:

- Давайте поиграем, и узнаем, можно ли найти эти вещи дома и как они теперь называются.

Игра «Скажи на новый лад» (воспитатель показывает карточки)

Печка- плита, сундук-шкаф, лапти-ботинки.

колодец – водопровод, кран.

Телега – грузовик, самовар – чайник.

Молодцы, а как говорили наши бабушки- делу время, потехе час

Дети, дети, все сюда, здесь весёлая игра

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так…

Воспитатель:

- Давайте вернёмся к избе, и посмотрим, что это над дверью? (Подкова)

(обращает внимание детей на дверь)

- А вы знаете, для чего была нужна подкова в доме?

Ответы детей:

Воспитатель:

- С незапамятных времен люди верят в силу оберегов. Обереги – это предметы, приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от бед и напастей. И безусловно, самый сильный и известный оберег на удачу и счастье – подкова.

Посмотрите, какой оберег сделала я: по центру подковы, я выложила цветок из семян подсолнуха, серединка цветка – горошина. Семена подсолнуха – здоровье детей. Горох- мир и дружба. В обе стороны от центрального цветка расположила цветы из гороха и черного перца. Перец, как и чеснок, изгоняет злых духов. Оставшуюся часть подковы, я украсила фасолью и гречневой крупой. Греча-символ достатка.

Воспитатель:

- Хотите сделать такую подкову и подарить своим родителям на счастье, на удачу?

Тогда давайте пройдем в мастерскую

Чтобы сделать оберег, надо потрудиться, главное делать это с душой и любовью.

Пока работаете, думайте, чего бы вы для своей семьи хотели, здоровья, счастья, любви.

Когда вы поздравляете кого-то с днем рождения, вы желаете имениннику самого лучшего, так и при изготовлении оберегов.

В процессе изготовления, объясняю детям значения символов на обереге:

Злаки, бобовые — символ достатка,

Семена тыквы — символ плодородия,

Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.

Кукуруза — символ здоровья у детей, сплоченности семьи,

Монетка — успех в делах.

Крупа — мир, лад в доме.

Воспитатель:

Закончили? Давайте возьмем свои обереги, встанем в круг.

 Ребята, у вас получились замечательные поделки. Вы очень старались и обратите внимание, нет ни одной похожей подковы! Вы вложили в работу часть своей души и сердца, согрели теплом рук и это теперь самый настоящий оберег!

Я сделала свой оберег на счастье… (дети рассказывают о своём обереге)

Вам понравилось занятие?

Вы молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. До свидания!

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Приморска

 

 

Конспект   образовательной деятельности

в старшей группе по социально – коммуникативному направлению

«Тайная сила подковы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                       воспитатель первой категории

                                                                                    Ширяева И.В.

 

 

 

 

 

               

                                                                   2024г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Подкова на счастье"

Знакомство детей с народным обрядовым праздником....

ТАЙНАЯ СИЛА РУК.

Простые, доступные каждому упражнения для ладоней и пальцев....

"ТАЙНАЯ СИЛА РУК"

Консультация для родителей...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Тайная сила рук

Тайная сила рук...

"Тайная сила Павла Бажова"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры....