Технология «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в развитии речи дошкольников 6-7 лет.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

ДРУЖКИНА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья, ближайшее окружение, а также педагоги. От культуры речи взрослых, от манеры общения и погружения ребенка в языковую среду, зависят успехи в речевом развитие малыша.  Интересным представляется пособие В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Пособие представляет собой использование ковролина, на который педагог в процессе игры крепит самостоятельно выполненные либо уже готовые фабричные персонажи и предметы, тем самым увлекая в игру ребенка. Для того, чтобы поделка стала обитателем фиолетового леса, достаточно всего лишь прилепить к ней липучку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_-_fioletovyy_les_v.v.voskobovicha.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

в развитии речи дошкольников 6-7 лет.

Актуальность

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогов детского сада, являющееся фундаментом познавательного и социально-коммуникативного развития детей. Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.  

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья, ближайшее окружение, а также педагоги. От культуры речи взрослых, от манеры общения и погружения ребенка в языковую среду, зависят успехи в речевом развитие малыша.  

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности. 

Как сделать процесс обучения интересным, привлекающим внимание, удерживающим внимание ребенка на необходимой педагогу деятельности?

Для развития умственных способностей детей важное  значение имеют развивающие игры и пособия, а также их многообразие.

В этом смысле интересным представляется пособие В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Пособие представляет собой использование ковролина, на который педагог в процессе игры крепит самостоятельно выполненные либо уже готовые фабричные персонажи и предметы, тем самым увлекая в игру ребенка. Для того, чтобы поделка стала обитателем фиолетового леса, достаточно всего лишь прилепить к ней липучку.

В процессе взросления ребенка персонажи в фиолетовом лесу могут трансформироваться, а само пространство из лесного может преобразиться в комнату дошкольника. В фиолетовом лесу могут использоваться как картонные, деревянные фигурки обитателей леса, деревьев и др. так и различные головоломки, часы, технические устройства, оставляя базу фиолетового леса неизменной. Оптимальным возрастом для данной игры являются дети от 2 до 7 лет.

Почему «Фиолетовый лес»? Прежде всего, сам фиолетовый цвет  развивает творческие способности детей и их фантазию.  Все элементы для фиолетового леса выполняются в ярких, радужных цветах для того, чтобы ребенок мог увидеть все разнообразие красок, а также проявлять свою фантазию при создании необычных моделей для пространства, представляя себя участником, частицей удивительного мира «Фиолетового леса»

Для того, чтобы происходило постоянное развитие интеллектуальных способностей школьников необходимо обязательное использование принципа высокого уровня трудности заданий. Все потому что, при отсутствии постоянных препятствий в учебе для их преодоления, обучение идет на недостаточном уровне, очень слабо. Также благодаря продуктивным видам деятельности развивается «ручная» умелость, происходит переход к смысловому уровню восприятия от предметного уровня.

 «Фиолетовый лес» – это выдумка, виртуальное пространство, мир, который придуман и его наполненность зависит напрямую от творчества, а также фантазии взрослого. «Фиолетовый лес» выступает сенсомоторной зоной, где дети активно взаимодействуют с развивающими играми, прикрепляя персонажей или предметы к вертикальной стене, тем самым реализуя творческие замыслы и способности. Вся атрибутика «Фиолетового леса», его сказочность создает релаксирующую обстановку для ребенка и способствует его дополнительной игровой мотивации.

Одним из немаловажных аспектов использования данной среды является возможность применения её в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструировании.  

Большой интерес у детей вызывают герои «Фиолетового леса»: Луч Владыко, Малыш Гео, Незримка Всюсь, Лопушок, радужные гномики (Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, фи), Паук Юк, пчелка Жужа, ворон Метр и др. Эти образы вводят ребёнка в атмосферу сказки. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.  

Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные: занятия, решение проблемных задач, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, рассказов, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов, свободная деятельность детей, связанная с использованием развивающих игр и пособий , предложенных В. В. Воскобовичем .  

Формируя познавательную, речевую активность детей, можно оформлять лес по временам года, расселять в нём животных и птиц, знакомиться с насекомыми, сажать цветы на полянке и, таким образом, моделировать пространство в соответствии с сезонными изменениями в природе.  

В осенний период пользуются популярностью такие игры, как «Разноцветный листопад», «Ветер-проказник и Крутик По», «Осень в Фиолетовом лесу», «Солнышко и тучка», «Какой листик спрятался», «Запасы на зиму», «Что изменилось» и др.  

Зимой в «Фиолетовом лесу» выпадает снег, дети конструируют снежные постройки, моделируют зимнюю прогулку на лыжах, санках, строят снежные дома из геометрических фигур для волшебных гномиков. Увлеченно дети играют в игры «Зажглись новогодние фонарики», «Украшаем ёлочку к празднику», «Подарки для жителей Фиолетового леса» и др.  

С наступлением весны у ребят проявляется интерес к развивающим играм весенней тематики: «Кораблик», «Распустились листочки на деревьях», «Помоги найти птиц», «Найди животных».  

В летний период развивать интеллектуально-творческие способности помогают такие игры, как «Собери красивые цветочки», «Найди отличия», «Кувшинки и ласточка», «Продолжи ряд», «Заборчик» и др.

Все эти игры способствуют формированию не только способностей анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, но и развивают воображение, стимулируют творческую активность детей в конструировании, придумывании рассказов, сказок, событий.

Примеры использования пособия  «Фиолетовый лес»

 в развитии речи дошкольников 6-7 лет.

Разработанные занятия состоят из трех блоков.

Первый блок включает в себя занятия, на которых детям дается задание придумывания предложения или завершение рассказа. Особенность данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель зачитывает начало рассказ, называет героев и придумывает завязку, а детям необходимо продолжить и закончить его. Для этого педагогом применяются занятия с развивающей средой «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича: «Знакомство с развивающей средой «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича и обучение творческому рассказыванию» (вводное), «Птичий мир», «Насекомые Фиолетового леса». На данном этапе детям предлагаются следующие задания: «Составь сюжет на коврографе», «Придумать конец рассказа», «Кто больше скажет» и др.  

На занятии «Насекомые Фиолетового леса» дети отправляются в путешествие, и, чтобы узнать кого они там встретят, они отгадывают загадки про насекомых. Далее с детьми педагог проводит беседу «Насекомые».  

Педагог предлагает детям начало рассказа «В один прекрасный солнечный день в Фиолетовом лесу наступил праздник насекомых. Красная божья коровка залезла высоко на фиолетовое дерево и начала звать всех насекомых…». А дети закрепляют фигуры на развивающей среде «Фиолетовый лес» по началу рассказа. Далее дети придумывают продолжение и завершение творческого рассказа.  

Второй блок работы: придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Педагог предлагает тему и план рассказа, в котором выделена последовательность событий, а развить содержание сочинения дети должны самостоятельно.  

Третий блок – придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Педагог предлагает только тему. Она должна соответствовать опыту детей, уровню их речевого развития, затрагивать чувства и будить фантазию дошкольников. На занятиях продолжается работа по закреплению полученных навыков. Занятия являются итоговыми, с различными сюжетами: «Лесные жители сказочного леса», «День рождения гусеницы Фифы», «Путешествие в порхающий мир ворона Метр». Данный этап включает следующие задания: «Подбери главных героев», «Расскажи, что зачем» и др.  

Итак, развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Использование персонажей народных сказок содействует появлению и развитию потребности в речевом общении. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения связно выражать свои мысли.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету.

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно — развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми, что очень важно для детей в период адаптации.

Список литературы 

  1. Вакуленко Л.С. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СанктПетербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017, – 288 с.
  2. Воскобович В.В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», 2017, – 176с.
  3. Кожевникова Т.В. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью игрового пособия фиолетовый лес. // European Scientific Conference. Пенза, 2021. С. 237-239.
  4. Малютина М.С., Савинова С.В. Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования развивающей среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича. // Вопросы педагогики. 2022. № 6.
  5.   Рогачева Л., Махалина Е. Сказки фиолетового леса. // Обруч. Образование и ребенок и ученик. 2016. № 3. С. 22-24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Коврограф ЛАРЧИК

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.Главная отли...

«Использование технологий «Синквейн» и "Сторителлинг" в работе по развитию речи дошкольников».

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, переск...

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников...

Мастер – класс «Использование пособий В. В. Воскобовича в развитие речи дошкольников»

Мастер – класс«Использование пособий В. В. Воскобовича в развитие речи дошкольников»     Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это инновационные (с...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...