Конспект занятия по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста

Желтова Надежда Николаевна
Конспект мастер-класса по речевому развитию «Сказки, найденные в траве» для старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Тема: «Сказки, найденные в траве»

Образовательная область "Речевое развитие"

Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи.

Цель: научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей сочинять короткие сказки на заданную тему, передавая идею и содержание.

2. Закреплять структуру сказки, уметь пользоваться мнемосхемами в процессе работы.

3. Совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.

4. Активизировать и пополнять словарный запас детей

5. Помогать правильно строить сложные предложения, использовать в речи предлоги.

6. Развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.

7. Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире.

8. Воспитывать культуру речевого общения, эмоциональный отклик на просьбы, обращенные к детям.

Современные образовательные технологии: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая.

Материалы и оборудование:

- ноутбук, проектор, экран, презентация;

-презентация для игры «Четвертый лишний»;

-магнитная доска, на ней - ромашка из бумаги, на разных частях ромашки прикреплены магнитами изображения насекомых;

-мнемосхема составления сказок;

-карандаши, фломастеры, мелки, краски и др. материалы для рисования.

Предшествующая работа: чтение сказок, беседы о структуре и содержании сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство и работа с мнемосхемами по составлению рассказов и сказок, театрализованная деятельность, знакомство с различными насекомыми и особенностями их жизнедеятельности, наблюдения в природе.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами читали сказку «Дюймовочка» Назовите автора этой сказки.

Дети: Г. Х. Андерсен!

Воспитатель. Чем закончилась эта сказка?

Дети: Ласточка унесла Дюймовочку в сказочную страну эльфов, где всегда тепло и не бывает зимы.

Воспитатель. А хотите ненадолго оказаться в этой сказочной стране?

Дети; Да, хотим!

(Дети закрывают глаза, звучит красивая музыка.)

Воспитатель:

Какой сегодня чудесный денек! Теплый, солнечный. Вся природа уже проснулась: на деревьях распустились листья, цветут цветы и поют птицы! Даже самые маленькие жители нашей планеты и те радуются погожему дню и снуют, снуют каждый по своим делам.

Воспитатель. Кто это такие? Подскажите мне, пожалуйста.

Дети: Насекомые.

Воспитатель. Назовите известных вам насекомых.

Дети: бабочки, мухи, муравьи, пчелы, кузнечики и т. д.

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, поиграть в необычную игру «Если бы я был ….»

(Проводится коммуникативная игра «Если бы я был…». Дети становятся в круг и берутся за руки. По примеру воспитателя каждый ребенок начинает фразу со слов «Если бы я был бабочкой (муравьем, жуком, шмелем и т. д. - каждый подставляет свое, я бы сейчас… (дальше дети придумывают, чтобы они сделали, будучи выбранным насекомым).

Воспитатель. А если я была бы пчелой, я бы принесла вам вот такие картинки.

Воспитатель. Хорошо справились, ребята. Если бы я была пчелой, я бы осталась вами довольна!

Воспитательль. Насекомые не могут долго сидеть на одном месте. Пришло время размять свои лапки и крылышки!

(проводится физминутка)

Физминутка

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

(По ходу физминутки дети приближаются к магнитной доске, на которой прикреплена большая ромашка, а вокруг нее, на ней, под ее листьями и лепестками размещены изображения насекомых)

Воспитатель. Какая чудесная у нас ромашка. И нравится она не только нам. Посмотрите, сколько вокруг нее гостей собралось! Расскажите мне кто где находится.

Игра «Закончи предложение».

• Муравей сидит… (около цветка)

• Божья коровка… (ползёт по листу)

• Шмель спрятался (под листом)

• Гусеница сидит (на цветке)

• Бабочка порхает (над цветком)

• Жук сидит (под цветком)

• Стрекоза летает (около цветка)

(Раздается звуковой сигнал сообщения)

Воспитатель. Ребята, нам пришло какое-то сообщение. Нужно посмотреть, вдруг это важно!

(На экране появляется текст письма)

Дорогие ребята!

Пишет вам кузнечик Кузя. Я попал в очень неприятную историю. Однажды я сидел возле дома лягушки и очень громко стрекотал и тем самым мешал ей спать. Я так увлекся, что не заметил проснувшуюся лягушку. Она подкралась ко мне и схватила меня. Я вырывался, кричал, умолял, что больше не буду, но все зря – лягушка держала меня мертвой хваткой. Тогда я сказал лягушке, что буду каждый вечер рассказывать ей сказку, а она меня отпустит. Квакухе это понравилось и она меня отпустила. И вот теперь я каждый вечер прихожу на болото и рассказываю ей одну сказку.

Но вот беда. Я уже рассказал все сказки, которые знал. Помогите мне, подскажите, что делать?

Ваш Кузя.

Воспитатель. Вот это да… Действительно неприятность. Не подумал Кузя о том, что громкий стрекот его может кому-то мешать. Ну да что ж теперь делать, нужно выручать друга из беды. Давайте подумаем, чем мы можем помочь ему.

(Дети предлагают свои варианты помощи.)

Воспитатель. А если мы сочиним для Кузи новую сказку, запишем ее на видео и отправим ему? Что вы скажете?

Дети. Согласны! Давайте сочинять!

Воспитатель:

- Чем отличается сказка от рассказа?

- Из каких частей состоит сказка?

- С каких слов может начинаться сказка?

- О чем говорится в зачине сказки (кульминации, концовке?

- Кто может быть героями сказок?

Воспитатель. Раз мы сегодня говорили о насекомых, так давайте и сказку о них сочиним! Для начала нужно решить, кто у нас будет главным героем.

(Проходит обсуждение и выбор главного героя сказки)

Воспитатель. По-моему, ничего не забыли. Можно начинать сочинять сказку! Я вам еще немного помогу – начну первая рассказывать, а вы продолжите.

Жила-была на свете маленькая пчелка Майя. Она жила в своем доме-улье со множеством братьев, сестер, дядей, тетей и другой родни. Целый день пчелы сновали туда-сюда: то улетали куда-то, то возвращались. А Майе было скучно сидеть в улье, ведь она была еще маленькая и ее не выпускали на улицу.

1-й ребенок.

Но вот однажды позвала Майю королева-пчела и сказала ей : «Майя, ты уже подросла и тоже должна трудиться вместе с другими пчелами. Вот тебе ведерки, отправляйся собирать сладкий нектар с цветов. Да смотри хорошенько запомни свой улей, чтобы не заблудилась!»

2-й ребенок.

Майя от радости три раза перекувыркнулась в воздухе, схватила ведерки и, не дослушав королеву, пулей вылетела на улицу. Там она увидела голубое - голубое небо, зеленые-зеленые деревья, разноцветные цветы. Майя веселилась и не заметила, как наступил вечер.

3-й ребенок.

Бросилась Майя искать свой улей, да не тут-то было. Все вокруг не знакомое, чужое! А солнышко так быстро садится. Уже и стемнело! Крылышки у Майи замерзли, лапки тоже. Села она на цветочек и заплакала.

4-й ребенок.

Вдруг пчелка услышала голос: - «Почему ты плачешь, малышка?» Сначала Майя испугалась, а потом поняла, что это цветок с ней разговаривает. «Я потерялась. У меня был дом, большая семья, а теперь ничего нет»,-ответила пчелка и заплакала еще сильней. «Не плачь»,-сказал цветок,-«Утро вечера мудренее. Ложись-ка лучше спать, а утром мы подумаем, как тебе помочь!» Цветок закрыл свои лепестки и Майя оказалась в уютной, теплой коробочке. Она почувствовала, что очень устала за день, легла в серединку цветка и быстро заснула.

Воспитатель. Хорошая сказка у нас получилась. Вам нравится?

Дети. Да. Но Майя не нашла еще свой дом! Она что, так и останется без дома?

Воспитатель. Замечательно, что вы заметили и спросили об этом. Я думаю, что мы с вами сможем придумать еще несколько сказок о приключениях пчелки Майи, прежде чем она найдет свой дом, но только в другой раз.

Дети. И Кузя будет рад, что мы не одну сказку ему отправим, а много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Земля моя Коми" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с национальным языком, с Коми фольклором; развивать у детей интерес и желание больше знать о родном крае....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды »....

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: «Польза сказок для детей младшего дошкольного возраста»

Конспект по развитию речи "Польза сказок для детей младшего дошкольного возраста", помогает детям познакомиться с новыми сказками и повторить уже знакомые....

Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию с использование мультимедии для обучающихся старшего дошкольного возраста

Тема: «Медвежонок Умка в гостях у лесных жителей»Цель: Систематизировать знания детей о диких животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Задачи:Образовательные1. Создава...