Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)

Павлуткина Наталья Николаевна

Дошкольный возраст – важный период развития человека, становление личности со своим внутренним мировоззрением. Как же мы раскрываем ребенка в дошкольном возрасте? Как помочь ему адаптироваться в окружающем мире? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры, так как игра- это ведущая деятельность дошкольника. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра –это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.

 Речь является главным компонентом общения, который зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально-благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому целью занятий по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. В ходе игровой деятельности активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

  Несмотря на многообразие и широту исследований, посвящённых развитию связной речи в процессе театрализованных игр данная проблема остаётся серьёзной и требует тщательного изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79»

 Проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

долгосрочный

Срок реализации: 1 год

C:\Users\Светлана\Desktop\фото театр\20190826_160457.jpg

                               Составитель проекта:

                                              воспитатель Павлуткина Н.Н.

Саранск

Введение

 Дошкольный возраст – важный период развития человека, становление личности со своим внутренним мировоззрением. Как же мы раскрываем ребенка в дошкольном возрасте? Как помочь ему адаптироваться в окружающем мире? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры, так как игра- это ведущая деятельность дошкольника. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра –это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.

 Речь является главным компонентом общения, который зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально-благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому целью занятий по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. В ходе игровой деятельности активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

  Несмотря на многообразие и широту исследований, посвящённых развитию связной речи в процессе театрализованных игр данная проблема остаётся серьёзной и требует тщательного изучения.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Творчески - речевой проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Организация заявитель

Адрес

МДОУ «Детский сад №79»

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Пушкина, д. 6

тел. 73-00-20

Разработчик проекта

Воспитатель: Павлуткина Наталья Николаевна

Цель проекта

Создать условия для развития речевой и творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОО.

Задачи проекта

  • Организовать поисковую работу для реализации новых подходов и методов развития креативных способностей работе с детьми;
  • Обучать родителей способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи;
  • Дать представления о видах театра, прививать устойчивый интерес к театру;
  • Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

Срок реализации

1 год

Ожидаемые результаты

—  Овладение воспитанниками детского сада творческими способностями, развитие речевой активности посредством театрализованной деятельности.

—  Создание информационной копилки (консультации, мероприятия), картотеки речевых заданий и упражнений с целью обогащения опыта родителей по развитию речи и творческих способностей детей.

 формирование звуковой культуры и навыков связной речи, интонационного диапазона речи, обогащение словарного запаса.

 —  Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

Трансляция проекта

Информация на сайт ДОО


Актуальность

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Театрализованная деятельность помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Научная новизна проекта

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах: 

- постоянная обратная связь, 

- диалогизация образовательного процесса, 

- оптимизация развития (активная стимуляция) 

- эмоциональный подъем, 

- добровольное участие (свобода выбора), 

- погружение в проблему, 

- свободное пространство, гармонизация развития. 

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов

Участники: дети подготовительной к школе   группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: создать условия для развития речевой и творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОО.

Задачи проекта: Организовать поисковую работу для реализации новых подходов и методов развития креативных способностей работе с детьми; обучать родителей способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи; дать представления о видах театра, прививать устойчивый интерес к театру; сформировать правильную модель поведения в современном мире;

 Предмет проекта – развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Гипотеза: организация театральной деятельности в детском саду   может стать эффектным и результативным способом развития творческих и речевых способностей детей. Если в работе с детьми использовать театрализованную деятельность, то формирование творческих способностей и речевое развитие произойдет быстрее и эффективнее.

Основные этапы реализации проекта

1. Организационный этап. 

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, подбор оборудования и материалов.

2. Основной этап ( перспективный план работы)

Дата

тема

содержание

В течении проекта

 Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь, март

 

     

Январь

       

 

Февраль

Март

Апрель-май

Май

Май

Акция «Мой любимый сказочный герой»

Развлечение «Праздник урожая»

 

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

им. С. Я. Маршака

Музыкально- познавательное развлечение «Синичкин день»

Операция «Подарок птицам»

Познавательный досуг «Рождественские Святки»

Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «К нам сказка пришла».

 Театрализованное представление – сказка «Красная шапочка»

Благоустройство участка детского сада.

Театрализованное представление «Пасхальная радость»                  

Компьютерная презентация «Наша жизнь-театр»

Цель: пополнение театрального центра группы новыми сказочными героями; создание защитной базы к своему сказочному герою (обосновать свой выбор).

 Цель: знакомить с традициями праздника урожая в России. Обогатить словарный запас детей, обратить внимание на лаконичность и выразительность русской речи. Формировать уважительное отношение к труду.

Тематическая презентация.

Знакомство с профессией библиотекаря. Вызвать интерес и любовь к книгам.

Цель мероприятия: обобщение знаний детей о природе родного края, воспитание бережного и заботливого отношения ко всему живому. Раскрытие творческого потенциала детей.

Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада. Составление рассказов про птиц.

Расширить знание детей о празднике, развивать творческие способности при помощи театрализованной постановки.

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.

-развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям; привлечение к русскому народному творчеству. Активизировать творческие способности детей.

Изготовление сказочных персонажей с помощью родителей.

Побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажа спектакля, добиваться чёткого и правильного произношения слов; развивать диалогическую речь; развивать творческие способности, умение соучаствовать, сострадать, вместе радоваться и тревожиться.

Подведение итогов.

3. Заключительный

Анализ и обобщение результатов проекта, оформление результатов проекта.

Обогащение знаний детей, родителей и педагогов через разнообразные формы работы. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе.

Ожидаемые результаты

Дети:

- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;

- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);

- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.

Родители:

- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка

- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

- активное участие в жизни группы.

Методическое обеспечение:

Материально – техническое: компьютер

Диагностико – дидактическое:

1.        Картотека театральных занятий, речевых упражнений.

2.        Сценарии праздников с использованием театральных постановок.

3.        Диагностические тесты по определению уровня креативности детей (Рензулли)

Принципы реализации проекта:

Принцип эвристичности.  Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.

При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

 Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как: 

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.; 

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.; 

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004, 

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П. Волгоград: Учитель, 2009; 

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003., 

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,; 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Направление работы

Формы работы

Взаимодействие с детьми

- Посещение кукольного театра, библиотеки

- Час поэзии «Моё счастливое детство»

- Конкурс стихов и песен «Наши любимые сказки»

- Работа детей в мастерской «Здравствуй маска!» (ежемесячно)

- Участие детей в театрализованных представлениях на утренниках, развлечениях

- Словотворчество детей в книжном уголке. 

-Драматизация сказок «Кто сказал мяу», «Красная шапочка»

Взаимодействие с педагогами

- Пополнение костюмерной в ДОУ

- Создание фото и видеоматериалов по результатам проекта

-Обобщение, систематизация, анализ опыта работы по проекту

Взаимодействие с родителями

-Анкета для родителей «Роль театра в семейном воспитании»».

-Цикл консультаций для родителей: Консультация для родителей по изготовлению костюмов и декораций к театрализованным представлениям.

- Совместное проведение с родителями мероприятия «Широкая масленица» в городском парке культуры, участвуя в играх- забавах;

- Семейный конкурс поделок к любимой сказке

-Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта.

- Групповое родительское собрание по теме проекта.

Заключение

      Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень готовности наших детей к школе. Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разновидности театра

Экскурсия в городскую детскую библиотеку им. С. Я. Маршака

Постановка сказки «Кошкин дом».

«Синичкин день»

Драматизация сказки «Кто сказал мяу»

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей»-    М.., Рипол Классик Дом , 2007
  2. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» -М., 2003
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  5. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
  6. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  7. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  8. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позв...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

     Проект строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-...

Проект«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образовани...