Проект«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

      Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования.

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_starshe-podgotov.gr_.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста       посредством театрализованной деятельности»

      Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования.

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения и дошкольное учреждение призвано создать все условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.

Актуальность проекта. В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.   Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Такая помощь дошкольникам может состоять в организации театрализованной деятельности, которая способствует развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом.

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?    

Потому что театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.

  Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Воспитательные возможности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Отсюда тема проекта: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

      В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем два вида театра: кукольный и драматический.

Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

 а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

 б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

 Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

 Цель:

    Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

 Задачи:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

формировать грамматический, лексический строй речи;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов.

воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;

развивать мелкую моторику рук;

формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;

создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Участники проекта:

Дети старшей группы (5 - 6 лет)

Родители.

Педагоги.

Тип проекта: педагогически – творческий.

Срок реализации – долгосрочный сентябрь 2019 -май 2020год.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

Ожидаемый результат:

Разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность.

Создана развивающая предметно-пространственная среда.

Повышение активности родителей в жизни группы.


Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

включает в себя следующие разделы:

игры в кукольный театр;

игры- драматизации;

игры- представления (спектакли);

Значение театрализованной деятельности:

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств.

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

совершенствует артикуляционный аппарат.

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса.

позволяет формировать опыт социального поведения.

стимулирует активную речь.

Содержание деятельности:

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на воображение.

Упражнения на имитацию движений.

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Упражнения на интонационную выразительность.

Упражнения на формирование разговорной речи.

Игры со словами и без слов.

Театрализованные игры с героями:

Этюды.

Инсценировка сказок.

Показ театрализованных представлений – кукольный театр, элементы драматизации.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

анкетирование родителей;

планирование основных мероприятий.

2.  Основной этап:

Практический – работа с детьми.

3.Заключительный этап.

показ театрализованного представления с участием детей.

подведение итогов.

Оценка эффективности проекта:

положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;

обогатился игровой опыт детей;

 детско-родительские отношения оптимизировались, улучшилось качество, воспитательного - образовательного процесса.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6.   Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

                                   Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

 Список литературы:

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] /Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.

Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

Месяц

Содержание работы

сентябрь

Проведение диагностики.

Разработка плана работы.

Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности» - работа с родителями.

октябрь

Беседа «Что такое театр».

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре.

Викторина «Герои сказок».

Игра в театр «Девочка и лиса».

Формировать умение действовать фигурками, проговаривать ролевой текст.

Пластические этюды «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов».

ноябрь

Речевое упражнение «Едем, едем на тележке»

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Игра «Изобрази». Развивать пластику, умение показать предложенное действие.

Игра «Страшный зверь», «Жадный пес».

Формировать умение, с помощью мимики и жестов, показывать черты характера и поведение персонажей смелый, трусливый, глупый, осторожный.

Работа с настольным театром.

Показ детьми отрывков из произведений .

декабрь

Отгадывание загадок о животных.

Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Ослик упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

Чтение сказки «Зимовье зверей»

Рисование «Герои сказки»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

январь

Образовательная деятельность «Смастерим сказку» из пластилина «Колобок»

Раскраска «Колобок»

Этюд «Игра в снежки»

Чтение сказки «Красная шапочка»

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «К бабушке в гости», «Хитрый Волк», «Работа дровосеков».

«Красная Шапочка и Волк» - рисование.

Чтение сказки «Кот, петух, лиса» по ролям с использованием кукол настольного театра.

февраль

Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин».

Упражнение на развитие воображения

«Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Цветок расцветает»

Развлекательный досуг «Заюшкина избушка» - игра драматизация. Развивать речь и двигательную активность детей, имитационные навыки.

март

Этюд «Старичёк».

Передавать черты характера через мимику, жесты (весёлый, добрый, смешной, озорной)

Показ сказки «Кот, петух, лиса» по ролям с использованием кукол настольного театра, детям младшей группы.

Раскраска «Волк и семеро козлят»

апрель

Упражнение на воображение: «Ракета», «Крокодил», «Разбойник».

Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга».

Повторное чтение сказки «Красная шапочка»

«Пирожки в корзине» - лепка.

Кукольный театр «Волк и семеро козлят» - показ малышам

май

Сказка «Красная шапочка»

Подготовка к кукольному театру «Красная шапочка»

Упражнения на имитацию движений

«Бабушка хромает»»

«Дровосеки рубят деревья»

«Мама   печёт пирожки для бабушки»

Упражнение на развитие интонационной выразительности:

«Бабушка отвечает внучке».

«Красная Шапочка зовёт лесорубов».

Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

Итоговое мероприятие.

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позв...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

     Проект строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-...