Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по «Развитию речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сохрокова Марина Заурбиевна

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по

«Развитию речи»

Группа: старшая № 11

Воспитатель: Сохрокова Марина Заурбиевна

 

Тема:         «Развитие речи с использованием мнемотехники «В гости зайка к нам пришёл»

Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.

Задачи:

  • воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников; воспитывать доброе отношение к животным; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения; формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
  • развивающие: продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
  • обучающие: учить называть отличительные признаки диких животных (зайца, используя мнемотехническую таблицу).

Материально-техническое обеспечение:

- мнемотаблицы (к загадке, описательному рассказу «Заяц»);

- игрушка зайчик;

- Д/И «Расставь картинки правильно»;

Предварительная работа: беседы о доброжелательном отношении друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Интеграция образовательных областей: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи; развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе; физическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohrokova_-_tehnologicheskaya_karta_may_2024.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по

«Развитию речи»

Группа: старшая № 11

Воспитатель: Сохрокова Марина Заурбиевна

Тема:         «Развитие речи с использованием мнемотехники «В гости зайка к нам пришёл»

Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.

Задачи:

  • воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников; воспитывать доброе отношение к животным; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения; формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
  • развивающие: продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
  • обучающие: учить называть отличительные признаки диких животных (зайца, используя мнемотехническую таблицу).

Материально-техническое обеспечение:

мнемотаблицы (к загадке, описательному рассказу «Заяц»);

игрушка зайчик;

Д/И «Расставь картинки правильно»;

Предварительная работа: беседы о доброжелательном отношении друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Интеграция образовательных областей: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи; развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе; физическое развитие.

Задачи

Содержание совместной

деятельности

Методы, приемы,

формы, возможные

виды деятельности

Предполагаемый

результат

1 этап – ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поздороваемся с помощью нашего приветствия:

Станем рядышком,по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

–Скажем дети дружно- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель:

- какие замечательные у вас улыбочки. Подняли друг другу настроение?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Хорошее настроение у вас?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- И у меня хорошее настроение. А еще хорошее настроение у нашего гостя, который к нам пришел.

Словесный метод (воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой)

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Положительный эмоциональный настрой.

Готовность к восприятию новой информации.

Вовлечение детей в беседу.

2 этап – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель:

- Как вы думаете кто это? Хотите узнать кто пришел? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это к нам пришёл. Посмотрите, какая у меня есть замечательная картинка-загадка. Она то и поможет нам узнать, кто пришел к нам в гости.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

Дети:

- Заяц!

Воспитатель:

- Правильно, конечно же это заяц. Кто у нас шубки меняет зимой и летом? Вот он наш зайка!

Зайка:

- Здравствуйте ребята! Так я рад, что нашёл ваш чудесный дом - детский сад! Ребята у вас хорошее сегодня настроение?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- И у меня хорошее настроение.

Ребята, скажите, а каких еще с вами мы зверей знаем? Давайте подумаем, чем же зайчик отличается от других животных? Правильно, у него очень длинные ушки! А вы знаете, почему у зайца такие длинные уши? Не знаете? Ой, посмотрите, что это у зайчика? Это наверное какое-то послание. (открывает).Это ребята зайка хочет нам рассказать, почему у него такие длинные уши! Прочитаем? Тогда присаживайтесь на стульчики.

Беседа с детьми

Дети формулируют вывод, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и решить проблему. Самостоятельно высказывают предположения, что делать.

3 этап – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО

Спроектировать решение проблемной ситуации. Актуализировать имеющийся у детей опыт, начать решать проблемную ситуацию. Закрепить, расширить, обобщить представления детей по теме образовательной деятельности.

Воспитатель:

Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.

Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.

Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Испачкался заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор стали длинные.

Воспитатель: 

- Скажите, пожалуйста, ребята, где же застрял заяц?

Дети:

- Заяц застрял в болоте

Воспитатель: 

-Что же он стал делать, когда застрял в болоте?

Дети:

- Заяц стал звать на помощь

Воспитатель:

- Кто пришел к нему на помощь?

Дети:

- На помощь пришел медведь

Воспитатель: 

- А как же медведь стал выручать зайца?

Дети:

- Медведь, протянул зайцу палку

Воспитатель: 

- Почему медведь не смог вытащить зайца с помощью палки?

Дети:

- Лапы зайца в болоте увязли, одна голова на поверхности торчит.

Воспитатель: 

- И как же медведь все-таки вытащил зайчика из болота?

Дети:

- Медведь стал тащить зайца за уши

Воспитатель: 

- И что же стало с ушами зайчика?

Дети:

- Уши зайки стали длинные

Воспитатель: 

- Теперь ребята вы знаете, почему у зайчиков длинные уши.

Беседа, диалог с детьми, игра фантазирование.

Дети находят верный способ как решать проблемную ситуацию. Осознают связь между решением проблемной ситуации и своими действиями. Получают опыт познавательной деятельности, проявляют инициативу, любознательность, закрепляют навыки самостоятельно действовать и решать интеллектуальные задачи адекватные их возрасту.

4 этап – ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Сменить вид деятельности предупредить утомляемость

Воспитатель: 

- Ой, засиделись мы совсем, предлагаю вам поразмяться. И ненадолго стать маленькими лесными жителями.

Раз-присядка, два-прыжок- это заячья зарядка

А лисята, как проснутся, Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть

Медвежонок косолапый, широко расставив лапы

То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Размялись немножко?

Игровые приемы

В ходе динамической паузы дети  испытывают эмоциональную и физическую разрядку, получают новый игровой опыт

5 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Научить детей новым способам действий

Воспитатель:

- Ребята, давайте попробуем составить рассказ о нашем зайчике, и в этом нам помогут картинки! Мы будем смотреть на картинки, в таблице и последовательно рассказывать. С начало рассказ расскажу вам я. Вы внимательно послушайте, а затем мы выслушаем вас. Договорились?

- «Заяц животное дикое, травоядное, маленького размера, у зайца длинные уши, короткий пушистый хвостик, и быстрые лапки, детенышей зайца называют зайчата».

Воспитатель:

- Ребята вам понравился мой рассказ?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Кто же желает рассказать свой рассказ?

Воспитатель:

- Указкой показывай по картинке и рассказывай. (Рассказ детей 3-4 ребенка)

Ребята вам понравились рассказы детей? (Да)

Воспитатель:

- Какой красивый рассказ у вас получился! Молодцы!

Заяц:

- Вы тут про меня так здорово рассказывали, и я решил с вами поиграть. У меня как раз есть очень интересная игра…

Воспитатель:

- Сейчас я вам предлагаю со мной сыграть в игру, вставайте, пожалуйста, около стульев, я вам буду бросать мяч и называть любого животного, а вы мне в ответ называете уменьшительно - ласкательные формы, как можно ласково назвать это животное. Договорились?

- Приготовили свои ручки (руки)

– Лиса – как ласково

Дети:

- Лисичка

Воспитатель:

- Правильно.

Волк- волчонок.

Заяц- зайчонок.

Медведь- медвежонок.

Олень-олененок.

Тигр-тигренок.

Белка-бельчонок

Бобер-бобренок

Кот-котенок

Еж-ежонок

Воспитатель:

- Вам понравилось ребята?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А сейчас проходите, пожалуйста, к столу. У меня есть для вас карточки, карточка для зайчика, и карточка для ежика, а еще у меня есть разрезные картинки.

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю сравнить ежика и зайчика, что же у него общего и чем же они отличаются друг от друга.

- Заяц, какое животное?

Дети:

- дикое

- А ежик какое животное?

Дети:

- дикое.

Воспитатель:

- Давайте с начало разберем, что означают карточки?

Дети сравнивают карточки выбирают соответствующие и кладут на место

Воспитатель:

- Теперь поговорим, что же вы собрали.- Еж какое животное? Дикое или домашнее - вы елочку поставили. Значит ёжик животное - дикое?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А заяц, какое животное?

Дети:

- дикое.

Воспитатель:

- Чем покрыто тело у зайца?

Дети:

- шерстью.

Воспитатель:

- А у ежика?

Дети:

- колючками.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, кто ложится в спячку зимой?

Дети:

- ежик.

Игровая деятельность

Дети учатся конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, проявляют самостоятельность

6 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – РЕФЛЕКСИЯ

Подвести итоги образовательной деятельности.

Воспитатель:

- Ребята скажите, пожалуйста, вы сегодня для себя что-нибудь, нового узнали?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Что вы узнали?

Дети отвечают

Воспитатель:

- А, что в письме рассказал заяц?

Дети отвечают

Воспитатель:

-Вы знали до этого, почему у зайца длинные уши? Молодцы, вы были очень внимательны! Спасибо всем вам ребята за активное участие!

Беседа, диалог

Дети получают эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада Тема: ОсеньЦель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитие речи в подготовительной группе.

Тема: «Подводный мир»Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских и речных жителей, об их образе жизни; развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отве...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"

На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей  связную речь, творчество и фантазию....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе

Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....