Конспект по речевому развитию в старшей группе «В стране слов».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бахтеева Мария Андреевна
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе углубления представления детей о слове, как о единице речи Задачи: Активизировать словарный запаса у детей посредством дидактической игры; упражнять детей в употреблении в речи слов в точном соответствии со смыслом; упражнять детей в образовании однокоренных слов; развивать мыслительную активность; воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_slov.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию в старшей группе «В стране слов».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе углубления представления детей о слове, как о единице речи

Задачи: Активизировать словарный запаса у детей посредством дидактической игры; упражнять детей в употреблении в  речи слов в  точном соответствии со смыслом; упражнять детей в образовании однокоренных слов; развивать мыслительную активность; воспитывать интерес к родному языку.

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Задачи

Вводная часть

Дети сидят вместе с воспитателем на ковре

 У воспитателя подготовлены путевки

В группе стоит макет автобуса

Ребята, смотрите, что я сегодня нашла в прихожей нашей группы. Как вы думаете, что это такое? (обращает внимание на путевки). Действительно, это похоже на путевки. Вам интересно, куда эти путевки могут быть? Ребята, нас с вами приглашает в гости президент страны «Слов» и предлагает посетить их самые главные города. Ну что, отправимся с вами туда? Тогда давайте сядем в наш автобус и отправимся туда!

Дети обращают внимание на путевки

Соглашаются отправится в страну «Слов»

Садятся в автобус

Формировать интерес к предстоящей деятельности

Основная часть

Дети находятся в групповой комнате

У воспитателя подготовлены записки, материалы для игр, дорожные знаки.

Дорожные знаки, обозначающие города меняются, когда дети едут на автобусе в другой город

В городе «Многозначкино» детей встречают жители города

Звучит аудиозапись

У воспитателя подготовлены все материалы для проведения игры

В автобусе лежит мешочек с сувенирами

Итак, ребята, выходим. Это город называется «Смысловайкино». Как думаете, что в этом городе происходит? Почему он может так называться?

Ой, ребята, смотрите, жители этого города оставили нам записку. Прочитаем?

«Дорогие ребята, пишут вам жители Смысловайкино. Сегодня у нас очень много дел, поэтому мы не можем вас встретить, но нам бы очень хотелось с вами играть. Надеемся, что вам понравится игра»

Дидактическая игра «Трудные словечки»

Ход игры: Каждому ребенку дается слово, а они должны объяснить его значение.

Прозрачный, греметь, громадный, плюшевый, храбрец, многоэтажный, знаменитый, многолюдный, путешественник, размышлять, ветхий, конура.

Молодцы, ребята, всем удалось объяснить сложные словечки! Итак, продолжим наше путешествие. Садимся в автобус, нас уже ждет следующий город. Вроде, прибыли. Ребята, поменялся дорожный знак? И правда поменялся, на нем написано: город «Многозначкино». Интересно, а что тут нас может ожидать? (появляются жители этого города)

Ой, ребята, здравствуйте. Мы так долго вас ждали. Вам, наверняка, интересно, почему наш город называется Многозначкино. Чтобы вам это понять, нужно будет выполнить наше задание. Вы согласны?

Дидактическая игра «Получи загадку-выбери отгадку»

Ход игры: жители страны загадывают загадку, ребятам нужно ее отгадать и выбрать из картинок ту, которая является отгадкой. На картинках изображены предметы с одинаковым названием, но с разным значением.

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой…

Без меня вы никуда,

Из меня течет вода.

Думаете, главный чайник?

Нет, на кухне я начальник!

Если воду не нальете,

То и чаю не попьете.

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри Ростом мал,

но так могуч. Называется он…

Есть же я у каждой птицы

Но и мной можно писать

Лишь в чернила окуните

Я оставлю след в тетрадь

Ну что, ребята,  вы догадались, почему наш город так называется? Правильно! А теперь отправляетесь в загадочный город «Словообразуйкино»! Вам очень должно там понравится.

Ну что ж, ребята, садимся в автобус и быстренько едем в этот город. Ребята, что-то произошло не так. Я не могу открыть двери. Звучит аудиозапись: «Всем привет! Обращаются к вам жители города «Словообразуйкино». Вы, наверняка, удивлены, что ваши двери в автобусе не открываются. А все потому, что чтобы попасть к нам в город, нужно сначала отгадать загадку.

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

Звучит аудиозапись: «Правильно, ребята, ответ на эту загадку-слово! Дело в том, что слова бывают разные и каждое слово по-разному образуется. Мне сказали, что вы уже из старшей группы. А значит, умеете образовывать слова правильно. Проверим это?»

Дидактическая игра «Найди родственников»

Ход игры: Перед детьми лежат картинки. Детям предлагается назвать картинки. Затем для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом.

Звучит аудиозапись: «Какие же вы все-таки умные ребята! В автобусе для вас лежат небольшие сувениры, которые будут вам напрминать о вашем веселом путешествии к нашу страну. Хорошей вам дороги, приезжайте как-нибудь к нам еще раз!»

Дети выходят из автобуса

Дети размышляют, отвечают на вопросы воспитателя

Слушают послание от жителей города «Смысловайкино»

Дети играют в игру, пытаются объяснить данные им слова

Дети садятся  в автобус, едут в следующий город

Дети рассматривают знак

Дети обращают внимание на жителей города «Многозначкино»

Дети играют в игру, выбирают картинку, подходящую под ответ на загадку

Дети прощаются с жителями города, отправляются в последний город

Дети слушают аудиозапись

Дети отгадывают загадку

Дети слушают аудиозапись

Дети играют в игру «Найди родственников»

Дети идут в автобус, получают сувениры

Отправляются в группу

активизировать словарный запаса у детей посредством дидактической игры

Развивать наблюдательность

Упражнять детей в употреблении в  речи слов в  точном соответствии со смыслом

Развивать мыслительную активность

Упражнять детей в образовании однокоренных слов

Заключительная часть

Ребята возвращаются на свои места

Ребята, вот мы и в своей группе. Вам понравилось путешествие? Где мы с вами были? Какие города мы посетили? Что интересного делали в них?

Дети высказывают свои впечатления, обобщают произошедшее путешествие

Стимулировать речевую активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"

В данном конспекте представлены  методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна"

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.Задачи: ·        развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;  ·...

Конспект по речевому развитию в старшей группе. Путешествие в сказочный лес.

содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВедущая образовательная область: «Речевое развитие»...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «В стране бытовой техники»

Конспект  НОД  по  познавательно-речевомуразвитию  в  старшей  группе«В  стране  бытовой  техники»...

Итоговое занятие по речевому развитию в старшей группе "В мире слов"

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп. Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове. Развивать свя...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья»....

Конспект по речевому развитию в старшей группе "В стране Слов"

Конспект по речевому развитию детей страшего дошкольного возраста "В стране слов"Цель: создание социальной ситуации развития в процессе углубления представления детей о слове, как о единице ...