Речевые игры с мячом
статья по развитию речи (старшая группа)

Шмакова Наталья Николаевна

Речевые игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_s_myachom.docx62.79 КБ

Предварительный просмотр:

                    Речевые игры с мячом

                                                           Учитель-логопед Шмакова Н.Н.

                                                                                         г. Снежинск, Челябинская область

    Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества.  Применение игр с мячом в логопедической практике дает положительные результаты. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/225396/83d4a6de-4778-46a0-b702-1860b8790981/s1200

Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Предлагаю несколько игр для детей старшего возраста.        

  • «Всё наоборот!»

Цель: закрепление в словаре ребенка противоположных признаков или слов-антонимов.

Ход: Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. Педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным  значением. Узкий - широкий, молодой - старый, большой- маленький, мягкий – твердый…

Усложнение: можно предложить составить предложение. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. Летний, тёплый день…

  • «Чья голова?»

      Цель: расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход: Подскажи скорей слова, чья у зверя голова? Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова …,  а ребенок, возвращая мяч, заканчивает: - воронья», а у тигра – тигриная, у рыбы – рыбья, у зайца – заячья…

  • «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает! Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

 Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, луна….)

 Что бывает длинным? (дорога, нитка, шнур…..)

Что бывает гладким? (стекло, зеркало, доска….) и т.д.

  • «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог: - Дети:
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый - апельсин, морковь, заря
Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа
Зелёный - огурец, трава, лес
Голубой - небо, лёд, незабудки
Синий - колокольчик, море, небо
Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

  • «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей…

  • «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные», а рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя – хрустальная

Шкаф из дерева – деревянный

Шаль из пуха – пуховая…

                                                                       Учитель-логопед: Н.Н.Шмакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с мячом

Цель данного материала - коррекционное развитие детей с нарушением зрения....

Речевые игры с мячом

В данной статье представлены речевые игры с мячом, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста....

Речевые игры с мячом.

По-моему мнения использование мяча в играх с детьми просто неободимо; мяч служит прекрасным инструментом в развитие ребенка, в том числе и речевом. Предложенные мною игры и упражнения не требуют...

Речевые игры с мячом

В презентации представлены примерные игры с мячом для  развития речи ребенка в домашних условиях...

Речевые игры с мячом

Нетрадиционная форма проведения речевых игр (с мячом, с элементами теории решения изобретательских задач) для формирования словарного запаса и связной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...

Речевые игры с мячом.

            Игры с мячом – прекрасное средство для развития речи детей:отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;освобождают ...

Речевые игры с мячом

Подвижные игры для развития речи дошкольников...