Игры по воспитанию звуковой культуры речи детей
картотека по развитию речи

Сафронова Елена Васильевна

Для целенаправленной работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей подобраны игры на развитие слухового, фонематического восприятия, фонематического анализа, для знакомства с понятиями общего звучания речи (темп, ритм).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_zkr.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по воспитанию звуковой культуры речи

Игра

Содержание игры

Игры, упражнения на развитие слухового, фонематического восприятия, фонематического анализа

Узнавание неречевых звуков

«Чей голос?»

Картинки животных и птиц выкладываются на столе для рисования песком. Поверхность стола при этом покрыта песком.

Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и птиц, определяет кому принадлежат голоса и обводят пальчиком правильный ответ.

«Чей голос?»

Картинки музыкальных инструментов выкладываются на столе для рисования песком. Поверхность стола при этом покрыта песком.

Ребенок слушает аудиозапись музыкальных инструментов, определяет кому принадлежат звуки и обводят пальчиком правильный ответ.

«Кто сказал «Мяу?»

Педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних и диких животных. Дети должны услышать и обвести животное, кому из них принадлежит голос.

«Кто стоит у светофора?»

Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай), рисуя при этом макет улицы на песке.

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Гонки»

Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от педагога, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.

«Найди себе пару»

Перед ребенком на песочном столе расположено несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка – миска и соединить их линией между собой. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.

«Так ли это звучит?»

(игра организуется на столешнице песочного стола)

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда и соединить их между собой линией: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.

«Подбери нужное слово»

 Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия и обвести. Картинки расположены на столешнице.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

 Что построили с тобой?

 На крючок в реке попал?

 Может всё, хоть ростом мал?

 (Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

Дифференциация слогов.

«Какой отличается?»

Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва–ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других. Тот, кто дает правильный ответ, делает шаг вперед. Побеждает тот, кто уйдет дальше всех.

«Лови звук»

Взрослый называет ряд звуков, слогов, ребенок, когда слышит условленный звук, бежит и кладет в корзину мяч. Побеждает тот, у кого больше всех мячей.

«Клубочек»

Взрослый предлагает детям нарисовать на песке клубочек из слогов с одинаковыми звуками. Если слог отличается клубочек мотать не надо (ребенок рисует пальчиком клубок на песке). Например: са-со-су-шу.

«Подкинь мяч».

Описание игры. Взрослый произносит ряд слогов и просит ребенка подкинуть мяч в том случае, если он услышит звук «с» в слогах: са, су, зу, шу, ца, за, со и т.д.

Дифференциация фонем

«Звуковая мозаика»

На песочном столе нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), он заштриховывает клеточку, если нет заданного звука – рисует крестик.

«Найди звук»

Взрослый называет слова, ребенок рисует символически картинку этого слова, если услышит слово с заданным звуком.

Например, учим ребенка дифференцировать звуки [c]-[з]. Нарисуй картинку слов, в названии которых есть звук [c]. Слова зима, солнце, зуб, снежинка. Ребенок рисует солнце, снежинку.

«Лабиринт»

На столешнице рисуется лабиринт, в котором расположены картинки с определенными звуками.

Проведи героя по песочному  лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Собери бусы»

На столешнице разложены картинки и обведены в кружок, имитация бус и изображение двух девочек.

Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок соединяет бусинку с Лилей, если твердый [Л] – с Лорой.

Развитие навыков звукового анализа

«Кто больше?»

Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком  и зарисовывают их символами на песке. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

«Четвертый лишний»

Взрослый раскладывает на столешнице четыре изображения  слов, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Картинку с лишним словом засыпают песком.

«Найди все предметы, начинающиеся на звук…»

Взрослый предлагает ребенку обвести все предметы, картинки которые расположены на столешнице, названия которых начинаются на определенный звук (например на [К]).

«Цепочка». Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

На столе у детей лежат карточки. Воспитатель кладет первой картинку с изображением карандаша столешницу с песком и объясняет задание: «Мы будем выкладывать цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим должно быть слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою линией картинку к моей и называет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Игры на знакомство с темпом, ритмом

«Звучащее солнышко».

В середине стола нужно нарисовать круг – солнце.

Педагог за ширмой произносит какой–нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.

«Повтори ритм»

Взрослый за ширмой хлопает какой–нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлопывает ритм, записанный символами на песке. Например: !! !!! !! , где ! – хлопок, пробел – пауза. Можно ребенку самого попросить записать ритм на песке, а затем прохлопать его или совместно со взрослым.

«Песенка дождя»

Взрослый играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и рисует подходящую схему на песке. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.

«Капельки»

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам, ритм записан на песке.  Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//. Затем ребенку самому предлагается записать на песке ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...