Игры по воспитанию звуковой культуры речи детей
картотека по развитию речи
Для целенаправленной работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей подобраны игры на развитие слухового, фонематического восприятия, фонематического анализа, для знакомства с понятиями общего звучания речи (темп, ритм).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по воспитанию звуковой культуры речи
Игра | Содержание игры |
Игры, упражнения на развитие слухового, фонематического восприятия, фонематического анализа | |
Узнавание неречевых звуков | |
«Чей голос?» Картинки животных и птиц выкладываются на столе для рисования песком. Поверхность стола при этом покрыта песком. | Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и птиц, определяет кому принадлежат голоса и обводят пальчиком правильный ответ. |
«Чей голос?» Картинки музыкальных инструментов выкладываются на столе для рисования песком. Поверхность стола при этом покрыта песком. | Ребенок слушает аудиозапись музыкальных инструментов, определяет кому принадлежат звуки и обводят пальчиком правильный ответ. |
«Кто сказал «Мяу?» | Педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних и диких животных. Дети должны услышать и обвести животное, кому из них принадлежит голос. |
«Кто стоит у светофора?» | Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай), рисуя при этом макет улицы на песке. |
Различение слов, близких по звуковому составу. | |
«Гонки» | Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от педагога, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным. |
«Найди себе пару» | Перед ребенком на песочном столе расположено несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка – миска и соединить их линией между собой. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно. |
«Так ли это звучит?» (игра организуется на столешнице песочного стола) | Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда и соединить их между собой линией: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава. |
«Подбери нужное слово» | Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия и обвести. Картинки расположены на столешнице. Я опять задачу дам—всё расставить по местам: Что скатали мы зимой? Что построили с тобой? На крючок в реке попал? Может всё, хоть ростом мал? (Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ). |
Дифференциация слогов. | |
«Какой отличается?» | Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва–ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других. Тот, кто дает правильный ответ, делает шаг вперед. Побеждает тот, кто уйдет дальше всех. |
«Лови звук» | Взрослый называет ряд звуков, слогов, ребенок, когда слышит условленный звук, бежит и кладет в корзину мяч. Побеждает тот, у кого больше всех мячей. |
«Клубочек» | Взрослый предлагает детям нарисовать на песке клубочек из слогов с одинаковыми звуками. Если слог отличается клубочек мотать не надо (ребенок рисует пальчиком клубок на песке). Например: са-со-су-шу. |
«Подкинь мяч». | Описание игры. Взрослый произносит ряд слогов и просит ребенка подкинуть мяч в том случае, если он услышит звук «с» в слогах: са, су, зу, шу, ца, за, со и т.д. |
Дифференциация фонем | |
«Звуковая мозаика» | На песочном столе нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), он заштриховывает клеточку, если нет заданного звука – рисует крестик. |
«Найди звук» | Взрослый называет слова, ребенок рисует символически картинку этого слова, если услышит слово с заданным звуком. Например, учим ребенка дифференцировать звуки [c]-[з]. Нарисуй картинку слов, в названии которых есть звук [c]. Слова зима, солнце, зуб, снежинка. Ребенок рисует солнце, снежинку. |
«Лабиринт» На столешнице рисуется лабиринт, в котором расположены картинки с определенными звуками. | Проведи героя по песочному лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук. |
«Собери бусы» На столешнице разложены картинки и обведены в кружок, имитация бус и изображение двух девочек. | Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок соединяет бусинку с Лилей, если твердый [Л] – с Лорой. |
Развитие навыков звукового анализа | |
«Кто больше?» | Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком и зарисовывают их символами на песке. Выигрывает тот, кто называет слово последним. |
«Четвертый лишний» | Взрослый раскладывает на столешнице четыре изображения слов, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Картинку с лишним словом засыпают песком. |
«Найди все предметы, начинающиеся на звук…» | Взрослый предлагает ребенку обвести все предметы, картинки которые расположены на столешнице, названия которых начинаются на определенный звук (например на [К]). |
«Цепочка». Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове. | На столе у детей лежат карточки. Воспитатель кладет первой картинку с изображением карандаша столешницу с песком и объясняет задание: «Мы будем выкладывать цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим должно быть слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою линией картинку к моей и называет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. |
Игры на знакомство с темпом, ритмом | |
«Звучащее солнышко». В середине стола нужно нарисовать круг – солнце. | Педагог за ширмой произносит какой–нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий. |
«Повтори ритм» | Взрослый за ширмой хлопает какой–нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлопывает ритм, записанный символами на песке. Например: !! !!! !! , где ! – хлопок, пробел – пауза. Можно ребенку самого попросить записать ритм на песке, а затем прохлопать его или совместно со взрослым. |
«Песенка дождя» | Взрослый играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и рисует подходящую схему на песке. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам. |
«Капельки» | Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам, ритм записан на песке. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//. Затем ребенку самому предлагается записать на песке ритм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/10/picture-89813-1499670001.jpg)
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-671158-1619629797.jpg)
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-835521-1477159244.jpg)
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-748682-1464622995.jpg)
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1099318-1547399145.jpg)
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)
Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...