Методические рекомендации по использованию обучающего пособия: «Речевой калейдоскоп»
учебно-методический материал по развитию речи

Светлана Евгеньевна Кустова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Заведующий: Лаврова Вера Викторовна, контактный телефон: +7 (812) 556-58-42; e-mail: dou1spb@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по использованию обучающего пособия:

 

«Речевой калейдоскоп»

 

 

 

 

 

 

Авторы:

 

Васильева Оксана Николаевна, учитель-логопед высшей категории

(e-mail: vasiljewaoksana@yandex.ru, контактный телефон: +7 (921) 326-48-42)

Блинова Ирина Васильевна, воспитатель высшей категории

(e-mail: irina_blinova_1963@mail.ru, контактный телефон: +7 (906) 263-30-19)

Кустова Светлана Евгеньевна, воспитатель первой категории

(e-mail: kustova_svetlana@mail.ru, контактный телефон: +7 (921) 398-11-24)

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2022

 

Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»

 

 

 

 

Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.

Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
  2. Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги);
  3. Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
  4. Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства;
  5. Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять направление относительно своего тела;
  2. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов;
  3. Развивать зрительное внимание и логическое мышление;

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
  2. Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи;
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Описание обучающего пособия:

Обучающее пособие представляет собой:

- поле, разделенное на 9 зон;

- карточки с символическим изображением предлогов и глаголов и предметные картинки-существительные (на магнитах для использования на магнитной доске);

- карточки-схемы, по которым ребенок перемещается в нужную зону поля;

- фразовый конструктор (опорная карточка-схема) для детей;

- опорная карточка-схема для педагога с рекомендациями по расстановке карточек на поле для семи лексических тем.

Описание примеров использования в разных видах детской деятельности

В обучающем пособии раскрыты особенности организации речевой деятельности дошкольников, в том числе детей с ОВЗ. В его основе заложены принципы:

- взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- обеспечения активной речевой практики;

- обогащения мотивации речевой деятельности;

- взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- развития речи как целостного образования;

- формирования элементарного осознания явлений языка;

- развития языкового чутья («чувства языка»);

- коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;

- использования наглядно-игрового материала для подготовки детей к восприятию, пониманию и составлению рассказов по картине.

Данное пособие поможет педагогам построить свою систему педагогической работы, обогатить современным инструментарием образовательную область «Речевое развитие» и создать условия для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Примерные варианты игровых заданий по лексическим темам:

Обучающее пособие можно применять в двух вариантах:

- игровое поле расположить на столе;

- игровое поле расчертить на магнитной доске и прикреплять карточки с заданиями к ней при помощи магнитов.

 

1 Пример:

В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.

Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.

После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Воздушный шар висит под потолком».

2 Пример. Данный вариант можно использовать для усложнения.

В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, педагог по опорной карточке располагает ТОЛЬКО карточку с предлогом, который изображен в виде схемы, и картинку с существительным.

Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.

После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, существительное. Например, «Под потолком (висит, болтается) воздушный шар».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...

Методическая разработка для обучающихся средней группы с использованием методического пособия кубиков Н.А.Зайцева "Как мы помогали зайчику"

Эта методическая разработка очень поможет педагогам в обучении чтению детей 4-х лет.  Здесь есть различные игры, пальчиковые гимнастики, хороводы, физминутки, сказки, которые завлекают детей в сл...

Практическое использование игрового пособия "Речевой куб"

Проблема развития речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. При этом особое значение имеет игровое общение детей.Игровое общение  - это тот необходимый базис...

Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"

Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"...

Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"

Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»

  Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники са...