«Конспект занятия по речевому развитию «По дорогам сказок» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Алексеевна Божко

Конспект по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конспект занятия по речевому развитию «По дорогам сказок»

              для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.

                                                                             

 Автор: Божко С.А., воспитатель

подготовительной группы

                                                                                           

                                                                     

Цель: закрепление знаний детей о сказках.

Задачи:

Познавательные: - Содействовать правильному восприятию художественных произведений, умению выделять главную мысль;

 - Способствовать формированию образности речи, понимание образных выражений.

 - Побуждать детей к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по заданной теме;

- Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, поучительная), упражнять в подборе синонимов и антонимов.

- Продолжать обогащать словарный запас и активизировать речь.

Развивающие: - Содействовать развитию речевого внимания.

- Содействовать развитию любознательности, мышления, памяти.

Воспитывающие: - Активизировать умение детей слушать друг друга.

- Поддерживать развитие интереса к сказкам.

Словарная работа: иллюстрация

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций, раскраска сказочных персонажей, дидактические игры, драматизация.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы: пальчиковая гимнастика, беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, физкультминутка, рассматривание.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: картина «яблоня без яблок», 4 картинок яблоко, конверт с изображением Шапокляк, конверты с заданиями, стрелки указатели направления, разрезные картинки

Раздаточный материал: раскраски со сказочными персонажами (на каждого ребенка), цветные карандаши (на каждого ребёнка), ножницы (на каждого ребенка).

Структура занятия:

I.Вводная часть:

II.Основная часть:

III.Заключительная часть:

Ход занятия:

1.Введение в ситуацию (мотивация участников):

(звучит песня Шапокляк из мультфильма «Крокодил Гена»)

Воспитатель: -Кто-то бросил нам в оконце посмотрите письмецо.

Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка, пролетая, обронил?

Может, кот, письмо, как мышку, на окошко заманил? (обращает внимание детей на конверт на окне)

Дети: - Нам кто-то принес письмо.

Воспитатель: - Ребята давайте его прочтём (беру конверт). А на конверте есть ребус, если мы его разгадаем, то узнаем кто нам его отправил.

(вместе с детьми разгадываем ребус)

C:\Users\Светлана\Desktop\5585-1.jpg,,,    ,, C:\Users\Светлана\Desktop\ToyAxeCompleteCults.jpg ,   ,, C:\Users\Светлана\Desktop\luk.png   ,C:\Users\Светлана\Desktop\1670468769_3-kartinkin-net-p-shlyapa-kartinki-dlya-detei-instagram-4.jpg,,    ,,C:\Users\Светлана\Desktop\468536-rak-dlya-detey-26.jpg

Воспитатель: -Ребята, какое слово у нас получилось?

Дети: - Шапокляк.

Воспитатель: (открываю конверт)

«Мне было очень скучно и я решила немного пошалить. Я перепутала все ваши сказки. Теперь вы не сможете прочитать ни одной. Ну ладно, я сегодня добренькая, если вы пройдете все мои испытания, то сможете собрать все свои сказки.»

Воспитатель: - Ребята мы сможем с вами выполнить её задания?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Вы любите слушать сказки?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Ребята, давайте подумаем и решим на чём же мы отправимся в путешествие. Я предлагаю выбрать тот вид сказочного транспорта на котором нам было бы очень интересно наблюдать за всей красотой сказочного леса.

Дети: - на метле, на самолете, на печке, на ковре самолете, на воздушном шаре и т.д.

Воспитатель: - Послушайте и отгадайте загадку.

- Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Дети: - Воздушный шар.

Воспитатель: - Мы полетим на воздушном шаре.

Итак, путешествие начинается.
- Отправляемся друзья,

В чудо сказку - вы и я.

(оборачиваемся вокруг себя)

Воспитатель: - Вот наш шар несёт нас над полями, лесами, реками, городами.

 Ребята посмотрите направо, кого мы там видим? (обращаю внимание детей на иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»)

Дети: - Машу и медведя.

Воспитатель: - А теперь посмотрите налево (обращаю внимание детей на иллюстрацию к сказке «Царевна- Лягушка»)

Дети: - Царевна- лягушка

Воспитатель: - Ну, вот мы с вами и добрались.

Воспитатель: - Первое задание, которое приготовила нам Шапокляк (прикрепляю на доску картинку «яблоня» без яблок), нам нужно назвать сказку, в которой это дерево помогло главному персонажу.

Дети: - Гуси-лебеди.

Воспитатель: - Молодцы! Но это ещё не всё. Нам нужно придать дереву прежний вид. Чего не хватает на нашем дереве?

Дети: - Яблок

А для этого нам надо в загадках отгадать название сказок. За каждый правильный ответ вы получите по яблочку.

- «Наконец, она взяла маленькую ложечку

и похлебала из самой маленькой чашечки 

и каша ей больше всего пришлась по вкусу…»  

Дети: - Три медведя.

- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

Дети: - Волк и семеро козлят.

-Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Дети: - Доктор Айболит.

- Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
Дети: - Дюймовочка

- В красной шапочке идёт,

Пирожки с собой несёт.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит.

Дети: - Красная Шапочка

- Средь болот жила царевна,

но зелёною была...

Вы же знаете наверно -- 

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та (Лягушка)

Дети: - Царевна-Лягушка

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Воспитатель: - Ребята сморите указатель направления, куда нам двигаться дальше.

«Налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь»

Куда нам ребята нужно идти? 

Дети: - Прямо.

(находим конверт со следующим заданием)

Воспитатель: - Вот и следующее задание. Давайте его прочтём.

«Это задание вы выполните, если узнаете персонажа по отрывку из сказки»

- «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг...»

Дети: - Цветик- семицветик.

Не горюй, хозяин, а дай ты мне лучше мешок,

 да закажи мне пару сапог,

чтобы не больно было ходить по кустам,

и увидишь, что ты не так обделён, как думаешь.

Дети: - Кот в сапогах

- «Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся…»

Дети: - Гуси-лебеди.

Воспитатель: - Молодцы ребята, и с этим заданием мы справились.

(находят книгу сказок без страниц, с надписью от Шапокляк)

Воспитатель: - Ребята, что это?

Дети: - Книга без страниц.

Воспитатель: - Конечно же это книга.

-Я знаю, что вы все очень любите книги.

-Какие книги вам нравятся больше, с картинками или без картинок?                                                                                              

- Почему с картинками больше нравятся?

-А вот кто в книгах рисует картинки, вы знаете?

Дети: - Художники.                                                              

Воспитатель: -Эти художники называются художники-иллюстраторы.   

Поэтому рисунки в книгах называются - иллюстрациями.  

Какое интересное слово, повторим его. (Ил-лю-ст-ра-ция) Художники вкладывают много сил и любви в каждый свой рисунок.

Это очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия.

(открываю книгу, читаю записку)

«Ну, что детишки! Книгу сказок захотели? Ха-ха! Ничего у вас не выйдет! Я заколдовала страницы и сказочные герои смогут вернуться в свою книгу только тогда, когда будет разрушено мое колдовство. Каждая сказка заколдована! Ха-ха! А расколдовать сказки у вас не получится!»

Воспитатель: - Ребята, вы же много сказок знаете, значит мы справимся с этим заданием?

Дети: - Справимся.

Воспитатель: - Чтобы нам отправиться дальше нам надо отдохнуть.

                            Физминутка:

  - Буратино потянулся,

     Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: - А куда же нам идти дальше?

Дети: - Смотрите я вижу ещё один указатель.

Воспитатель: - А под ним конверт с заданием.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто это?

(иллюстрации из сказки «Маша и медведь»)

(предлагаю детям ответить на вопросы):

- Как Маша попала к медведю?

- Что говорил медведь, когда нес короб?

- Что ему отвечала Маша, когда медведь нес ее в коробе?

- Как закончилась сказка?

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все сделали правильно! Сейчас мы все эти иллюстрации вставим в нашу книгу.

Пора идти дальше!

(дети находят следующий указатель)

Воспитатель: - Ребята здесь следующее задание

Воспитатель: - Перед вами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

Дидактическое упражнение «Слова- антонимы» 

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Смеется- плачет

Сильный - слабый

Веселый – грустный

Друг – враг

День- Ночь

Съедобный – ядовитый

Воспитатель: - А вот и ещё одно задание.

Воспитатель: - В какой сказке девочка шла к бабушке и несла угощение?

Дети: - Красная Шапочка.

Воспитатель: - А как вы думаете какие пирожки несла Красная Шапочка бабушке?

Дети: - с капустой, с картошкой, с морковкой и т.д.

Воспитатель: - У меня в корзинке есть подсказки, вам нужно достать одну картинку и проговорить. (картошка- пирожок с картошкой, капуста- пирожок с капустой и т.д.)

Воспитатель: - Молодцы! И эти иллюстрации мы вставляем в книгу.

Воспитатель: - Ребята смотрите ещё один конверт с заданием.

(на столе лежат разрезанные картинки)

«Здесь находятся все ваши сказки. Если вы их правильно соберете, то сможете их вставить в книгу».

Воспитатель: - Ребята мы умеем собирать разрезанные картинки?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята вы молодцы. Теперь наша книга наполнена сказками. И мы будем вновь и вновь их читать.

Воспитатель: - Ребята вы хотите побыть сегодня иллюстраторами?

Дети: - Да

Воспитатель: - Я предлагаю вам оформить обложку нашей книги, нарисовать любого персонажа из сказки.

Воспитатель: - А что нам потребуется для работы иллюстраторами?

Дети: - Карандаши, краски.

(дети выполняют самостоятельную работу)

Рефлексия:

- Что нового вы сегодня узнали? 

- Как называют людей, которые делают наши книги красочными?

- Какие задания были самыми трудными?   

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Овощи и фрукты» во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Технология: Игровая.Цель: Сформировать и закрепить представления у детей о овощах и фруктах.Задачи:- закрепить у детей представления об овощах и фруктах;- учить детей отвечать на вопросы, составлять п...

Конспект занятия по речевому развитию В поисках сказок

Правильное произношение звуков.Разучивания скороговорок...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: «Польза сказок для детей младшего дошкольного возраста»

Конспект по развитию речи "Польза сказок для детей младшего дошкольного возраста", помогает детям познакомиться с новыми сказками и повторить уже знакомые....

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Дети играют" вторая младшая группа

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить...

Конспект занятия по речевому развитию "По дорогам сказок", 2 младшая группа

Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...