Консультация для родителей: «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи
«Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 837.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Очень часто педагоги слышат от родителей, что никак не может ребенок запомнить стихотворение, пересказать небольшой рассказ или сказку, путается в строчках небольшого текста, переставляет слова местами. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная память. Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того что мы видим, слышим, делаем, думаем. Память помогает усваивать знания об окружающем мире и самом себе, овладение знаниями, умениями. Поэтому перед нами стоит задача – помочь детям так, чтобы им было легко и интересно.
Одним из таких эффективных методов развития речи является мнемотехника. «Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
На первом этапе знакомим детей с символами – с «мнемоквадратами»,
на котором схематично изображается какой-либо
предмет, действие или направление действия, либо признак.
Каждое изображение обозначает слово,
сочетание слов или несложное короткое предложение.
На втором этапе учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Это называется - «мнемодорожки». Это - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
На третьем этапе мы начинаем учить детей работать с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Загадывание загадок Заучивание стихотворения
Мнемотехника многофункциональна.
На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Для детей младшего и среднего возраста мы предлагаем цветные схемы.
Для детей старшего возраста мнемотаблицы в одном цвете
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Преимуществ от данной техники множество, например:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-292154-1378743387.jpg)
Консультация для родителей "Кинезиология как метод развития речи дошкольников"
Уровень развития речи находится в прямой зависимостиот степени сформированности движений пальцев рук. Развитию пальцевой моторики способствуют кинезиологические упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1091745-1547055655.jpg)
Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/01/picture-973080-1651429459.jpg)
Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для родителей«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/14/picture-1411972-1655211599.jpg)
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-499680-1507545600.jpg)
Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/08/picture-1456625-1675833174.jpg)
Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологич...