Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников
презентация по развитию речи

Кононенко Наталья Алексеевна

Одной из главных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС, является воспитание детей, обладающих творческим потенциалом.

 Как показывает практика, нельзя  в полной мере решить эту проблему с помощью традиционных форм работы. Необходимым становится поиск и применение новых педагогических методов и технологий.

Теория ТРИЗ в педагогике - инструмент формирования сильного мышления и восприятие творческой личности, подготовленной к решению сложных, казалось бы неразрешимых проблем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г.С.Альтшулле р «Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Кононенко Н.А., воспитатель

Слайд 2

Одной из главных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС, является воспитание детей, обладающих творческим потенциалом. Суть данного положения заключается не столько в поиске одаренных детей, сколько в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у детей. Как показывает практика, нельзя в полной мере решить эту проблему с помощью традиционных форм работы. Необходимым становится поиск и применение новых педагогических методов и технологий.

Слайд 3

Теория ТРИЗ в педагогике - инструмент формирования сильного мышления и восприятие творческой личности, подготовленной к решению сложных, казалось бы неразрешимых проблем.

Слайд 4

Г лавная идея теории ТРИЗ заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления . ТРИЗ технология возникла в СССР в 50-х годах усилиями советского писателя-фантаста и изобретателя Генриха Сауловича Альтшуллера . В дошкольное образование ТРИЗ пришла в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивали педагоги Л.Б. Фесюкова , М.Н.Шустерман , Т.Н.Доронова . Чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов С.И. Гин , С. Пристяжная и другие.

Слайд 5

Основной целью использования ТРИЗ технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Слайд 6

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников дает несомненные преимущества: - в активизации познавательной деятельности детей; - в создании мотивационных установок на проявление творчества; - в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); - повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; - формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; -развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Слайд 7

Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Слайд 8

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы: - Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. - Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Слайд 9

- Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. - Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. - Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 10

ТРИЗ для дошкольников - система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Слайд 11

Как и где использовать технологию ТРИЗ в речевом развитии: - в коррекции правильного звукопроизношения; - в формировании словаря; - в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

Слайд 12

Методы и приемы ТРИЗ : 1.Метод мозгового штурма Предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Правила мозгового штурма: -исключение всякой критики; -поощрение самых невероятных идей; -большое количество ответов, предложений; -чужие идеи можно улучшать.

Слайд 13

Пример: 1. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда доноситься этот волшебный звук? Хотите узнать? (Предполагаемые ответы детей). Дети отправляются в свободный поиск по группе и находят в книжном уголке волшебную шляпу от которой идет волшебный звук. Воспитатель: Ребята, вы не знаете, чья это шляпа, кто ее забыл? (Предполагаемые ответы детей). 2. Воспитатель: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила,что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

Слайд 14

2.Метод синектики Метод заключается в сравнении и нахождении сходства объектов или явлений (метод аналогий) Аналогию можно найти только там, где есть повторяемость свойств объекта, условий, отношений, т.е. там, где есть некая закономерность: - Прямая аналогия : ЯБЛОКО по форме – оно такое же, как мячик, солнышко, круглая лампа фонаря и т.д.; по цвету – оно зеленоватое, как листья салата, платье, как обои и т.д.; по величине – это яблоко не больше кулака; по свойствам – оно кисло-сладкое, как леденец.

Слайд 15

- Фантастическая аналогия : решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы Пример: нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. - Личностная аналогия ( эмпатия )- попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ Пример: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца» и т.д.

Слайд 16

3.Метод каталога Метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. (Метод «нанизывания на нитку») Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Общие особенности построения структуры сказок: - наличие положительного и отрицательного героев; - зло, причинённое отрицательным героем; - борьба положительного героя со злом; - присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Слайд 17

Примеры: 1. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был. Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой. Кто? -Кто помог друзьям спастись? 2. С пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и 6-летним детям задаются примерно следующие вопросы : - Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?

Слайд 18

4.Метод фокальных объектов Метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно: 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать. 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта). 3. Записываем свойства случайных объектов. 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту. 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций. 6.Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Слайд 19

Пример: 1. Совершенствуемый объект - фонарик. 2.Случайные объекты - очки, валенок, парашют. 3.Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. 4. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. 5.Развиваем полученные идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный

Слайд 20

5.Метод золотой рыбки Суть метода заключается в последовательном разделении какой-то необъяснимой ситуации на две части – реальную и фантастическую. Реальную часть отбрасываем как исполнимую, и получаем новую ситуацию. Эту новую ситуацию рассматриваем как новую задачу и снова выделяем реальную и фантастическую части. И так далее до неразрешимого (необъяснимого) остатка. Свое название метод получил по первому примеру, в отношении которого он был осуществлен - сказке А.С.Пушкина.

Слайд 21

6.Метод « Да – Нет» Метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Пример: Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумать какой-нибудь овощ и спросить у малыша, какой именно. Малыш станет задавать уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку. - Этот овощ растет у нас на даче? - Его кладут в борщ? - Он красный?..

Слайд 22

7.Метод противоречий Противоречие – важнейшее понятие науки о закономерностях развития любых систем: от простого зерна до человеческого общества. Противоречий вокруг нас великое множество. Например: яд змеи может лечить, а лекарство отравить человека. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. - Противоречия в предметах - Противоречия в ситуациях - Противоречия в системе - Противоречия в количестве

Слайд 23

Приёмы ТРИЗ, способствующие обучению творческому рассказыванию: 1. Работа со сказкой: - «Сказка наизнанку» - прием предполагает ситуацию, в которой детям предлагают вспомнить знакомую сказку, и что-то поменять в ней: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди». - «Коллаж из сказок» - прием предполагает придумывание новой сказки на основе известных детям произведений совместно с педагогом. - «Знакомые герои в новых обстоятельствах» - прием развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. - «Спасательные ситуации в сказках» - приём служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

Слайд 24

2.Составление творческих рассказов по сюжетной картине , по серии картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников"

Здесь вы увидите описание использования технологии в сочинительстве, перессказе, запоминании сказок. Что развивает память, речь, фантазию и многое другое....