Образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи
Образовательные технологии для развития связанной речи дошкольников развивают у детей наблюдательность, любознательность, способствуют мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
№1 Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.
Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
Цыпленок По цвету (признак) Желтый
(значение этого признака) Такой же желтый как солнце
Например: Арбуз По форме (признак) Круглый
(значение этого признака) Такой же круглый как мяч
Задание для педагогов: составить модель сравнения по форме (слово «шар»), по цвету (слово «одуванчик»), по вкусу (слово «яблоко»).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
№2 Технология обучения детей составлению загадок.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
- модель составления загадки про какой-либо объект
РЕПЕЙНИК Объект какой? Что такое же?
Колючий Еж, кактус
Липучий Смола, пластилин
Загадка: Он колючий, как ежик и липучий, как пластилин.
- модель составления загадки на основе «занижения» свойств объектов или их «завышения»
КОНЬКИ что делают? Что является таким же или делает так же?
Блестят звезды
Разрезают ножи
Мчат кони
Загадка: Блестят, но не звезды, Разрезают, но не ножи, Мчат, но не кони.
- модель составления загадки на основе сравнения одного объекта с другим объектом
ЗОНТИК На что предмет похож? Чем отличается?
На гриб несъедобный
На колокольчик укрывает от дождя
Загадка: Как гриб, но несъедобный, Как колокольчик, но укрывает от дождя.
Систематическая работа по развитию у детей умений отгадывать и загадывать загадки способствует формированию у детей навыков доказательной и описательной речи при объяснении и загадывании загадок;
Методические рекомендации:
- Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.
- Запомните, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку: (по высоте, по длине, по толщине, величине, росту и т.д.)
- Нельзя сравнивать разные признаки.
Например: Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер),
Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827314-1475911191.jpg)
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-568361-1421690872.jpg)
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-452295-1430930026.jpg)
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-570524-1421928360.jpg)
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451602-1401100310.jpg)
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/01/picture-1121676-1551412225.jpg)
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180398-1572108027.jpg)
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Выступление для педагогов на педсовете «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»...