Конспект занятия и технологическая карта.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сулейманова Зуля Гаджиевна

Конспект занятия по развитию речи ФЦКМ "В деревне. Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm-_v_derevne._domashnie_zhivotnye.docx176.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Приморского района Санкт - Петербурга

Конспект специально организованной образовательной деятельности (занятия)

Речевое развитие. ФЦКМ

в средней группе ТНР

Тема: «В деревне. Домашние животные.»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных.

Задачи по образовательным областям.

Коррекционно – образовательные:

  • Расширить словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имен прилагательных (пестрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызет, жует, лакает и др.).
  • Активизировать употребление предлогов на, в, местоимений мой, моя.
  • Активизировать употребление антонимов (длинный — короткий);
  • Побуждать произносить фразы из двух - трех слов.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать зрительную память и внимание.
  • Развивать речь с движением, длительность и силу выдоха.
  • Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.
  • Формирование представлений о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде и образе жизни.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать любовь к живой природе.
  • Формировать элементарные нормы и правила поведения.

Материалы и оборудование: письмо в конверте. Запись музыки В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон»; предметные картинки «Домашние животные», «Кто что ест?», «Детеныши домашних животных»; сенсорное панно «Деревня».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций домашних животных. Отгадывание загадок.

Используемые технологии: здоровьесберегающие

Ход деятельности:

Попросить детей: «Встаньте на лужок и сделайте кружок». Встаньте вместе с малышами в круг. Скажите: «Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню Коровкино в гости к дедушке и бабушке». Попросите детей отгадать загадку и узнать, на чем они сейчас отправятся в путь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек —

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Скажите детям, что путь до деревни Коровкино неблизкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться. Сами выйдите из круга, а детям предложите положить руки на плечи впереди стоящего ребенка. Сообщите правила игры: когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкнет, поезд остановится. Под музыку В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон» дети начинают движение, меняя его темп вслед за музыкой.

Деревня Коровкино. Скажем детям: «Вот мы и приехали в деревню». Подведите малышей к сенсорному панно «Деревня», закрепленному на мольберте или на доске.

Спросите у детей, помнят ли они название деревни, в которую приехали. (Коровкино.) Когда дети вспомнят название, похвалите их и скажите: «Правильно! Какое ласковое слово—Коровкино. Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже встречают — вот коровка (покажите на корову)».

Предложите детям погладить ее и скажите: «Коровушка сытая, бока у нее гладкие, блестящие. А вот и (укажите на лошадь) ... —лошадка». Предложите детям погладить лошадку и спросите о том, какой на ощупь им показалась лошадка. (Тоже гладкая.) Продолжайте показывать на домашних животных и спрашивать: «А это кто?» Напоминайте детям, что называть животных нужно ласково (кошечка, собачка, козочка, овечка и свинка). Каждый раз предлагайте малышам погладить изображение животного на сенсорном панно. Обратите внимание детей на то, что кошечка и козочка пушистые, а у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шубка бархатная, а у свинки спинка шершавая."

Когда закончите перечисление животных, откройте ставни в домике и спросите у детей: «Кто там в окошко смотрит?» (Дедушка и бабушка.) Скажите: «Рад нам дедушка, рада нам бабушка. Стали они нас встречать — молочком да пирожками угощать. Садитесь, пожалуйста, за стол». Укажите детям на стульчики, стоящие около стола.

Угощенье. Поём потешку и одновременно выполняем соответствующие движения руками.

Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)

Где были? — У бабушки.

Испекла нам бабушка (хлопайте сначала правой ладонью по левой, а потом левой ладонью

по правой, как будто лепите пирожок и перекладываете его из руки в руку)

Вкусные оладушки

На, Ирочка. (протяните руки, а затем погладьте каждого из детей по ладошкам, как будто даете им оладушки)

На, Ванечка...

Ой, какие горячие! (покачайте головой из стороны в сторону)

Подуем на оладушки. (подуйте на свои ладони; дуть надо спокойно, не надувая щек)

А теперь и кушать можно, (выполняйте артикуляционное упражнение: «жуйте»

Жуйте, только осторожно! (зубами - кончик языка, произнося Та-та-та, та-та-та. При этом звуки [та])

По хозяйству помогаем. - «Отдохнули мы, поели, а теперь пора за дело. Будем бабушке с дедушкой по хозяйству помогать. У них много разных дел.

И корову с козой подоить [С-с-с, с-с-с],

(выполнять движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке)

И собачку кормить — „Грызи, Жучка, косточку",

(поднести корту кулаки, держать их с двух сторон около рта; щелкать зубами, изображая, как собака грызет кость)

Кошку Мурку молочком поить -„Лакай, лакай — не проливай";

(поднести ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ними голову, совершить несколько лакательных движений языком)

С овечек шерсть стричь — [Чик-чик, чик-чик];

(сводить и разводить указательный и средний пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц)

Лошадку запрягать,

В путь-дорогу отправлять:

„Но, но, но, но! поехали".

(сесть на стуле ровно, выпрямив спину, держать в руках воображаемые вожжи, потряхивать ими и цокать языком)

Везет лошадка груз, торопится. Побыстрей, побыстрей,

(цокать в быстром темпе)

А теперь помедленней. Тп-р-ру!

(цокать в медленном темпе)

Приехали.

(опустить руки с «вожжами»)

Устала лошадка телегу везти, надо ее в хлев отвести.

(покажите на сенсорном панно хлев)

Пусть отдохнет и поест. „На, на, лошадка, ешь сено!"»

(протяните руки вперед, давая воображаемой лошадке сено)

Отгадываем действия. Даём детям задание слушать внимательно и постараться отгадать, что вы сейчас будете делать: кормить лошадку или ехать на ней. Если педагог произносит слова «на, на», то дети должны протянуть вперед руки, как будто кормят лошадь; если взрослый произносит команду «но, но», то дети должны сжать руки в кулаки и потряхивать ими, как будто держат вожжи. Похвалите детей за правильные ответы и скажите, что они очень хорошо помогают дедушке и бабушке ухаживать за домашними животными.

Поручения. Скажем детям, что теперь дедушка с бабушкой поручают им самим ухаживать за домашними животными. Дайте каждому ребенку по картинке с изображенным домашним животным и одну из них возьмите себе (например, козу). Предложите детям рассказать о животных. Для этого предоставьте малышам образцы построения фраз. (Первое высказывание делает педагог, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей. Выслушайте ответ каждого из детей.)

1) «Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе?» (Напомните малышам, что отвечать на вопрос надо полным ответом.)

2) «Я накормлю козу сеном. А ты чем накормишь свое животное?» (При ответе на этот вопрос предложите детям пользоваться рисунком.

3) «Коза дает молоко. А какую пользу приносит твое домашнее животное?»

Чьи же это малыши? Скажите детям, что у домашних животных есть детеныши: «Ждут малыши домой своих мам. Вот кошка бежит с охоты — несет мышку своим котятам. Корова возвращается с полным выменем молока. Лошадь везет домой большой воз сена. Выбегают им навстречу малыши, радуются своим мамам». Попросите детей узнать детенышей домашних животных по голосам.

— Иго-го, — заржал ребенок. Значит, это... (жеребенок).

— Му-у, — мычит в хлеву ребенок. Это маленький... (теленок).

— Бе-е, — заблеял вдруг ребенок. Это маленький... (ягненок).

— Хрю, — захрюкали ребята. Значит, это... (поросята).

— Ме-е, — заблеял вдруг ребенок. Это маленький... (козленок).

— Мяу, — замяукали ребятки. — Узнаете? Мы —... (котятки).

Чей-то маленький сынок вдруг залаял: —Я ... (щенок)\ Гав, гав!

По мере того, как дети будут называть детенышей, показывайте им соответствующие картинки. Спрашивайте: «Чей это детеныш?» Получив ответ, дайте картинку с теленком тому из детей, у кого на руках карточка с коровой. Аналогично: раздаём детям все карточки с детенышами.

Подарки. Хвалим детей за то, что они так хорошо ухаживали за домашними животными, скажите, что и животные хотят сделать им свои подарки.

Вот бидончик молока — кто его подарил?

Вот шерстяные рукавички — из чьей шерсти они связаны?

Вот сыр и масло — кто его подарил? (Сыр и масло делают из молока, значит, это подарок коровы или козы.)

Скажите детям, что пришла пора отправляться в обратный путь. Скажите: «A повезет нас лошадка». Попросите детей встать друг за другом и скакать на лошадках. Идти, высоко поднимая ноги и держа в руках воображаемые вожжи, при этом громко цокать языком.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЙ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЦКМ

Ф.И.О. ВОСПИТАТЕЛЯ

Сулейманова З. Г.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

Средняя группа с тяжёлыми нарушениями речи 4-5 лет

ФОРМА ОРГ. КОЛЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХ

Групповое занятие -6 человек

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

«В деревне. Домашние животные».

МЕТОДЫ

Словесные, наглядные, практические

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных.

ЗАДАЧИ

Коррекционно- образовательные

Коррекционно- развивающие

Коррекционно воспитательные

Расширить словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имен прилагательных (пестрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызет, жует, лакает и др.).

Активизировать употребление предлогов на, в, местоимений мой, моя.

Активизировать употребление антонимов (длинный — короткий);

Побуждать произносить фразы из двух - трех слов.

Развивать зрительную память и внимание.

Развивать речь с движением, длительность и силу выдоха.

Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Формирование представлений о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде и образе жизни.

Воспитывать любовь к живой природе.

Формировать элементарные нормы и правила поведения.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

письмо в конверте. Запись музыки В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон»; предметные картинки «Домашние животные», «Кто что ест?», «Детеныши домашних животных»; сенсорное панно «Деревня».

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Уточнение и активизация словаря по теме «В деревне. Домашние животные». Объяснение темы занятия.

Попросить детей: «Встаньте на лужок и сделайте кружок». Скажите: «Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню Коровкино в гости к дедушке и бабушке».

Попросите детей отгадать загадку и узнать, на чем они сейчас отправятся в путь.

Встаньте вместе с малышами в круг.

Дети внимательно слушают загадку.

Создать положительный эмоциональный настрой.

#1054;СНОВНОЙ ЭТАП.

Развитие связной речи, зрительного внимания.

Развитие речевого слуха, памяти, мышления

Развивать речь с движением, длительность и силу выдоха.

Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Формирование представлений о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде и образе жизни.

Скажите детям, что путь до деревни Коровкино неблизкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться. Сами выйдите из круга, а детям предложите положить руки на плечи впереди стоящего ребенка. Сообщите правила игры: когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом).

Скажем детям: «Вот мы и приехали в деревню». Подведите детей к сенсорному панно «Деревня», закрепленному на мольберте или на доске.

Спросите у детей, помнят ли они название деревни, в которую приехали. Когда дети вспомнят название, похвалите их и скажите: «Правильно! Какое ласковое слово—Коровкино. Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже встречают — вот коровка

Предложите детям погладить ее и скажите: «Коровушка сытая, бока у нее гладкие, блестящие. А вот и —лошадка. Предложите детям погладить лошадку и спросите о том, какой на ощупь им показалась лошадка. Продолжайте показывать на домашних животных и спрашивать: «А это кто?» Напоминайте детям, что называть животных нужно ласково (кошечка, собачка, козочка, овечка и свинка). Каждый раз предлагайте погладить изображение животного на сенсорном панно. Обратите внимание детей на то, что кошечка и козочка пушистые, а у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шубка бархатная, а у свинки спинка шершавая." Когда закончите перечисление животных, откройте ставни в домике и спросите у детей: «Кто там в окошко смотрит?» Скажите: «Рад нам дедушка, рада нам бабушка. Стали они нас встречать — молочком да пирожками угощать. Садитесь, пожалуйста, за стол».

- «Отдохнули мы, поели, а теперь пора за дело. Будем бабушке с дедушкой по хозяйству помогать. У них много разных дел. Пальчиковая гимнастика.

И корову с козой подоить [С-с-с, с-с-с]

И собачку кормить — „Грызи, Жучка, косточку",

Кошку Мурку молочком поить -„Лакай, лакай — не проливай";

С овечек шерсть стричь — [Чик-чик, чик-чик];

Лошадку запрягать, В путь-дорогу отправлять:

„Но, но, но, но! поехали".

Везет лошадка груз, торопится.

Побыстрей, побыстрей,

А теперь помедленней. Тп-р-ру!

Приехали.

Устала лошадка телегу везти, надо ее в хлев отвести.

Пусть отдохнет и поест. „На, на, лошадка, ешь сено!"»

Даём детям задание слушать внимательно и постараться отгадать, что вы сейчас будете делать: кормить лошадку или ехать на ней. Если педагог произносит слова «на, на», то дети должны протянуть вперед руки, как будто кормят лошадь; если взрослый произносит команду «но, но», то дети должны сжать руки в кулаки и потряхивать ими, как будто держат вожжи. Похвалите детей за правильные ответы и скажите, что они очень хорошо помогают дедушке и бабушке ухаживать за домашними животными.

Скажем детям, что теперь дедушка с бабушкой поручают им самим ухаживать за домашними животными. Дайте каждому ребенку по картинке с изображенным домашним животным и одну из них возьмите себе (например, козу). Предложите детям рассказать о животных. Для этого предоставьте образцы построения фраз.

«Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе?»

«Я накормлю козу сеном. А ты чем накормишь свое животное?» «Коза дает молоко. А какую пользу приносит твое домашнее животное?»

Скажите детям, что у домашних животных есть детеныши: «Ждут малыши домой своих мам. Вот кошка бежит с охоты — несет мышку своим котятам. Корова возвращается с полным выменем молока. Лошадь везет домой большой воз сена. Выбегают им навстречу малыши, радуются своим мамам. Попросите детей узнать детенышей домашних животных по голосам.

— Иго-го, — заржал ребенок. Значит, это...

— Му-у, — мычит в хлеву ребенок. Это

— Бе-е, — заблеял вдруг ребенок. Это

— Хрю, — захрюкали ребята. Значит, это...

— Ме-е, — заблеял вдруг ребенок. Это

— Мяу, — замяукали ребятки. — Узнаете?

Чей-то маленький сынок вдруг залаял: —Гав, гав!

По мере того, как дети будут называть детенышей, показывайте им соответствующие картинки. Спрашивайте: «Чей это детеныш?» Получив ответ, дайте картинку с теленком тому из детей, у кого на руках карточка с коровой. Аналогично: раздаём детям все карточки с детенышами.

Под музыку В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон» дети строятся в паровозик положив руки на плечи друг другу, начинают движение, меняя его темп вслед за музыкой.

Дети подходят к мольберту.

Коровкино.

Показывают на корову.

Указывают на лошадь, она гладкая.

В окошко смотрят дедушка и бабушка.

Указав на стульчики, стоящие около стола, дети садятся за стол.

(выполнять движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке)

(поднести корту кулаки, держать их с двух сторон около рта; щелкать зубами, изображая, как собака грызет кость)

(поднести ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ними голову, совершить несколько лакательных движений языком)

(сводить и разводить указательный и средний пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц)

(сесть на стуле ровно, выпрямив спину, держать в руках воображаемые вожжи, потряхивать ими и цокать языком)

(цокать в быстром темпе)

(цокать в медленном темпе)

(опустить руки с «вожжами»)

(покажите на сенсорном панно хлев)

(протяните руки вперед, давая воображаемой лошадке сено)

Дети выполняют действия слушая внимательно.

Первое высказывание делает педагог, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей. Выслушайте ответ каждого из детей.

жеребенок.

маленький... теленок.

маленький... ягненок.

поросята.

маленький... козленок.

Мы котятки.

Я ... щенок.

Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкнет, поезд остановится.

Деревня Коровкино. Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Иллюстрационные картинки.

Систематизировать знания детей о домашних животных.

По хозяйству помогаем.

Выполняют движения повторяя за воспитателем

Отгадываем действия.

Поручения.

Отвечают на вопрос полным ответом.

При ответе на этот вопрос предложите детям пользоваться рисунком.

Чьи же это малыши? Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

#1047;АКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов деятельности. Хвалим детей за то, что они так хорошо ухаживали за домашними животными, скажите, что и животные хотят сделать им свои подарки. Вот бидончик молока — кто его подарил?

Вот шерстяные рукавички — из чьей шерсти они связаны?

Вот сыр и масло — кто его подарил? (Сыр и масло делают из молока, значит, это подарок коровы или козы.) Скажите детям, что пришла пора отправляться в обратный путь.

Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы взрослого.

Рассказывают, что понравилось, заинтересовало. Сюрпризный момент подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе....

Конспект занятия и технологическая карта для второй младшей группы "Листопад, листопад, листья желтые летят..."

Непосредственно организованная образовательная деятельностьс детьми второй младшей группы.Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое р...

Конспект занятия по рисованию "Картинка - лето" в старшей группе

Конспект занятия по рисованию "Картинка - лето" в старшей группе...

Конспект занятия по рисованию «Картинка о празднике»

Конспект занятия по рисованию «Картинка о празднике»...

Конспект НОД и технологическая карта Чтение художественной литературы в подготовительной группе "Ребята и утята"

Конспект НОД и технологическая карта Чтение художественной литературы в подготовительной группе "Ребята и утята"...

Конспект занятия "Путешествие по карте Знайки" 2022 г.

Конспект занятия "Путишествие по карте Знайки"...

Конспект занятия в технологической карте для детей дошкольного возраста по теме "Метеостанция в детском саду"

Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции....