Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_karte.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                       Путешествие по карте

                          Тамбовского края

 ( конспект познавательного занятия –  частично  разработан    воспитателем  Черкасовой Н.А.)

Цели:

  1. познакомить детей с картой  Тамбовского края и способами географических условий ( суша, реки, города, села);
  2. вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут;
  3. способствовать осознанию того, что Тамбовский край является нашим общим домом, малой родиной;
  4. воспитывать любовь к родному краю, уважение к его истории, традициям, культуре.

Оборудование: физическая карта Тамбовского края, карандаши ( синий, зеленый, красный).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы  как называется  местность, где мы живем? ( Тамбовская область).

    Молодцы, ребята, правильно ответили. Тамбовская область большая: 34тыс.квадратных метров. Пока мы не можем представить себе такое большое число, но знаем: чтобы проехать из ее конца в конец понадобится целый день, а если разбить ее на маленькие квадраты и обходить их каждый день, то понадобится много – много дней, из которых сложатся месяцы и даже годы. Портрет нашего  удивительного края достаточно велик по размеру. Скажите, как называется этот портрет?  ( Карта). Как вы думаете, почему карта такая  разноцветная? Что на карте обозначают голубым цветом? Верно, воду, т.е.и озера, и реки. Посмотрите, где они расположены на карте.

    Ребята, как вы думаете, что обозначают голубые ниточки на карте? ( Реки).

В нашем крае много рек, они почти все изображены здесь. Вспомните, какая река у нас самая главная? ( Цна). На  ней расположена и наша область. На карте она нарисована более яркой синей полоской, потому что она большая, в отличие от множества мелких рек.

                                                  Физкультминутка

Дети выполняют упражнения.

Воспитатель: Скажите, дети, а какие цвета еще есть на нашей карте? (Желтый, зеленый). Как вы думаете, что они обозначают? ( Сушу). Правильно, пестрый цвет карты – суша, она у нас в области разная. Рельеф – равнинный, т.к. мы живем на Окско – Донской низменной равнине. «Рельеф»

это очень трудное научное слово, а обозначает оно все неровности земли. Внимательно посмотрите только на сушу и назовите главный цвет. ( Зеленый-

равнины.) Слово « равнина» происходит от слова  « ровный»,  или « гладкий»

Это, конечно, не значит, что земля такая же ровная, как стол, но больших возвышений здесь нет. Итак, рельеф может быть – равнинный и горный.

Горный рельеф на карте обозначается коричневым цветом. Скажите, каким может быть рельеф? А какого цвета на карте больше – зеленого или коричневого? Значит , какой рельеф преобладает в Тамбовской области – горный или равнинный? ( Ответы детей). Действительно, большую ее часть занимают равнины.

  Сейчас я вам предлагаю послушать стихи и определить о какой форме рельефа в них говорится.

Дети слушают стихи.

      Посмотри, какая даль

      Без конца и края,

     Речка тихая журчит

     В камышах, вздыхая.

     Ширь полей, размах лугов –

     Милая картина.

    Сердцу нет тебя родней,

    Окско – Донская…( равнина).

Вот теперь мы можем гордо

Посмотреть на малышей.

Мы узнали  с вами много,

Стали мы теперь умней.

Это вам не просто шутка

И не песенки припев,

А научное названье…

Слово трудное…( рельеф).

Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь мы будем художниками, но не  просто художниками , а топографами, которые создают карты. У каждого из вас есть маленький черно – белый портретик Тамбовской области. Рассмотрите его хорошенько. Обратите внимание, что это за буквы разбежались на все четыре стороны?  Для чего они нужны? Что обозначают буквы сверху? Снизу? Справа? Слева? На любой карте, и на этой тоже, для того, чтобы человек мог правильно ею пользоваться, всегда обозначены стороны света: сверху СЕВЕР – С, внизу ЮГ – Ю, с правой стороны ВОСТОК – В , а с левой  ЗАПАД – З. Найдите эти буквы на карте и обведите их красным карандашом. Молодцы!

   Дети работают с картой.

Хочу узнать: у вас есть соседи? Кто такие соседи? ( Уточнить значение слова « соседи» при необходимости). Вот и у нашей области есть соседи: Воронежская, Липецкая, Рязанская и Пензенская области (  воспитатель показывает их на карте). Раскрасьте наших «соседей» в желтый цвет, а реки – в голубой.

    А теперь попробуйте раскрасить остальную территорию нашей области. Карандашами какого цвета мы будем пользоваться? ( Дети выполняют задание воспитателя).  Какие теперь стали цветные и красивые портретики Тамбовской области! Но, посмотрите, что это за  кружочки остались неопознанными? Да , этими же кружочками на карте обозначают города. Они разной величины: большие и маленькие, наш областной центр город Тамбов – самый большой в области, он обозначен большим кружком, города поменьше – маленькими красными кружками. Среди этих городов черными кружками обозначены села нашей области. Вот, посмотрите, здесь есть и наше село Вишневое. А сейчас обозначьте, пожалуйста, на своих картах – портретах города и села Тамбовской области.

   Дети обозначают города и села.

Начиная разговор о нашей Тамбовской области, нашей Тамбовщине, мы называли ее общим домом, для всех нас она еще и малая родина, потому что здесь мы родились, живем, здесь наш дом, родители, друзья. Родной дом – это наша радость, и нам надо его любить и беречь.    

     

    

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"

Данная программа знакомит дошкольников с историей развития  промыслов на Тамбовщине и их видах...

"Земноводные Тамбовского края"

материал о земноводных и рептилиях Тамбовской области...

Презентация на тему "Животные Тамбовского края"

Презентация предназначена для  ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными Тамбовской области. Воспитатели детского сада могут воспользоваться данной презентацией на занятиях "Ок...

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"

Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. «Тамбовский край, мой милый край».

Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области....

Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской

продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помоч...