Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чернышёва Елена Викторовна

 продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помочь Тамбову стать красивее, лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tambov_podzemne_bogatstva.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем

Подготовительная к школе группа
Подземные богатства земли Тамбовской

Цели: продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помочь Тамбову стать красивее, лучше.

 расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

Планируемые результаты: знает понятие «полезные ископаемые», умеет перечислять их названия и определять, к какой группе относятся; знает правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдает их.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Ребенок читает стихотворение:

Как нам жить хорошо

На планете Земля,

И беречь, и любить

И леса, и поля.

Посмотрите перед собой. Представьте, что перед нами вся планета. Давайте попробуем обнять нашу планету. (Не получается планета очень большая.) Обнимите Россию (получается, она поменьше).

Представьте, что ваша ладошка – это Россия. Поставьте точку в середине ладошки – это самый главный город России, ее сердце – Москва. А теперь поставьте точку чуть ниже – это Тамбов, наш родной город.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться с Тамбовом.

Давайте подойдем к окошку, посмотрим на город и поприветствуем его.

Какие слова мы можем сказать Тамбову (дети говорят).

Ребята, вы говорили с городом, как с живым, а ведь он и вправду похож на человека, у него свой характер, свои особенности.

У каждого из вас есть свой день рождения. Есть этот день и у города (17 апреля 1636 год). Тамбов растет как человек. С начало он был маленькой крепостью:

Сколько видел радости и боли

Тихий город над рекою Цной

Поднимался он на «Диком поле»

Небольшою крайней крепостцой.

Потом Тамбов рос и становился все больше, взрослее.

Как вы думаете, есть ли голова у Тамбова? (городская дума)

Почему ее так назвали? (думает о людях, о городе)

Ребята, зачем человеку нужны уши? (чтобы слышать, что происходит вокруг)

У города тоже есть уши. Посмотрите на крыши домов. Что там видите? (антенны) С помощью антенн город слышит все, что происходит на планете.

Наш город постоянно движется.

Что помогает человеку передвигаться? (ноги)

А у города есть ноги? (это ее длинные улицы)

А руки Тамбова – это улицы поменьше.

Какие улицы вы знаете, назовите.

Рядом с вами лежат карточки, если вы услышите название улицы, на которой живете, то поднимите карточку.

А теперь закройте глаза, вспомните любимые места города (звучит музыка).

Положите руку на грудь. Что вы чувствуете? (рука движется) Почему? (мы дышим) А где нам лучше дышится? (в лесу, на даче) Город тоже дышит. Посмотрите на картинку и скажите, легко ли дышать Тамбову? (на картине изображены горы мусора, костер, выхлопные газы, дым заводских труб)

Ребята, если Тамбов будет дышать таким воздухом, то, что с ним случится? (заболеет)

Давайте поможем Тамбову, превратимся в художников и нарисуем лекарства для нашего города (изображают с помощью схем деревья, цветы, мусоуборочные машины и т. д.).

Ребята, чувствуете, как легко дышит наш Тамбов? (дыхательная гимнастика)

А теперь найдите у себя на руке пульс. Что происходит у вас в организме? (кровь движется по сосудам)

А у города есть кровеносные сосуды? (реки) Какие реки есть в Тамбове? Зачем нужны реки? Как мы должны о них заботиться?

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы любите свой город, хотите ему помочь стать краше.

А теперь послушайте стихотворение О. Поляковой:

Тамбовский край,

Наш край стенной,

Для всех любимый и родной,

Как дорог тамбовчанам ты,

Твои деревья и цветы,

Твои леса, луга, поля,

И в общем, вся твоя земля.

– Отгадайте загадку:

Всё изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

                        (Крот.)

– Где живет крот? (Под землей.)

– Крот расскажет вам, какие богатства находятся под землей.

2. Беседа на тему «Подземные богатства земли».

– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные и жидкие. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. А зачем добывают полезные ископаемые? Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.

3. Презентация «Подземные богатства земли».

(использование  ИКТ)

Твёрдые полезные ископаемые. К ним относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и многие другие полезные ископаемые. Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.

Жидкие полезные ископаемые.

Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.

Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.

Известняк бывает белого, серого или жёлтого цвета. Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ.

Глина широко применяется при строительстве. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне водоёмов.

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.

Железная руда чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером 0,05–2 мм, различного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый и др.). Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тон песка используют в литейном производстве. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.

– Отгадайте загадки:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

                               (Песок.)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

                               (Гранит.)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

                       (Руда.)

Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением.

     (Торф.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

                    (Известняк.)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий.

                               (Уголь.)

Белый камушек растаял,

На доске он след оставил.

                       (Мел.)

По трубе течет –

Пироги печет.

                       (Газ.)

4. Итог занятия.

– Ребята рассказывают о чем сегодня узнали на НОД.


4. Итог занятия.

– Ребята рассказывают о том,  что сегодня узнали на НОД.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Интегрированное занятие по теме «Животные родного края» подготовительная к школе группа (проведение занятия с использованием интерактивной доски).

Интегрированное занятие разработано для детей дошкольного возраста и рекомендовано для реализации воспитателям ДОУ. В данном занятии интегрируется исследовательская, коммуникативная, двигательная, про...

Викторина «Знатоки родного края" (подготовительная к школе группа)

Викторина "Знатоки родного края" является итоговым мероприятием для детей подготовительной к школе группы. Позволяет ребятам продемонстрировать знания, полученные в результате совместной деятельности ...

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамках Дня открытых дверей для будущих воспитателей на базе МБДОУ № 6

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамка...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

       Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...