Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. «Тамбовский край, мой милый край».
план-конспект занятия (старшая группа)

Малахова Ольга Анатольевна

Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambovskiy_kray.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

«Тамбовский край, мой милый край».

Подготовила: Малахова Ольга Анатольевна

Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области. 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн;
  • подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;
  • формировать понятие о городе Тамбове;
  • закреплять художественные умения и навыки правильного закрашивания предметов;
  • продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине;
  • воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам Тамбовской области;
  • воспитывать в детях интерес к истории своей области, чувство любви и гордости за своего края;
  • воспитывать умение слушать музыкальное произведение;

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы;
  • развивать речь детей, обогатить словарный запас.

Оборудование: 

Демонстрационное:

  • ноутбук;
  • флаги Тамбова и Тамбовской области»;
  • гербы Тамбова и Тамбовской области;
  • текст гимна Тамбовской области;
  • портреты и иллюстрации картин тамбовских художников;

Раздаточное:

  • цветные карандаши;
  • игра «Собери флаг»;
  • игра «Раскрась герб»;

Аудиозаписи:

  • гимн Тамбовской области.

Добрый день, дорогие друзья! (слайд 1)

У каждого человека есть своя Родина, для нас – это Россия. Но сегодня речь пойдёт не о России в целом, а о нашей маленькой родине – Тамбовской области. (слайд 2)

Тамбовский край - часть русской земли в самом ее центре, неповторимый островок России. Радуют сердце и взгляд тихая, ласковая Цна, верткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой Цнинский лес и полевые просторы с высокими колосьями хлебов.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по родному городу: его достопримечательностям, поговорим о его символике.

А откуда начнется наша экскурсия мы узнаем из путеводителя. Удобно располагайтесь на своих местах, слушайте и смотрите внимательно. Отправляемся в путь.

Первая  наша остановка «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (слайд 3)

Тамбовская область расположена в центральной Европейской части России. Многие столетия эта земля, простиравшаяся к югу от Московского государства, не слышала людских голосов, не знала плуга хлебороба.

В XII-XIII вв. на землях современной Тамбовщины появились русские поселения. Нашему слуху сразу понятно, где поселялись наши предки, что их окружало, когда мы слышим названия: Липовица, Сосновка, Березовка, Селезни, Кулики, Верхоценье.

После основания Козлова и Тамбова в 1635-1636 гг. северная, северо-западная и центральная часть теперешней Тамбовской области составила территорию Тамбовского и Козловского уездов. С той поры пошло бурное освоение и заселение некогда малолюдного края. О занятиях первых тамбовских поселенцев напоминают названия близлежащих к городу сёл: Пушкари, Стрельцы, Полковое, Солдатское, Донское и др. Эти названия говорят о воинской «юности» нашего края.

Потом была образована особая Тамбовская провинция. И только 27 сентября 1937г. родилась самостоятельная Тамбовская область. Население области – 1 млн. 130 тыс. человек.

Садимся поудобнее и отправляемся дальше в путь. Впереди нас ждёт.

Следующая остановка «СИМВОЛИЧЕСКАЯ» (слайд 4)

Символ – это отличительный знак. Каждое государство имеет свои символы - герб и флаг. Давайте рассмотрим герб и флаг нашей Тамбовской области.

(слайд 5) В марте 2003 года Тамбовской областной Думой утверждён герб Тамбовской области, в основу которого положен герб Тамбовской губернии 1878 года: "В лазоревом поле серебряный улей, сопровождаемый во главе щита тремя такими же пчёлами. Щит увенчан традиционной земельной короной и окружён лентой ордена Ленина".

Пчёлы олицетворяют трудолюбие, коллективизм и бережливость; улей - общий дом; лазоревое поле на щите характеризует природную чистоту, честность, верность и безупречность, а серебро - символ благородства, справедливости и великодушия. Традиционная земельная корона указывает на статус Тамбовской области как субъекта Российской Федерации, а лента ордена Ленина указывает на заслуги области (область была награждена орденом в 1967 году за большие заслуги в социально-экономическом развитии).

В лазаревом поле – сине-голубом

Стоит улей золотой – это пчелок дом.

Только солнышко взойдет,

Отправляются в полет

Пчелок дружная семья

На Тамбовские поля.

ИГРА «РАСКРАСЬ ГЕРБ»  (Слайд 6)

- А сейчас я вам предлагаю раскрасить изображение улья и пчел на гербе.

(слайд 7) В феврале 2005 года Тамбовской областной Думой был принят Закон "О флаге Тамбовской области". Флаг Тамбовской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равных вертикальных полос красного и синего цвета, и двусторонним изображением герба Тамбовской области в полной версии с короной и орденской лентой:

красный цвет является символом мужества, стойкости, храбрости жителей области, отражает их великодушие, стремление к единству и солидарности, преемственность поколений, напоминает о цвете исторических знамён Руси, эмблем тамбовских полков и флагов советского периода;

синий цвет полотнища флага означает величие, природную красоту и чистоту тамбовского края, верность его традициям, безупречность и благополучие.

Красная полоска – солнечный рассвет.

Синяя полоска – это неба цвет.

Улей золотистый с пчелами стоит,

Жителям Тамбова дружно жить велит.

ИГРА «СОБЕРИ ФЛАГ» (Слайд 8)

(слайд 9) "Гимн" - слово греческого происхождения, оно означает "торжественную, хвалебную песнь". Под звуки гимна следует вставать, обнажая голову (для военных принять стойку "смирно" и отдать честь). Уважение к гимну - обязанность гражданина. После долгих дискуссий музыкой для гимна Тамбовской области определён марш "Прощание славянки" нашего земляка - Василия Агапкина (1884-1964), а текст гимна написал тамбовский поэт Александр Митрофанов.

Звучит: «Гимн Тамбовской области».

Подведение итога: - Какие символы есть у нашего города? (флаг, герб, гимн)

К ним надо относиться с уважением.

Наша экскурсия продолжается. Давайте обратимся к путеводителю, чтобы узнать куда мы отправимся дальше.

(слайд 10) Самой крупной рекой Тамбова и всего Тамбовского края являлась и является Цна. Цна - левый приток Мокши, притока Оки. Цна - самая длинная река Тамбовщины. В пределах Тамбовской области она имеет длину 291 километр.   Река берёт начало в южной части Тамбовской области, в Сампурском районе. Ее образуют два маленьких ручейка, питающихся родниками.

Следующая наша остановке «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ» (слайд 11)

На территории Тамбовской области встречается немало чудесных уголков природы, которые восхищают и ласкают человеческий взгляд. Их красота своеобразная - не броская, но трепетная и запоминающаяся. Природа нашего края богата и разнообразна.

-Чтобы узнать, какие животные обитают в наших лесах, вы должны отгадать загадки:

1. По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

2. Зубоват, сероват, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк).

3. Ну а этого зверька не видать издалека.

Хвост пушистый, сам он маленький и орешки всё грызёт. (Белка)

4. Этот зверёк может строить плотины. (Бобр)

5. Длинный хвостище, рыжий волосище, сама хитрища. (Лиса)

(Показать картинки с изображением этих животных)

А еще есть Красная книга Тамбовской области, в которую внесены редкие виды животных и растений (некоторые показать) (слайд 12)

 (Слайд 13) Зеленой жемчужиной нашего края является Государственный природный заповедник "Воронинский", созданный 12 августа 1994 г. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области, Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух относительно больших участков и восьми малых, расположенных в долинах реки Ворона и её притоков. Здесь встречаются 25 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих (самые крупные - лось, кабан, косуля, волк). Среди них "краснокнижные" виды - украинская минога, скопа, орлан-белохвост, змееяд, выхухоль.

Остановка «КУЛЬТУРНАЯ» (слайд 14, 15)

Тамбовщина – край, имеющий богатое культурное наследие. С ним связаны имена многих выдающихся деятелей культуры и науки. Под государственной охраной находится много памятников истории и культуры. В области существует 15 музеев, среди которых музей-усадьба С.В. Рахманинова в Ивановке, дом-музей Г.В. Чичерина в Тамбове, дом-музей А.М. Мичурина в Мичуринске.

В Тамбове и Мичуринске действуют драматические театры, после недавней реконструкции возобновил работу кукольный театр в областном центре. Активно работают творческие коллективы тамбовского симфонического оркестра, камерного хора имени С.В. Рахманинова, оркестра народных инструментов «Россияне», государственных ансамблей песни и танца «Ивушка», бального танца «Цвета радуги». В областной картинной галерее с успехом выставляются местные художники; действует областная организация Союза писателей, объединяющая около 40 человек.

А тем временем мы приближается к конечной остановке которая называется  «Остановка конечная» (слайд 16)

Итог занятия:

- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Какие же памятные места города Тамбова мы сегодня с вами посетили?

- Что нового вы узнали?

 В каком году Тамбовская область стала самостоятельной?

Назовите несколько населенных пунктов нашего края.

- Что изображено на гербе города Тамбова?

- Что обозначают цвета флага?

- Каков растительный и животный мир нашего края?

-Вы сегодня были молодцы и все заслуживаете самой высокой оценки. Но никакой оценкой нельзя измерить любовь к своей большой и малой Родине. И пусть эта любовь подвигает вас на честный труд во имя и на благо своего Отечества. (слайд 17)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию кружка «Наш край»

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...