Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию кружка «Наш край»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стрельченко Ирина Викторовна

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Воспитатель Стрельченко Ирина Викторовна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

через организацию кружка «Наш край»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

-создание условий для становления основ патриотического сознания детей;

- создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития;

-развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, поэтому  хочу представить  вам свою педагогическую практику по патриотическому воспитанию, считаю, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и является частью регионального компонента. Эта практика ориентирована на детей старшей и подготовительной групп, реализовалась мною в течении двух лет.

    Начиная  работу по этой теме, я в ходе бесед, наблюдений выявила недостаточный уровень знаний детей о родном крае, селе. Живя в небольшом поселке, дети не знают историю своего села, не имеют представления, что такое сельское хозяйство, животноводство и т.п. В этом я увидела  не только важность патриотического воспитания, но и необходимость практических действий со стороны воспитателя. Данная практика реализуется мною поэтапно.

  1. На первом этапе разработала программу  «Наш край». При  составлении программы познакомилась с опытом работы  Н.Г. Комратовой, Л.В. Грибановой К. Д., В.И. Петровой, Т.Д. Стульник, Т. Н. Абросимова, А.А. Остапец, М.Е. Трубачева и др. В группе создана предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию (создан центр патриотического воспитания, в котором размещены книги, флаг, герб РФ, фотографии), где дети могут рассматривать иллюстрации, размещать коллекции.

Цель программы – формирование патриотических качеств у детей и воспитание интереса к окружающему миру.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

  1. Знакомить детей с особенностями малой  Родины, социальным миром;
  2. Знакомить с природой родного края,  культурным наследием;
  3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний; привлечение семей.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Разработанная мной программа предусматривает в работе с детьми постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста и основано на личностно-ориентированном подходе.

Тематические блоки:

1 блок: «Красноярье – наш край родной»

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с родным краем, который представлен малой родиной, семьей.

2 блок: «Природа, животные и птицы родного края»

Содержание данного блока направлено на формирование знаний у детей об особенностях растительного и животного мира нашего района, края.

3 блок: «Быт и традиции»

Содержание данного блока предусматривает формирование у детей представлений о жизни людей в прошлом и настоящем, о бытовых условиях разных народностей, населяющих наш Красноярский край.

4 блок: «Культура и искусство родного края»

Блок предусматривает работу по ознакомлению детей с биографией и творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, которые прославили наш край.

Программа кружка «Наш край» рассчитана на контингент воспитанников 6-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.

  1. На втором этапе начала реализовывать данную практику через следующие направления:

1.Обогащение представлений, знаний детей о родном крае, селе.

Одним из главных факторов формирования патриотического сознания ребенка является ознакомление его с историей своего края. Ребенок должен знать, что любовь к Родине, Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Формы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, презентации, образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми.

2.Практическая совместная деятельность с детьми.

Большое значение для патриотического воспитания дошкольников имеет разнообразная деятельность, так как ребенок должен быть не только патриотом своей родины, но и активно действовать на её благо.

Формы работы: события: развлечение «С чего начинается Родина»,  викторина «Россия – родина моя»; интеллектуальная игра «Мое село»; конкурс рисунков «Наша Армия», «Салют Победы» и др.; создание альбомов, рукотворных книг, коллекций, выставок; фотовыставок и мини-библиотек, изготовление цветов и возложения к памятнику.

3.Совместная деятельность с семьей.

В процессе взаимодействия с семьёй необходимо повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать   семейные традиции, ценности, созданные предками. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают непонимание.

Формы работы: реализация совместных проектов «Природа Красноярского края. Роев ручей», «Красная книга Красноярского края», «Спасибо деду за Победу!»; создание «Аллеи выпускников»; участие родителей в итоговых событиях, праздниках; создание фотовыставок, альбомов и др.

4.Сетевое взаимодействие.

Социальное партнерство в патриотическом воспитании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений, при этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

РДК (1.дети являются участниками событий. 2.зрители, получающие социальный опыт); библиотека РДК: «Клубный час», «Тематические вечера». Филимоновская СОШ (библиотека, музей, выставочный зал). Школа искусств (посещение концертов, тематических мероприятий). Социальный приют.            

Заключение 

  1. Данная практика становящаяся. С каждым годом формы работы я пересматриваю, т.к. считаю, что они зависят от интересов детей и их возрастных особенностей.
  2.  Результат реализации программы наблюдаю через интерес детский и взрослый к данной тематике, через активное включение в деятельность не только воспитанников группы, но и их семей, отмечаю проигрывание прожитых событий и социального опыта в свободной игровой деятельности, в видах продуктивной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»

программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России....

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со стр...

ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...