"Музыка-речь-движение"
статья по развитию речи (старшая группа)

Елена Викторовна Лобанова

Речевое музицирование ориентировано на развитие ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_25.06.2024.docx78.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка-речь-движение»

Лобанова Елена Викторовна, музыкальный руководитель

МДОАУ № 102 г. Оренбург

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Самое главное, это начать как можно раньше. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов.                                                                                                                                       Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом. Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. 

Речевое музицирование (ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями) представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.  Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.

Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор считается новаторской.

Идеи Орф-педагогики свое современное продолжение получили в программе Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»

Взяв за основу речевые игры из программы Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», мы разработали систему игр для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В речевом музицировании активно применяем «звучащие жесты» и игру на музыкальных инструментах. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала, так как «звучащие жесты» являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства у детей, которое развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Уже в младшем дошкольном возрасте используем речевые игры, текст которых, как правило, декламирует взрослый, а дети сопровождают речь «звучащими жестами», движениями («Зайчик», «Тра-та-та», «Разговоры», «Рева», «Тюшки – тютюшки» и др.). В средней группе речевые игры декламируем не только со «звучащими жестами», но и используем для аккомпанемента шумовые музыкальные инструменты («Зайчик», «Фокус-покус», «Колокольцы», «Комары и мошки», «Вышли мышки» и др.)

В старшем дошкольном возрасте речевые игры усложняются до диалога, театрализованных сценок («Сорок грошей», «Тра-та-та», «Кто взял ключи от буфета?», «Тутти-фрути рондо» и др.)

Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях, способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.

Большую роль в развитии чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации речи с движениями играют пальчиковые игры. Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используем короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Взрослый проговаривает текст выразительно, с несколько утрированной интонацией и жестовым сопровождением. Дети, сопровождая жестами речь взрослого, проговаривают текст по желанию и своим возможностям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняем, жесты при этом становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково - речевой театр. («Четыре таракана», «Улитка», «Маланья», «Мышонок», «Вышли пальцы танцевать», «Пять обезьянок» и др.)

Для развития внимания, быстроты реакции, координации слуха, координации речи и движения широко используем в своей практике ритмодекламацию. Название «ритмодекламация» подчеркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого интонирования.

Почему же ритмодекламация так нравится всем детям, почему даже не поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых — это интересно и необычно. Декламировать можно как яркие самобытные тексты, так и потешки, скороговорки, мировой музыкальный детский фольклор и т.д.

Во-вторых — это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на уровень развития вокально-слуховой координации и певческого диапазона. Даже дети со слабой координацией слуха с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе.

Ритмодекламации представлены множеством форм:

  • унисонных («Все для мамы», «Зонтик», «Фея», «Отчего весна пришла?», «Федорино горе», «Варим борщ»);
  • диалогических («Кто взял печенье?», «Бездомная кошка», «Снеговики»);
  • с куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», «Фамилии»);
  • многоголосных.

Для решения коррекционных задач очень важна и значима взаимосвязь и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения. Хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на музыкальном инструменте, поэтому речевые игры могут быть использованы педагогами ДОУ в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, речевое музицирование ориентировано на развитие ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."...

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

Т.Э.Тютюнникова "Учусь творить.Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение"

Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано — с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов — ксилофонов, металлофонов и разн...

Т.Э.Тютюнникова "Учусь творить.Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение"

Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано — с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов — ксилофонов, металлофонов и разн...