Главные вкладки

    Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
    методическая разработка на тему

    Денисова Юлия Георгиевна

    Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитателями и музыкальными руководителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

    Цель: Овладение эффективными методами и приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитателями и музыкальными руководителями

    Задачи:


    1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».


    2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.


    Образовательные области: «Познавательная», «Коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Физическая»

    Слайд 1.

    Добрый день,  уважаемые коллеги! Меня  зовут  Денисова Юлия Георгиевна, я музыкальный руководитель детского сада «Ладушки»

    Благодаря авторским программам по музыкальному воспитанию -  появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя).

    В работе может быть использован  метод вариативности сочетания элементов программ и технологий с основной рабочей программой дошкольной образовательной организации.

    Сегодня я познакомлю вас с элементами авторской программы Т.Э Тютюнниковой «Элементарное музицирование с  дошкольниками».

    Слайд 2.

    Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Поэтому дошкольное музыкальное обучение необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.        

    Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

    Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:

    Слайд 3.

    1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Озвучивание стихотворений.

    2. Игры со звуками (деревянными, металлическими, стеклянными и др.)

    3. Речевое музицирование. Игры с инструментами (озвучивание сказок).

    4. Импровизированное движение. (Музыкально-ритмические игры, танцы).

    Слайд 4.

    Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

    •         хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

    •        шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

    •        притопы (всей стопой, пяткой, носком);

    •        щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

    Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

    Прошу желающих  принять участие в мастер-классе.

    Давайте познакомимся и поздороваемся.

    «Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

    Один.  «Ка-тя» – (хлопки)

    Все. «Ка-тень-ка  (шлепки по коленям), и.т.д.

    Игры со звучащими жестами: Музыкальная зарядка.

    Сейчас я прочитаю такое стихотворение:

    Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают сначала по показу, потом повторяем вместе.

    А теперь без слов – хлопают.

    Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам.

    Топаем ногами (проговорить со словами –«хорошо живет на свете Вини-пух»)

    Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!

    Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

    Молодцы, мы с вами сделали зарядку, а теперь повторим  под музыку,  кто как хочет.

    «Детская полька» А. Жилинский

    (импровизация  под музыку)

    А теперь  с названием фруктов

    На 1 часть:

     лимон – 2 хлопка,

    апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

    банан – 2 хлопка,

    мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза,

    На 2 часть – кто как хочет

    Повторить под музыку

    Повторить 1 часть без слов, 2 часть также импровизация хлопки, щелчки, шлепки, топать ногами.

    Слайд 5.

    Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.

    Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

    Слайд 6.

    Игра «Сороконожка»

    Идут друг за другом змейкой.

    Топают все ножки

    У сороконожки

    Ножка, ножка, попляши

    Своё имя расскажи останавливаются  и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.

    Слайд 7.

    Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

    Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

    Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

    Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

    В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному инструментов.

            И сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам озвучить  стихотворение  «Осенняя сказка».

    Слайд 8.

    Озвучивание стихотворения « Осенняя сказка» 

    Тихо бродит по дорожке
    Осень в золотой одежке
    /тихо бьют ладошками по барабану 

    Где листочком зашуршит /маракасы 
    Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

    Раздается громкий стук /деревянные ложки, кубики
    Это дятел - тук да тук!
     /деревянные ложки, кубики 

    Дятел делает дупло   /деревянные ложки, кубики 
    Белке будет там тепло /деревянные ложки, кубики 

    Ветерок вдруг налетел
    По деревьям пошумел
     /`шуршалки` 

    Громче завывает
    Тучки собирает
     /тремоло бубнов 

    Дождик - динь, дождик - дон!
    Капель бойкий перезвон
     /треугольники, металлофон 

    Все звенит, стучит, поет
    Осень яркая идет!
     /все инструменты.

    А теперь предлагаю всё повторить под музыку.

    Исполнение   «Осенняя сказка»

    Когда дети освоили простейшие схемы и поняли взаимосвязь звука и изображения, можно перейти к элементарному  музицированию. 

    Прослушать произведение «Вальс-шутка» Д. Шостакович.

    Слайд 9.

    Я предлагаю вам превратиться в настоящий оркестр и исполнить «Вальс – шутку» на музыкальных инструментах.  Но сначала, мы выучим партию каждого инструмента.

    1. Показ схем партитуры каждого инструмента.
    2. А настоящему оркестру требуется репетиция.
    3.  Репетируют Бубенцы….Треугольник…Ксилофоны.

    Оркестр «Вальс-шутка» Шостаковича

    Слайд 10.

    Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.

    Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать…), становится их словарём для двигательного переживания музыки.

    Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки.

    Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески.

    Показ приёмов игры на барабане

    Шаги; Поскоки; Бег; Остановка.

                                    Танцевальная фантазия « Пигмалион»

    Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.

    Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.

    …Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих

    позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.

    Подвижная игра с султанчиками и погремушками (фонограмма)

    Играющие стоят по кругу. У одних - бубенчики, у других  – маракасы.

    Играющие с бубенчиками, чуть наклонившись вперёд, звенят. На ответную фразу с маракасами звенят (по 2 раза).

    На повторение музыки все играющие постукивают по чуть согнутой в колене правой ноге рукой. На ответную фразу «бубенчики» перебегают по кругу через одного по ходу танца.

    Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

    Методики и практический материал, наработанные Т. Э. Тютюнниковой, будут полезны и воспитателям и музыкальным руководителям.

    Используемая литература:

    1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
    2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
    3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
    4.    Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое    музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для родителей по правилам дорожного движения «Изучаем правила дорожного движения. Из опыта семейного воспитания»

    цель данного мастер-класса направленна на  -систематизирование знаний детей и взрослых о правилах дорожного движения- активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам...

    мастер-класс по элементарному музицированию в старшей группе "Загадки волшебных звуков"

    Цель: ознакомление  с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку...

    МАСТЕР - КЛАСС «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

    «Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.      Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, ...

    Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

    Т.Э.Тютюнникова "Учусь творить.Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение"

    Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано — с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов — ксилофонов, металлофонов и разн...

    Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

    Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...