консультация для родителей "Речевое развитие детей"
консультация по развитию речи

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_konsultatsiya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: « Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: « Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

 Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки « Курочка Ряба», « Репка», в которых многократное повторение фраз « бил-бил не разбил», « тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

 В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы ( в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: « Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать ( сначала у куклы, потом у себя): « Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»

Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: « Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет ( не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: « Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог « дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: « Куда Андрюша пойдет? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.

Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.

К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов:  круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: « У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: « Какое красивое платье у Светы! Красное!».

Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков ( говорить « дай», а не « дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: « Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как  кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко ( « гя-гя-гя»), надо поправлять его.

Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.

Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи!

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

 

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

Формирование правильного произношения звуков в словах и фразах зависит от уточнения и закрепления их произношения в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях.

Начинать работу следует с освоения простых звуков, которые дети уже умеют произносить чисто, так как наряду с развитием артикуляции будет происходить подготовка к усвоению более сложных звуков. Далее идет закрепление произношения звуков в словах – при этом надо обращать внимание на то, чтобы ребенок приучался говорить их четко и внятно.

Звук«А»
Вспомните с ребенком сказку «Курочка Ряба» и предложите ребенку показать, как плакали дедка и бабка ("А-а-а").
 Покажите малышу картинку с изображением гуся, и попросите его изобразить, как «говорит» гусь («Га-га»), потом покажите  изображение лягушки, пусть малыш покажет вам, как она квакает («Ква-ква»). Чередуйте показываемые картинки.

Звук«У»
Расставьте с ребенком руки в стороны, изображая самолеты. Покачайте «крыльями», издавая гудящий звук самолета: «У-у-у-у-у».
- Покажите ребенку три игрушки (или картинки): корову, сову и кукушку. Попросите озвучить этих животных.

Звук«И»
Вы с ребенком лошадки. «Поскачите» по комнате, издавая звук «И-и-и, И-и-и, И-и-и».
Теперь поиграйте в осликов. Пусть малыш изобразит, как «говорит» ослик («Иа-иа»).
Покажите ребенку изображения цыпленка и мышонка и предложите изобразить их голоса («Пи-пи-пи»).

Звук«О»
Покажите ребенку куклу с перевязанной щекой и скажите, что у неё болят зубки: «О-О-О». Попросите малыша повторить звук.
- Спросите ребенка, как «говорит» курочка. Изобразите с ребенком курочек (хлопайте «крыльями», ходите по комнате), произнося: «Ко-ко-ко».

Звук«Ы»
- Изображаем рассерженных львов: «Ы-ы-ы».
Изображаем ладонью с оттопыренным вверх большим пальцем – пароход. Пароход плывет по реке: «Ы-ы-ы» (двигаем рукой оп столу).

Звук«Э»
- Предложите малышу беззвучно посмеяться: «Э-Э-Э».
Вместе с малышом спойте песенку эха: «Э-э-э, э-э-э, э-э-э, э-э-э».
Вы показываете ребенку то изображение козочки, то овечки, а ребенок озвучивает: «Мэ-э-э» или «Бэ-э-э».

Звуки «М» и «М’».

Вы будете коровой, а ребенок – котенком. Вы должны поговорить друг с другом на языке ваших животных. Вы говорите: «Му», - ребенок вам отвечает: «Мяу», - и т.д. Потом поменяйтесь ролями и возобновите «диалог».

Звуки«Н»и«Н’»
Вы с ребенком делаете вид, что скачете на лошадке и покрикиваете: «Но, но».

Звуки «П» и «П’»
Расскажите ребенку сказку, и пусть он повторяет за вами выделенные слова. «Курочка решила испечь пирожки. Она замесила тесто и поставила его подниматься. Как пыхтит тесто? «Пых – пых». Тут прибежали цыплята и стали просить пить. Как цыплята просят пить? «Пи-пи». А пока курочка наливала цыплятам воды – тесто и убежало.
- Предложите ребенку спеть песенку цыплят: «Пи-пи-пи».

Звуки «Б» и «Б’»
- Хлопаем губами и поём: «Ба-ба-ба, бо-бо-бо».
- Делайте с малышом вид, будто вы ездите на машинах. И когда вам будет грозить опасность врезаться, бибикайте друг другу: «Би-би».

Звуки «Т» и «Т’»
Скажите: «Тук-тук-тук», - и спросите малыша, кто так стучит. Если ребенок скажет, что молоток, покажите ему заранее приготовленную игрушку молотка. Если скажет, что дятел – покажите игрушку или изображение дятла.

Звуки «Д» и « Д’»
Положите перед малышом на столе колокольчик и дудочку. Позвените в колокольчики и скажите, что колокольчик звенит: «Динь–динь». Затем подудите в дудочку и скажите, что дудочка дудит: «Ду-ду». Вы будете говорить: «Динь–динь», - или: «Ду-ду», - а ребенок будет играть на соответствующем музыкальном инструменте. Затем поменяйтесь ролями.

Звуки «К» и «К’»
- Положите перед ребенком две картинки с изображением курицы, петуха и кукушки. Спросите, кто говорит: «Ко-ко»? А кто говорит: «Ку-ка-ре-ку»? А кто: «Ку-ку»? Посоревнуйтесь, кто громче споет песенку петуха или кто кого «перекукует». 

Звуки «Г» и «Г’»
 - Спросите ребенка: "Как говорят гуси?" («га-га-га»), "А как говорят голуби?" («Гуу-гуу-гуу»). Предложите ребенку стать гусенком, а вы будете голубем. Если вы показываете изображение гуся, то ребенок говорит: «Га-га-га», - если изображение голубя, то вы говорите: «Гуу--гуу-гуу»,  - или: «Гру-гру-гру» . (У ребенка, конечно, получится только первый вариант – «гуу-гуу-гуу».) Потом можно поменяться ролями.

Звуки  «Х» и «Х’»
Спросите ребенка, как смеется мышка («хи-хи-хи»). А как клоун смеется? («хо-хо-хо»). А как мишка смеется? («ха-ха-ха»).

Звуки «Ф» и «Ф’»
Покажите ребенку игрушечного ёжика и спросите: «Как ёжик фыркает?" («Ф-ф-ф»). Пусть малыш несколько раз озвучит ёжика.

Звуки «В» и «В’»
Спросите ребенка, как воет ветер? Изобразите его звучание ("В-в-в").

 

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Игры и упражнения для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....

статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...