Конспект: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гащук Татьяна Ивановна

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.

                                                               Ход НОД 

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО!!! 

Мы с Вами отправимся на лесную зимнюю опушку. На чем, как вы думаете, мы полетим?

Дети: - На самолете, вертолете, дельтаплане…

Воспитатель: - Верно, дети. На самолете. Откуда мы с вами отправимся, как вы думаете?      Дети: - Из детского сада, нашей группы!

Воспитатель: - Правильно, ребята: из старшей группы »А», детского сада № 1, который находится на улице Орская, нашего красивого села Курманаевка! Итак, всем пристегнуться!

Воспитатель: - Молодцы, дети! Итак, мы летим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук «у». Громче, тише. (Упражнение на развитие плавного речевого выдоха).  Прилетаем на опушку, а здесь нас уже встречают.

 2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Зверь ушастый, летом серый,   А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,  Целый час за ним гонялся…(Заяц )

Воспитатель: Молодцы, это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.

Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?

(Зайчик, зайчонок, зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?

Дети: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.  

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. 

Пальчиковая гимнастика «Полянка» 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве,

От хвоста и к голове.(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгавшись, устали.(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать   (Ладони поочередно гладят коврик).

1.Рассматривание картины. 

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: Зайцы.

Воспитатель: Какое время года изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?

- Выпал снег, его много, снег глубокий.

- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?

Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.

Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут… 

- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

- Обрадовался ли?

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).

Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.

2.  Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

     Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

3. Составление рассказа по картине:

Воспитатель дает образец рассказа.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Рассказ детей:      рассказ по частям:

- Лесная поляна зимой.

- Заяц-беляк.

- Встреча зайцев.

- Чем закончится встреча.

- рассказ целиком.

-Девочки и мальчики соревнуются.

Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».

Игра: «Волк и зайцы»

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

3. Рефлексия   Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?

Зайцы вам оставили гостинчик: раскраска

Самоанализ Для успешного проведения НОД весь демонстрационный материал был подготовлен заранее. Цель: Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. Оборудование: картины картина «Зайцы.  В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом-

На протяжении ОД в старшей группе решались задачи образовательной области «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Во вводной части мною был проведен психологический настрой, с целью сплочения детского коллектива минутка вхождения в день «Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
. Для активизации мышления детей, мною был использован элемент народного фольклора – загадка про зайца

Далее я предложила детям рассмотреть картину Зайцы, для того, чтобы найти у детей эмоциональный отклик и позитивно настроить их на дальнейшую деятельность.  

Считаю, что занятие построено логически верно, структура выдержанна правильно, а этапы занятия взаимосвязаны. Поэтапное построение занятия позволили мне провести его, не выходя за рамки времени отведенного на это. Своевременно была проведена физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Для закрепления однокоренных слов провели игру «Волк и зайцы»

Одна из задач – совершенствовать монологическую речь.

Этой задачи соответствовали методы и приемы, примененные мною: наглядный, словесный, игровой, практический. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность, заинтересованность детей и эмоциональная отзывчивость.

Старалась выслушивать детей, давала возможность самим составлять предложения, а затем и последовательные связные рассказы.

Считаю, что главная цель занятия - Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. достигнута.

В дальнейших целях продолжать развивать у детей диалоговую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" в старшей группе"

Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана....

Конспект ООД Тема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»

Дата: 21.02.2018гТема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»Цель: продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные&qu...

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая.Образовательные области: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, п...

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу».

Цель образовательной деятельности: продолжать учить детей рассказывать по картине, придерживаясь плана....

ООД по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

Конспект по развитию речи на тему "Рассказывание по картине "Зайцы"...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»"

Задачи:Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активиз...