Конспект: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.
Задачи:
Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.
Ход НОД
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО!!!
Мы с Вами отправимся на лесную зимнюю опушку. На чем, как вы думаете, мы полетим?
Дети: - На самолете, вертолете, дельтаплане…
Воспитатель: - Верно, дети. На самолете. Откуда мы с вами отправимся, как вы думаете? Дети: - Из детского сада, нашей группы!
Воспитатель: - Правильно, ребята: из старшей группы »А», детского сада № 1, который находится на улице Орская, нашего красивого села Курманаевка! Итак, всем пристегнуться!
Воспитатель: - Молодцы, дети! Итак, мы летим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук «у». Громче, тише. (Упражнение на развитие плавного речевого выдоха). Прилетаем на опушку, а здесь нас уже встречают.
2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый.
Я его не испугался, Целый час за ним гонялся…(Заяц )
Воспитатель: Молодцы, это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.
Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?
(Зайчик, зайчонок, зайчишка)
Основная часть:
Воспитатель: Скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?
Дети: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.
Пальчиковая гимнастика «Полянка»
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.(Прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве,
От хвоста и к голове.(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгавшись, устали.(Положить ладони на коврик)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди волнами ползут по коврику)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать (Ладони поочередно гладят коврик).
1.Рассматривание картины.
Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайцы.
Воспитатель: Какое время года изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?
- Выпал снег, его много, снег глубокий.
- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут…
- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
- Обрадовался ли?
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).
Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.
2. Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)
3. Составление рассказа по картине:
Воспитатель дает образец рассказа.
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Рассказ детей: рассказ по частям:
- Лесная поляна зимой.
- Заяц-беляк.
- Встреча зайцев.
- Чем закончится встреча.
- рассказ целиком.
-Девочки и мальчики соревнуются.
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».
Игра: «Волк и зайцы»
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
3. Рефлексия Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?
Зайцы вам оставили гостинчик: раскраска
Самоанализ Для успешного проведения НОД весь демонстрационный материал был подготовлен заранее. Цель: Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. Оборудование: картины картина «Зайцы. В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом-
На протяжении ОД в старшей группе решались задачи образовательной области «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Во вводной части мною был проведен психологический настрой, с целью сплочения детского коллектива минутка вхождения в день «Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
. Для активизации мышления детей, мною был использован элемент народного фольклора – загадка про зайца
Далее я предложила детям рассмотреть картину Зайцы, для того, чтобы найти у детей эмоциональный отклик и позитивно настроить их на дальнейшую деятельность.
Считаю, что занятие построено логически верно, структура выдержанна правильно, а этапы занятия взаимосвязаны. Поэтапное построение занятия позволили мне провести его, не выходя за рамки времени отведенного на это. Своевременно была проведена физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»
Для закрепления однокоренных слов провели игру «Волк и зайцы»
Одна из задач – совершенствовать монологическую речь.
Этой задачи соответствовали методы и приемы, примененные мною: наглядный, словесный, игровой, практический. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность, заинтересованность детей и эмоциональная отзывчивость.
Старалась выслушивать детей, давала возможность самим составлять предложения, а затем и последовательные связные рассказы.
Считаю, что главная цель занятия - Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. достигнута.
В дальнейших целях продолжать развивать у детей диалоговую речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" в старшей группе"
Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана....
Конспект ООД Тема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»
Дата: 21.02.2018гТема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»Цель: продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные&qu...
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая.Образовательные области: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, п...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»"
Задачи:Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активиз...
Конспект НОД по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу»
Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине, придерживаясь плана. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу»
Формирование умений составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь....