ПРОЕКТ во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК».
проект по развитию речи (младшая группа)

Лежачева Марина Александровна

ПРОЕКТ

во второй младшей группе

по мотивам русской народной сказки

«КОЛОБОК».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolobok_2_mladshaia.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Полянка».

ПРОЕКТ

во второй младшей группе

по мотивам русской народной сказки

«КОЛОБОК».

                                                                              Подготовили:  воспитатель:

Лежачева Марина Александровна.

г. Кстово

2024г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

Информационно - творческий.

Вид проекта:

творческий, групповой, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность реализации проекта:

Роль развития речи ребенка в раннем возрасте трудно переоценить. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Одной из современных технологий, направленных на развитие связанной речи, является сказка.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать, надеяться, одним словом - чувствовать. Сказки - самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются представления о добре, правде, социальной справедливости.

С раннего возраста ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказки для детей младшего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому мы активно используем её в своей работе.


Цель: развитие связанной речи детей путём использования русской народной  сказки «Колобок».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с фольклорным произведением о колобке, продолжать учить детей слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки, способствовать развитию речи ребёнка.
  • расширять представления о диких животных.
  • побуждать выполнять движения под музыку.
  • формировать предпосылки для последующей самостоятельной театрализованной деятельности.
  • формировать у детей интерес к художественному творчеству.

Развивающие:

  • развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  • развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.
  • формировать умение взаимодействовать со сверстниками.

Задачи для педагога:

  • составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности.
  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
  • дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка, поместив  соответствующую информацию в родительский уголок.
  • заинтересовать родителей в создании благоприятных условий для реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.

Задачи для родителей:

  • пополнить развивающую предметно - пространственную среду для реализации  проекта.
  • развитие совместного творчества родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей.
  • пополнение развивающей предметно - пространственной среды.
  • вовлечение родителей в реализацию проекта.
  • выставка творческих работ родителей и детей.

Реализация проекта будет способствовать:

  • расширению словарного запаса и формированию связного высказывания.
  • социально - эмоциональному развитию детей.
  • включению родителей в педагогический процесс.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы:

1 этап - подготовительный.

2 этап - основной.

3 этап – заключительный.

1-й этап
Подготовительный.

  • Обоснование выбора темы проекта.
  • Постановка целей, задач проекта.
  • Поиск информации:
  • подбор методической литературы
  • подбор наглядно - дидактического материала
  • Разработка конспектов НОД.
  • Оформление книжного уголка по теме.
  • Размещение информации для родителей на тему:
  • «Значение сказок в жизни ребенка»
  • «Роль сказки в речевом развитии ребёнка»
  • Подбор различных видов театра по сказке«Колобок».
  • Подготовка атрибутов для игровых занятий.

Взаимодействие с родителями

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом», обсуждение и уточнение предложений от родителей.
  • Акция «Мама почитай мне сказку» .
  • Творческий конкурс вместе с детьми по теме «Я весёлый Колобок»

2-й этап
Основной.

Познавательное развитие

  • Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением диких животных.
  • Беседа «Дикие животные и их детеныши».
  • Дидактические игры:
  • Найди предмет круглой формы.
  • «Животные леса» (разрезные картинки)
  • Конструирование дорожки для Колобка из строительного материала
  • «Что бывает круглым» (геометрическое лото)
  • Экспериментальная деятельность:
  • «Катится Колобок или нет?»

(сравнение куба и шара, что покатится, а что нет)

Речевое развитие

  • Чтение русской народной сказки «Колобок».
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Отгадывание загадок по сказке «Колобок».
  • Разучивание песенки Колобка.
  • Игра «Я начну, а ты продолжи»
  • Пальчиковая гимнастика:
  • «Колобок», «Зайка».

Социально - коммуникативное развитие

Игровая деятельность

  • Развивающие игры:  
  • «Из какой я сказки?»
  • «Матрешка - сказка «Колобок»
  • «Собери из кубиков героев сказки»
  • «Найди друзей Колобка»
  • Дидактические игры:
  • «Волшебный мешочек»
  • «Кто ушёл?» (герои из сказки)
  • Театрализованные игры:
  • Игра-имитация движений сказочных героев (зайка - прыжки, лиса - ходьба на носочках, медведь - ходьба "косолапой" походкой, волк- бег).
  • Играем в сказку «Колобок» (настольный театр).
  • Драматизация по сказке «Колобок» с использованием кукол би-ба-бо.
  • Сюжетно - ролевые игры:
  • «Пирожки для зверят»
  • «День рождение у медвежонка».

Безопасность

  • Беседа-игра «Зайка один дома».

Труд Подмести тропинку от листьев для Колобка.

Художественно - эстетическое развитие

Художественное творчество

  • Лепка «Веселые Колобки».
  • Изо «Колобок катится по дорожке».

Музыка

  • Слушание (аудиозапись) и разучивание песенки Колобка.
  • Музыкальная игра «Покажи героя»

Физическое развитие

  • Утренняя гимнастика «Веселые Колобки».
  • Игровые упражнения:
  • «Колобок» - закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
  • «Догони колобка» - приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, развивать внимание и выдержку.
  • Подвижные игры:
  • «Зайка серенький сидит»
  • «У медведя во бору»
  • Физкультурные минутки :
  • «Колобок»
  • «Пузырь»
  • Беседа – здоровье Расскажем колобку «Для чего надо мыть руки».

Взаимодействие с родителями

  • Привлечь родителей к участию в акции «Мама почитай мне сказку»
  • Привлечь родителей к участию в творческом конкурсе «Я весёлый колобок».
  • Консультации «Роль сказки в речевом развитие ребёнка».
  • Подбор литературы для детского чтения.  

3-й этап
Заключительный.

Подведение итогов:

  • Выставка работ (совместная работа детей и родителей) «Я весёлый Колобок».
  • Фотоотчёт акции «Мама почитай мне сказку»
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.        
  • Презентация по итогам проекта.

Продукты проекта:

  • Выставка работ  «Я веселый Колобок».        
  • Консультации «Роль сказки в речевом развитии ребёнка», «Значение сказки в жизни ребёнка».
  • Фотоотчёт акции «Мама почитай мне сказку»
  • Презентация по итогам проекта «Колобок».

Результаты проекта:

для детей

  • повысилась речевая активность детей.
  • дети знают произведение, говорят фразы из сказки, перевоплощаются в героев, согласовывают свои действия со сверстниками.

для родителей

  • активное участие родителей в реализации проекта.
  • изготовление совместно с детьми персонажей сказки.
  • пополнение развивающей предметно - пространственной среды по теме.

для педагога

  • вовлечение детей и взрослых в реализацию проекта.
  • приобщение родителей к чтению сказок детям.
  • пополнение развивающей  предметно - пространственной среды для

самостоятельной деятельности детей.

Работа над проектом способствовала  развитию связанной речи, творческих способностей, фантазий  детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность и желание участвовать в играх - инсценировках.

Реализация проекта прошла успешно и плодотворно.

Перспективы развития:

Продолжать работать по теме «Развитие связанной речи детей через сказку».

Используемая литература:

  • Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 3-4 лет Мозаика - синтез, 2016г.
  • «Рассказы по картинкам. Колобок» Мозаика - Синтез, 2015г.
  • Ушакова «развитие речи детей 3-4 лет Сфера 2023г.
  • Жукова О.С. «Игры со сказкой. Колобок. Для детей 2-3 лет»
  • А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
  • Голицына Н.С. «Конспекты комплексно - тематических занятий»,

2 младшая группа, Москва, 2017г.



IMG-20240219-WA0017.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Утренняя гимнастика «Веселые Колобки»

Ходьба и бег за воспитателем. Построение в шеренгу.

Игровая ситуация: к детям пришел Колобок, привел своих друзей и хочет выполнять упражнения (раздать мячи).

  • «Колобок на окошке»

И.п: о.с., мяч внизу,1 - поднять вытянутые руки вперед, 2 - И.п. (4р)

  • «Колобку нравится солнышко»

И.п: о.с., мяч внизу, 1- руки вверх, 2 - И.п. (4р)

  • «Покатился Колобок»

И.п: о.с., мяч внизу, 1- присели, 2 - оттолкнули мяч вперед, 3 - догнали,

4-И.п.(3р)

П/и «Лиса и Колобок»

Дети бегают произвольно, по команде«Лиса!» убегают в «домик» (обруч), лиса старается догнать детей (2-3р).

Ходьба по кругу, на носочках (чтобы не разбудить Лису).

Дыхательное упражнение «Большой – маленький»

Дети стоят по кругу, близко друг к другу.

В: Круг похож на колобок, который испекла бабушка.

Чтобы его не смогла съесть Лиса, круг должен быть большим.

Дети набирают воздух в грудь и медленно дуют перед собой, при этом отходят назад. Получается большой «Колобок».

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

По амбару помели

дети имитируют пальчиками "подметание"

По сусекам поскребли

дети сделали пальцы "грабельками" и "поскребли"

Тесто замесили

дети поочерёдно сжимают и разжимают пальцы

Колобок слепили

дети "лепят" из воображаемого теста колобок

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Песенка - потешка «Заинька походи, серенький походи»

1.  Заинька походи, серенький походи

Вот так, походи, вот сяк, походи.

2. Заинька повернись, серенький повернись,

Вот так, повернись, вот сяк повернись.

3. Заинька попляши, серенький попляши

Вот так, попляши, вот сяк попляши.

4. Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой

Вот так, топни ножкой, вот сяк, топни ножкой.

5. Заинька поклонись, серенький поклонись,

Вот так, поклонись, вот сяк, поклонись.

Дети повторяют за воспитателем под музыку танцевальные движения и проговаривают слова.

Загадки:

Отгадайте, кто сейчас

Здесь появится у нас?

Формой он похож на мяч,

Был когда-то он горяч.

У него румяный бок…

Кто же это?

Колобок

Любит он морковку кушать,

Оттопырив кверху уши.

Наш пугливый «попрыгайка»,

Детки, кто же это?...

зайка

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?

заяц

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?...

волк

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый серый …          

волк

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его…

медведь

Он зимой в берлоге спит,

Летом пчёлок сторожит,

Мёд найдёт и ну реветь!

Как зовут его?...

медведь

Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла – чудеса!

Где ты, рыжая? …

лиса

Рыжая сестричка, хитрая….

лисичка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Слова

Действия

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

сидя на корточках, поднять ладони над головой и махать, изображая ушки

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

потереть себя за предплечья

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

прыжки на месте

Зайку кто - то  испугал,

Зайка прыг и ускакал.

(воспитатель показывает игрушку, кто испугал зайку)

дети убегают, садятся на стульчики

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

На лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот такие зайки,

Зайки - побегайки.

Вдруг бежит лисица,

Рыжая сестрица.

Ищет где же зайки,

Зайки - побегайки.

Конструирование из бумаги колобка

Воспитатель и дети проговаривают стихотворение и ритмично сжимают жёлтую салфетку в ком.

Мы лепили Колобка.

Тесто мяли мы слегка.

А потом его катали

И друг другу показали.

Физкультурная минутка «Пузырь»

Цель: соблюдение режима двигательной активности.

Воспитатель читает текст, дети выполняют движения.

Слова

Движения

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

медленно поднимать руки

И не лопайся...

округлить локти

Лопнул пузырь!

руки резко опустить вниз

Физкультурная минутка «Колобок»

Дети становятся в круг и передают колобок из рук в руки.

Ты катись наш колобочек

Быстро - быстро по рукам.

У кого наш колобочек,

Тот сейчас станцует нам.

У кого колобок - тот танцует (под муз.сопровождение), остальные хлопают в ладоши.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект образовательно деятельности «Колобок»

«Лепка» для детей 2  младшей группы

  Программное содержание:

-Познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями;

-Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым, воспитывать культуру поведения;

-Упражнять детей  в лепке предметов круглой формы.

-Уточнение знаний детей о форме предметов.

-Развивать восприятие цвета.

 Организационный момент.

По полу катится Колобок (игрушка). Воспитатель обращает на него внимание детей (далее в роли Колобка выступает воспитатель).

Колобок поёт

Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

- Куда я прикатился? (Дети отвечают, что он попал в детский сад)

Воспитатель: Здравствуй Колобок, меня зовут (имя воспитателя, очень рада с тобой познакомиться. Далее Колобок знакомится с детьми; Воспитатель подсказывает ребёнку (если необходимо, что надо сказать в том или ином случае.

“Здравствуй, Колобок, меня зовут Настя”,

“Очень приятно, Колобок, меня зовут Валя”,

“Здравствуй, Колобок, я - Миша”.

Физкультминутка 

Дети, объясните, что такое детский сад? (Дети с помощью воспитателя рассказывают).

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Потому что дружно в нем

Мы одной семьёй растём!

Оттого и говорят.

В этом доме детский сад!

Чем мы с вами занимаемся в детском саду (лепим, рисуем, поём, танцуем, учим стишки, выразительно читаем стишки, дружно играем)

Колобок:  Я тоже люблю петь и выразительно читать стихи, вот послушайте песенку, которую я часто пою.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,

В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,

Я качусь и кувыркаюсь, кувыркаюсь и качусь.

(Танцы с детьми,  физкультмиутка)

- Как здорово и весело у вас в детском саду! И всё это благодаря вашим воспитателям. Они проводят игры, учат вас рисовать, лепить, читать стихи, я расскажу бабушке и дедушке, что у вас в группе добрые, весёлые, заботливые воспитатели.

Воспитатель:  А теперь колобок, немножко посиди, отдохни, наши ребята тебе  слепят друзей колобков.

- Мы с ребятами вспомним, какие предметы круглой формы, уже  лепили.

Спросить: что еще бывает круглым.

Показать игрушки круглой формы или состоящие из частей круглой формы (большие и маленькие мячи, воздушные шары)

- А сейчас мы с вами  слепим колобочков, друзей нашему колобку. (Берём пластилин  жёлтого цвета)  вспоминаем прием скатывания шарика между ладошками .  

Рассмотреть  с детьми готовых колобков

Показать колобку, что теперь он не один, у него много друзей колобков.

Понравились ли колобку его новые друзья?

- Ребята, пора прощаться с Колобком, Ему пора катиться дальше. Что надо сказать колобку на прощанье?

-До свиданья!

Спросить, кто приходил в гости? Что рисовали? Какой формы? Какого цвета?

Отметить детей активных, похвалить.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе

«Дорожка для колобка»

Цель. Развитие умения воспроизводить в рисунке содержание знакомой сказки

Задачи:

- учить детей проводить ровные горизонтальные линии, учить следить за движением кисточки по бумаге слева направо;

- прививать интерес к рисованию;

- воспитывать интерес к народным сказкам.

Словарь: покатился, круглый.

Материал (оборудование)иллюстрации к сказке  «Колобок»; гуашь, листы бумаги А5 с нарисованным колобком.

 

Ход занятия:

Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Колобок».

Напоминает содержание сказки:  Бабушка замесила тесто, испекла из него круглый колобок; надоело ему лежать, он и покатился по дорожке.

 - Давайте вспомним, кто встретился колобку на дорожке?

Дети рассматривают иллюстрации и слушают сказку, вспоминают её персонажей, называют героев сказки.

- Бабушка с дедушкой очень расстроились, когда от них укатился колобок. Давайте мы с вами порадуем бабушку и дедушку - нарисуем для колобка дорожку, чтобы он смог вернуться к ним.

Дети  соглашаются рисовать.

Воспитатель напоминает детям правила рисования красками. Затем предлагает поиграть – размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Жили-были дед и баба - на поляне у реки.

И любили очень-очень на сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.

Ну а маленькая внучка - колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,

Очень круглый, очень вкусный.

Даже есть его нам грустно!

Дети выполняют движения: хлопают в ладоши; смотрят вдаль; «месят» тесто; «катают» колобок в ладонях; гладят поочерёдно руки; грозят указательными пальцами по очереди; рисуют в воздухе круг; гладят живот.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать дорожку. Помогает при затруднениях.

Дети рисуют.

итог

Воспитатель оценивает работы детей, хвалит их. Говорит, что теперь колобок обязательно вернется к бабушке и дедушке.

Дети любуются своими рисунками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект театрализованного занятия для детей второй младшей группы по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Задачи: побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле; во...

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Теремок".

Цель: развивать творчество, артистические навыки в ходе обыгрывания русской народной сказки "Теремок"....