Тема по самообразованию «Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Мелконян Армине Робертовна

Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ школа 1613 ДО 4 Выполнила воспитатель группы №1 Мелконян А. Р . Тема по самообразованию «Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Слайд 2

Пояснительная записка На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы , шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора , работать с паззлами , счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях . Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам . Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . Актуальность В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека ». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Слайд 4

Проблема Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна . Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Особое развивающее воздействие физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренирование тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором так и тонизирующим для коры головного мозга в целом психических процессов и речи . С целью оценки результативности детей по развитию речи на подготовительном этапе была проведена первичная диагностика. Общие результаты первичной диагностики показали, что у детей младшей группы речь развита слабо. Цели самообразования: - Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений. - Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности . Задачи 1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность. 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3. Улучшить общую двигательную активность. 4. Содействовать нормализации речевой функции. 5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр. 6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие. 7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 8. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Слайд 6

Методы и приемы работы 1. Массаж кистей рук. 2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. 3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками. Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям: 1. Совместная деятельность с детьми. 2. Взаимодействие с родителями. Работа с родителями: 1 . Индивидуальные консультации и беседы с родителями. 2. Оформление уголка для родителей на тему: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». 3 . Участие родителей в развлечениях и утренниках. 4 . Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ. Образовательные области: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Художественно – эстетическое. 4. Физическое развитие. 5. Социально-коммуникативное . Предполагаемый результат: - Сформировать речевые навыки у детей; - улучшить качества речи; - развить игровые, познавательные, сенсорные способности.

Слайд 7

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой ? • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями , то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма . Основные направления работы с детьми на занятиях. • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок). • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). • Работа с бумагой (складывание, сминание , обрывание, вырезание, выкладывание узоров ). • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий ).

Слайд 9

Перспективный план по самообразованию по теме: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Сроки Форма работы Сентябрь Изучение методической литературы Диагностика Работа с родителями: - Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Октябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Настольная игра «Мозаика». 6. Игра «Я катаю мой орех». 7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Работа с родителями: - Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». - Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Ноябрь-Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль» 4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Работа с родителями: - Приготовление материала «Пальчиковые игры для малышей». - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Слайд 10

Январь-Февраль 1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4. Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических фигур. 5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества», «8 Марта». Март 1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2. Игра «Шаловливый котенок», сматывание ниток в клубок . 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками). Работа с родителями: - Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Апрель 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2. Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки для комбинированных работ по ИЗО. 3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. Май Повтор пальчиковых игр и упражнений. Работа с родителями: - Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Слайд 12

Список использованной литературы: Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста . Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей ». Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры » Маханёва М.Д ., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми ». Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». Елена Косинова , пальчиковая гимнастика для детей от 6 месяцев до 6 лет. Юлия Соколова, игры с пальчиками.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

«Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Отчет по самообразованию Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

   Из опыта работы во второй младшей группе, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти отве...