Конспект на занятие: "Дифференциация звуков С - Ш" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:

• учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками;

• совершенствовать речевой слух;

• закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;

• отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме и с разной силой голоса;

• воспитывать внимание, активность.

Материалы и оборудование: картинки с солнышком, шариком, одноэтажным и двухэтажным домиками, мышью, кошкой, шапкой, шубой, лисой, подсолнухом, сливой, лестницей, игрушки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)

Воспитатель: - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Воспитатель: - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)

Работа по теме занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о звуках [с], [ш].

Произношение изолированного звука.

Воспитатель: - Как шипит змея? [ш-ш-ш]

Воспитатель: - Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

Воспитатель: - Как воздух со свистом выходит из шины? [с-с-с]

Воспитатель: - Повторите эти звуки (Групповые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: - Давайте, поиграем. 

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: - Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель: - Я положу на стол картинку с солнышком (Звук [с]) и картинку с шариком (Звук [ш]). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).

Воспитатель: - Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком [с] (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком [ш] (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша). 

Воспитатель: - А теперь, давайте, немного подвигаемся.

Физкультминутка «Как живёшь»

Как живёшь - вот так, (Показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - вот так, (Движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - вот так, (Бег на месте)

Вдаль глядишь – вот так, (Правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – вот так, (Правую руку – под щёку)

Машешь вслед – вот так, (Помахать)

Утром спишь – вот так, (Руки сложить под щёку, наклон головы вправо)

Как шалишь – вот так. (Надуть щёки и кулачками нажать на них)

Игра «Разложи картинки»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуком [с].

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.

Игра «Один - много» (Используются картинки из предыдущей игры).

Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба - шубы.

Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.

Пальчиковая гимнастика «Богат  Ермошка»

Богат Ермошка: (Сжимать-разжимать пальцы)

У него собака да кошка, (Загибать по одному пальцу)

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке (Имитация шитья иглой)

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет. (Сложить ладошки)

Кот в уголочке сухари толчет. (Постукивать кулаком по ладошке)

Курочка в сережках избушку метет. (Имитация подметания полов)

Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (Читаю дважды).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: - Дети, повторяйте за мной чистоговорки:

- Са-са-са…в лесу живет лиса.

- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.

- Ша-ша-ша…любит мама малыша.

- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.

Воспитатель: - Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (Произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).

Итог занятия.

Воспитатель: - Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Воспитатель: - Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)

Воспитатель: - Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)

Воспитатель: - В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на занятие: "Дифференциация звуков С - Ш" подготовительная группа

Цель:

• учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками;

• совершенствовать речевой слух;

• закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;

• отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме и с разной силой голоса;

• воспитывать внимание, активность.

Материалы и оборудование: картинки с солнышком, шариком, одноэтажным и двухэтажным домиками, мышью, кошкой, шапкой, шубой, лисой, подсолнухом, сливой, лестницей, игрушки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)

Воспитатель: - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Воспитатель: - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)

Работа по теме занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о звуках [с], [ш].

Произношение изолированного звука.

Воспитатель: - Как шипит змея? [ш-ш-ш]

Воспитатель: - Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

Воспитатель: - Как воздух со свистом выходит из шины? [с-с-с]

Воспитатель: - Повторите эти звуки (Групповые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: - Давайте, поиграем.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: - Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель: - Я положу на стол картинку с солнышком (Звук [с]) и картинку с шариком (Звук [ш]). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).

Воспитатель: - Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком [с] (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком [ш] (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша).

Воспитатель: - А теперь, давайте, немного подвигаемся.

Физкультминутка «Как живёшь»

Как живёшь - вот так, (Показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - вот так, (Движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - вот так, (Бег на месте)

Вдаль глядишь – вот так, (Правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – вот так, (Правую руку – под щёку)

Машешь вслед – вот так, (Помахать)

Утром спишь – вот так, (Руки сложить под щёку, наклон головы вправо)

Как шалишь – вот так. (Надуть щёки и кулачками нажать на них)

Игра «Разложи картинки»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуком [с].

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.

Игра «Один - много» (Используются картинки из предыдущей игры).

Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба - шубы.

Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.

Пальчиковая гимнастика «Богат Ермошка»

Богат Ермошка: (Сжимать-разжимать пальцы)

У него собака да кошка, (Загибать по одному пальцу)

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке (Имитация шитья иглой)

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет. (Сложить ладошки)

Кот в уголочке сухари толчет. (Постукивать кулаком по ладошке)

Курочка в сережках избушку метет. (Имитация подметания полов)

Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (Читаю дважды).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: - Дети, повторяйте за мной чистоговорки:

- Са-са-са…в лесу живет лиса.

- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.

- Ша-ша-ша…любит мама малыша.

- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.

Воспитатель: - Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (Произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).

Итог занятия.

Воспитатель: - Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Воспитатель: - Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)

Воспитатель: - Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)

Воспитатель: - В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р".

Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р"....

Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков С и Ш.

Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха,мелкой моторики, звукового анализа и синтеза, автоматизацию и дифференциацию звуков.Ход занятия построен с использыванием проектной деятельн...

Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков [с-з].

логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе....

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....