Конспект логоритмического занятия «Дифференциация гласных звуков для детей старшей группы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Филина Людмила Алексеевна

Цель: Развитие у детей слухо-зрительно-двигательной координации и фонематического восприятия средствами музыкально-словесного ритмического воздействия.

Задачи:

  • Развивать общую моторику и координацию движений через выполнение упражнений, согласованных с музыкальным и словесным ритмом и гласными звуками.
  • Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок с помощью хлопков, перетопов, музыкальных инструментов.
  • ·Формировать плавность и переключаемость артикуляционных движений в ходе выполнения серийных упражнений.
  • Развивать слуховое внимание и память через узнавание и воспроизведение цепочек из 3 гласных звуков в различном порядке.

  • Тренировать темпо-ритмическую организацию речи и движений под соответствующее музыкальное сопровождение.

 

  • Учить на слух различать изолированные гласные звуки ([А], [У], [О], [И]).
  • Формировать плавный целенаправленный ротовой выдох.
  • Формировать положительную учебную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям через игровую форму.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_filina_l.a._konspekt.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Химки

Дошкольное отделение «Калинка»

Конспект логоритмического занятия «Дифференциация гласных звуков»

Для детей старшей группы первого года обучения

Подготовила

Учитель-логопед

Филина Л.А.

Химки

2025 г.

Логоритмическое занятие:

 «Дифференциация гласных звуков [А], [У], [О], [И]»

Цель: Развитие у детей слухо-зрительно-двигательной координации и фонематического восприятия средствами музыкально-словесного ритмического воздействия.

1. Ритмико-моторные задачи:

· Развивать общую моторику и координацию движений через выполнение упражнений, согласованных с музыкальным и словесным ритмом и гласными звуками.

· Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок с помощью хлопков, перетопов, музыкальных инструментов.

· Формировать плавность и переключаемость артикуляционных движений в ходе выполнения серийных упражнений.

2. Двигательно-слуховые задачи:

· Учить детей соотносить определенный гласный звук с заданным движением ( звук [А] — руки вверх, [У] —руки вперед, [И] —руки в стороны, [О] —руки поднимаются и округло соединяются).

· Развивать слуховое внимание и память через узнавание и воспроизведение цепочек из 3 гласных звуков в различном порядке.

· Тренировать темпо-ритмическую организацию речи и движений под соответствующее музыкальное сопровождение.

3. Речевые задачи:

 Развивать фонематическое восприятие:

  · Учить на слух различать изолированные гласные звуки ([А], [У], [О], [И]).

  · Формировать умение выделять первый ударный гласный звук в слове (например, «А-А-Аист», «У-У-Утка», «О-О-Облако», «И-И-Ива»).

  · Закреплять навык образования существительных множественного числа и определения последнего гласного звука.

  · Развивать умение воспроизводить ряды из 4 гласных звуков с разным ударением.

     Формировать плавный целенаправленный ротовой выдох .

  · Совершенствовать просодическую  сторону речи:

  учить передавать интонационную окраску, связанную с разными гласными (например, [О] – удивление, испуг, восхищение)

4. Задачи на развитие психических процессов:

· Развивать произвольное слуховое и зрительное внимание в играх.

· Тренировать слуховую память через запоминание и выполнение двигательных инструкций, связанных с гласными звуками.

·Стимулировать умение устанавливать связь между звуком, его артикуляционным образом и двигательным символом.

5. Воспитательные и коррекционные задачи

· Воспитывать умение работать в коллективе, слушать инструкцию логопеда, действовать согласованно с другими детьми.

· Формировать положительную учебную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям через игровую форму.

· Снижать психоэмоциональное напряжение с помощью смены видов деятельности и релаксационных упражнений под спокойную музыку с пропеванием гласных на одном выдохе.

6. Общеоздоровительные и общеразвивающие задачи

· Активизировать работу дыхательной мускулатуры (диафрагмы, межреберных мышц).

· Укреплять общий мышечный тонус.

· Закреплять навыки гигиенического самомассажа

Оборудование:

Зеркала, игрушки на резинках, фортепьяно, магнитная доска, символы гласных звуков по методике Т.А.Ткаченко, предметные картинки, мяч, шапочка кота, деревянные ложки, погремушки.

Ход занятия.

1.Вводная ходьба.

Звучит музыка «Марш» муз. А. Филиппенко (учить детей согласовывать движения рук и ног под музыку).

Приветствие гостей.

- А теперь мы покажем, как умеем слушать музыку и двигаться в cоответствии со сменой музыкального ритма:

превратились в мячики и рассыпались по всему залу, а солдаты маршируют по кругу (бег врассыпную- маршировка по кругу).

2.Знакомство с темой занятия.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года: …(ОСЕНЬЮ) зовется

Назовите первый звук в слове осень (о)

Что вы знаете про этот звук? (звук «о» -гласный)

Почему его так называют? (потому что его можно долго петь голосом, а во рту нет преграды)

Вспомним, какие гласные звуки вы еще знаете? (а , и ,у)

3. Фонетическая ритмика.

Соотнести определенный гласный звук с заданным движением рук в прыжке (звук [А] — руки вверх, [О] —руки в кольцо , [У] — руки вперед, [И] —руки в стороны)

4.Упражнение, активизирующее внимание и развивающее фонематический слух, регулирующее мышечный тонус.

А сейчас усложняем задание: будет звучать спокойная мелодия. Вам предстоит слушать музыку, гулять по залу врассыпную и показывать соответствующие движения , если услышите знакомые звуки.

Под мелодию р.н.п. «Во саду ли, в огороде» : А-У-И-О-Ах-Их-Ох-Ум

5. Игра с мячом «Один-много».

Вы хорошо различаете, когда гласные звуки встречаются в начале слов, давайте послушаем, встречаются ли они в конце слов;

Нога – ноги...

Утюг- утюги....

Книга-книги..

Мак – маки…

Сапог-сапоги...

Мяч-мячи.

Муха-мухи...

Сумка-сумки...

Рука – руки

Дом – дома…

Гнездо – гнезда…

Окно – окна…

Пальто – пальто… («упрямое слово» - не меняет хвостик)

6.Упражнения, регулирующие мышечный тонус: напряжение – расслабление.

Вокруг себя повернись и в дракона превратись.

Вокруг себя повернись и в водичку превратись.

7. Упражнения на дыхание с целью выработки дифференцированного дыхания через нос и рот с преимущественной тренировкой выдоха.

( У детей на поясе резинки с игрушками для визуальной фиксации вдоха и выдоха. Упражнения выполняются лежа.)

  • Вдох – задержка, длительный выдох – [а].
  • Вдох – задержка, длительный выдох – [ао].
  • Вдох – задержка, длительный выдох – [аоу].
  • Вдох – задержка, длительный выдох – [аоуи].

8. Игра «Найди свой домик».

Каждый ребенок получает картинку, определяет первый гласный звук и  встает в домик с соответствующим звуковым символом.

 

Каждая команда детей должна повторить определенную цепочку звуков на слух:

А-о-у

У-о-а

И-а-у

А-и-о

9. Игра «Поезд».

Все «картинки» купили билеты на поезд, но забыли номер вагона. Давайте им поможем. Надо определить количество гласных звуков и поселить картинки в нужный вагончик.

10.Упражнения на развитие речевых и мимических движений (перед зеркалом):

  • Мимический массаж (толстые внуки, худые, испуганные, веселые, удивленные, грустные, восхищенные, спокойные).
  • Вибрационный массаж
  • Гигиенический самомассаж по методике А.А. Уманской

11. Упражнения для развития мелкой мускулатуры и просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения).

«Пальчики здороваются» с разным ударением на звуки (зрительная опора):

А-о-у-и

а-О-у-и

а-о-У-и

а-о-у-И

 Покажем сказку руками : «ТУК-ТУК» (Л. Успенская)

-Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик.

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки.

-Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

-Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щелку.

12. Игра со словом для выработки пружинного шага.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

13. Пропевание названий картинок и заданных звуков с опорой на символы . Найти картинку к заданной схеме.

                  Утка, муха

                  паук

                   Ослик

14.Игра «Оркестр»:

Отстукивание на музыкальных инструментах ритма песни «Калинка».

(ложки – четвертные доли, погремушки – восьмые доли)

15. Игра «Кот и мыши» на развитие творческих способностей.

(музыка Е. Ломовой)

16.Заключительный этап.

Чем мы сегодня занимались? Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста

конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....

Логоритмическое занятие "Прогулка в лес" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Основополагающий принцип проведения данного занятия  - взаимосвязь речи, музыки и движения. На занятии решаются следующие задачи: - развитие общей и мелкой моторики, - согласование речи ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Логоритмическое занятие «Космонавтом быть хочу!» для детей старшей группы.

Логоритмическое занятие «Космонавтом быть хочу!» для детей старшей группы. Цель занятия:Развивать творческие способности детей, зрительные, слухомоторные и речедвигательные ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группыпо теме «Звуки  [А,О,У,И], буквы  А, О, У, И». Цель: Закрепление знаний о звуках [А, О, У, И] и бук...