Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ващенко Ольга Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Звуки речи. Звуки [а] - [у] - [о] - [и]»

Возрастная группа: Младшая    группа (3- 4 лет)  

Форма совместной деятельности: Занятие по развитию речи

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект (программы): Нищева Н. В. Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.ПРЕСС», 2023 — 208 с.

 

Оборудование: колокольчик, магнитная доска, магниты, мольберт, столик, стульчики по количеству детей, умная колонка , звукозапись с лаем щенка, корзинка , платок, игрушка Щенок, пособие «Артикуляционная гимнастика»

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Картинки символы  звуков [а] - [у] - [о] - [и] , 4 маленькие куклы , предметные картинки на звуки [а] - [у] - [о] - [и] в ударной позиции. Карточки с именами кукол.

Раздаточный: раскраски с буквами , карандаши, фломастеры.

Цель: формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха. 

Задачи:

Образовательные:

- Формирование представлений о звуках речи, понятии «звук».

- Формирование умения выполнять упражнения по инструкции педагога

Развивающие:

 - Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [а] - [у] - [о] - [и], различать эти изолированные звуки и эти же звуки в начале слова в ударной позиции. Развитие зрительного восприятия и внимания

Воспитательные:

- Воспитание учебного поведения , навыков сотрудничества

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта68 КБ
Файл имена13.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЩЕНКО О.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Звуки речи. Звуки [а] - [у] - [о] - [и]»

Возрастная группа: Младшая    группа (3- 4 лет)  

Форма совместной деятельности: Занятие по развитию речи

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект (программы): Нищева Н. В. Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.ПРЕСС», 2023 — 208 с.

Оборудование: колокольчик, магнитная доска, магниты, мольберт, столик, стульчики по количеству детей, умная колонка , звукозапись с лаем щенка, корзинка , платок, игрушка Щенок, пособие «Артикуляционная гимнастика»

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Картинки символы  звуков [а] - [у] - [о] - [и] , 4 маленькие куклы , предметные картинки на звуки [а] - [у] - [о] - [и] в ударной позиции. Карточки с именами кукол.

Раздаточный: раскраски с буквами , карандаши, фломастеры.

Цель: формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха. 

Задачи:

Образовательные:

- Формирование представлений о звуках речи, понятии «звук».

- Формирование умения выполнять упражнения по инструкции педагога 

Развивающие:

 - Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [а] - [у] - [о] - [и], различать эти изолированные звуки и эти же звуки в начале слова в ударной позиции. Развитие зрительного восприятия и внимания

Воспитательные:

- Воспитание учебного поведения , навыков сотрудничества

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Интегративные качества

(планируемый результат)

1. Мотивация к деятельности

Цель: 

Создание эмоционального фона занятия.

- Ребята, сегодня по дороге на работу я нашла вот этого щенка, его зовут Ушастик. Видите, какие у него длинные ушки. Послушайте, Ушастик здоровается с вами. ( Педагог включает лай щенка)

 - Ушастик спрашивает , знаете ли вы , для чего нужны уши? ( Чтобы слышать)

 - Что слышать? (Разные звуки)

-Верно! Разные звуки, которые мы произносим. То как мы с вами говорим. Сегодня Ушастик будет слушать , как мы с вами разговариваем на занятии.

- Ушастик садись на большой стол, внимательно смотри и слушай.

Воспитатель звонит в колокольчик  и приглашает детей на стульчики стоящие полукругом, и ставит на столик перед ними корзинку накрытую платком.

Дети садятся на стульчики.

Слушают рассказ воспитателя, отвечают на заданные вопросы

Эмоциональный настрой.

 Дети смотивированы и готовы к дальнейшей работе

2. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

 - Для начала давайте покажем Ущастику, как мы умеем делать  гимнастику для язычка. (Артикуляционная гимнастика)ю

- Сейчас я проверю, как мои ребята узнают звуки, с которыми мы уже познакомились. Звуки [а] - [у] - [о] - [и].

 

 Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику. затем показывает на плакат со звуками

 Повторяют за педагогом артикуляционную гимнастику, называют гласные звуки.

Проявляют интерес и самостоятельность при выполнении задания.

3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

Цель:

Развитие зрительного восприятия и внимания, узнавание звуков [а] - [у] - [о] - [и] по беззвучной артикуляции

- Теперь давайте немного поиграем.   Я не буду произносить звуки, я буду показывать, как они произносятся. Смотрите на мои губы и угадывайте.

Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [а]

- Какой звук я хотела произнести? ( Звук [а])

- Как вы догадались? (Вы широко открыли рот)

- Верно! Видишь Ушастик, какие у меня внимательные и умные ребята?

Смотрите внимательно, какой звук я хочу сказать теперь? 

Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [у]

- Звук [у]

- Правильно! Но откуда вы это знаете? ( Вы вытянули губы «трубочкой»)

- Отлично! Мы с Ушастиком удивлены вашим знаниям. Смотрите, как я готовлюсь произнести ещё один звук.

Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [и]

- Что за звук я хотела сказать? ( Звук [и])

Почему вы так решили? (Вы растянули губы в «улыбке»)

- Молодцы! Правда Ушастик? А вот и ещё загадка

Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звука [о]

- Как вы догадались что это звук [о] (Вы сделали губы «бубликом»)

- Мы с Ушастиком вами гордимся!

Воспитатель показывает беззвучную артикуляцию звуков.

.

Отгадывают звуки, по губам педагога.

Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы.

Играют в игру

Эмоционально вовлечены в действия,

Активное участие детей  в деятельности.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель:

Дифференциация звуков [а] - [у] - [о] - [и] в начале слова , в ударной позиции.

Игровое упражнение «Поможем куклам»

- Ребята , Ушастик  к нам пришёл не один. Он пригласил к нам на занятие своих подружек ю

 Это куклы Аня, Оля, Инна, Уля. Запомнили имена куколок ? Тогда давайте повторим (Аня, Оля. Инна, Уля)

 - С каких звуков начинаются их имена? С какого звука начинается имя Аня? ( Со звука [а]….)  

- Оля? Инна? Уля?

Посмотрите на картинки и назовите , то что на них изображено.

 Молодцы !

Теперь нужно выбрать для куклы Ани картинки , названия которых начинаются со звука [а]. Кто хочет это сделать?

( Аналогично проводится работа с другими куклами

 - [у] - [о] - [и])

- Проверяй Ушастик , всё ли правильно сделали ребята? Ушастик говорит , что вы – молодцы, а поэтому вставайте, давайте поиграем !  

Воспитатель сажает на столик перед детьми 4-х кукол .

Предлагает детям определить первый звук в имени куклы Ани.

 Аналогично выясняет, с каких звуков начинаются имена других кукол, а потом расставляет перед детьми предметные картинки: аист, арбуз , утка, улей, окна, озеро, искры, иглы.

 Воспитатель берет в руки щенка.

Воспитатель зовет детей в центр группового помещения

 Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы воспитателя.

 Определяют первый звук в имени кукол.

 Рассматривают картинки , и называют названия изображения.

 

 Двое детей выбирают две картинки , произносят их названия, кладут их рядом с первой куклой

Включение детей в  деятельность.

Распределение содержания на совместную и самостоятельную деятельность.

Физкультминутка

 Уточнение произношения простых звуков русского языка в звукоподражаниях.

Развитие подвижности, навыка выполнения прыжков на двух ногах.

Подвижное упражнение «Щенок».

- Давайте встанем по кругу и поиграем.

Помните, как правильно нужно изобразить лай щенка?

Гав! Гав! Гав! (дети стоят лицом в круг и выполняют звукоподражание)

Щенок в корзинке ( Выполняют два прыжка, руки на поясе)

Гав! Гав! Гав! (дети выполняют звукоподражание)

Пятно на спинке. (два прыжка)

Очень скучно одному (кружатся на месте по часовой стрелке)

Где же мама? Не пойму! (против часовой стрелки)

Гав! Гав! Гав! ( звукоподражание)

предлагает образовать круг и ставит в центр круга корзинку со щенком.

 Воспитатель произносит текст

Дети встают в круг, слушают воспитателя.

 Выполняют движения и произносят звукоподражания.

Переключение на другой вид деятельности

5. Самоконтроль

Цель: закрепление знаний.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Лопата»

- Давайте покажем Ушастику, что вы умеете делать язычок «лопатой», как делают это все щенки.

«Вывалил пес как лопату, язык

Так отдыхать он с рожденья привык.

Ты язычок на губу положи,

Как отдыхает Дружок покажи»

- Мы с Ушастиком довольны вами . Вы отлично делали упражнение

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и отдохнуть, а потом приглашает их по 5 человек к зеркалу После каждого выполнения воспитатель предлагает детям проглотить слюну.

Дети выполняют упражнение «лопата» несколько раз.

Эмоционально реагируют на успешные результаты своей деятельности.

6. Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

- Ребята какие звуки мы сегодня учились произносить и различать?

- А как звали кукол , с которыми пришёл к нам Ушастик?

 - Теперь возьмите и прикрепите  красный магнитик   те кому было пока очень сложно сегодня выполнять задания

Желтый магнитик- если вы почти со всеми заданиями справились, но испытывали некоторые затруднения.

Зеленый – если вы со всеми заданиями справились с легкостью!  

Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, задает наводящие вопросы.

 

Самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

7. Открытость

- Ребята Ушастик . для вас приготовил вот такие раскраски с буквами . Выберете любуюиз них и раскрасьте.

Обсуждение и предложения будущих проектов  

Обсуждение и предложения будущих проектов  

Стимулирование детей к дальнейшей деятельности



Предварительный просмотр:

Аня

Оля

Инна

Уля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи с использованием мнемотехники Тема: «Весна пришла!»

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Группа: старшая группа (5-6 лет)Цель: Знакомство и заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» с д...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Посуда"

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речиФ.И.О. Тимохина Ирина ИвановнаТема: ПосудаОбразовательная область: речевое развитиеГруппа: средняяЦель: развитие   умения детей...