Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тимохина Ирина Ивановна

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи

Ф.И.О. Тимохина Ирина Ивановна

Тема: Посуда

Образовательная область: речевое развитие

Группа: средняя

Цель: развитие   умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно - следственные связи между предметами. 
Задачи:              
Образовательные:

- формировать представление о функции предметов посуды;
- словарь и грамматика: учить правильно, называть отдельные предметы посуды;
- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука (с).
Развивающие:

- развивать связную  речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ;

- развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.
Воспитательная:

- воспитывать чувство бережного отношения к посуде;
- воспитывать культуру поведения за столом, дружелюбие, гостеприимство. 
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Помощник», 
рассматривание предметных картинок по теме «Посуда», загадывание загадок, составление          рассказов   по мнемотаблицам. 

Материал: коробка, две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, опорная схема для составления рассказа; большая  кукла; картинки – чайник, ваза, салфетница; картинки - «путаница».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh-karta_posuda.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи

Ф.И.О. Тимохина Ирина Ивановна

Тема: Посуда

Образовательная область: речевое развитие

Группа: средняя

Цель: развитие   умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно - следственные связи между предметами. 
Задачи:                 
Образовательные: 

- формировать представление о функции предметов посуды;
- словарь и грамматика: учить правильно, называть отдельные предметы посуды;
- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука (с).
Развивающие:

- развивать связную  речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ;

- развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.
Воспитательная:

- воспитывать чувство бережного отношения к посуде;
- воспитывать культуру поведения за столом, дружелюбие, гостеприимство. 
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Помощник», 
рассматривание предметных картинок по теме «Посуда», загадывание загадок, составление         рассказов         по мнемотаблицам.
 

Материал: коробка, две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, опорная схема для составления рассказа; большая  кукла; картинки – чайник, ваза, салфетница; картинки - «путаница».

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей

Педагог загадывает детям загадку.

По         моей         тарелке 
Лодочка         плывёт.
Лодочку  с  едою 
Отправляю в рот.         /Ложка/
Сделаны они из стекла, 

Предназначены         для
Чая, сока, молока? /стакан/

Если         б не было ее
Было         б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку         положить. /Тарелка/
Я пыхчу, пыхчу,         пыхчу, 
Больше         греться         не хочу. Крышка громко зазвенела - Пей чай! Вода вскипела. 

/чайник/

Ребята, а как назвать одним словом все         эти предметы, о которых были         все мои загадки? 

Рассказ воспитателя (для общего развития)

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал.

Форма организации детей: групповая

Методы: словесный, наглядный.

Прием психологической речевой настройки. Прием побуждения к деятельности.

 

Разгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Ответ детей, посуду моют, чистят, вытирают, ставят в сушку, убирают в шкаф, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

Проявляют интерес, соглашаясь включиться в деятельность.

Внимание активировано, вызван интерес к дальнейшей деятельности.

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность.

Умеют внимательно слушать и воспринимать информацию видеосюжета.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки  проблемы

Создание

проблемной ситуации и выход из нее

Ребята, послушайте,  кто-то стучится к нам?

Федора Егоровна (кукла плачет) приходит к детям жалуется, что от нее убежала вся посуда.

Федора Егоровна предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «Федорино горе».

Вовлекаю детей в занятие через использование ИКТ

Ребята, а вы знаете, почему ушла посуда от Федоры? Почему это произошло? (Ответы детей). Правильно Федора не мыла её и обижала. А что – же нужно делать, чтобы посуда была чистой и не битой? (Ответы детей). Необходимо мыть посуду и бережно с ней обращаться.

Физминутка «Помощник» 

(Дети образуют круг  РЕБЕНОК  в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют         дети)
Посуду моет наш Антошка. /
Потирать ладони друг от друга
Моет вилку, чашку, ложку. /
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца/
Вымыл блюдце и стакан. 
И закрыл покрепче кран. 
/Имитирующее движение кистью руки/

 Наглядный метод

Прием постановки вопросов проблемного характера.

Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика 

Слушают, высказывают свое мнение, делают предположения, отвечают на вопросы

Общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.

Рассуждают на вопросы. Высказывают предположения

Способность детей к принятию решения.

2.2

Поиск решения

развивать умение слушать, отвечать на вопросы

 

развивать внимание, мышление, зрительную и слуховую память,

Федора Егоровна, очень скучает по своей посуде, при себе всегда носит сундук, в котором лежат фотографии ее посуды, хочет ребятам показать ее, но дети  должны сначала рассказать о ней.

-  Федора из сундука достает  фотографии  чашку, блюдце, чайник, сахарницу одним словом, из которой пьют чай? Как назвать? /чайная/

А назовите посуду, из которой едят суп, кашу… (тарелка, ложка). Как называется эта посуда одним словом? /столовая/

Назовите посуду, в которой готовят еду (кастрюля, сковородка, поварешка) Как называется эта посуда? /кухонная/

Федора: Молодцы, всю посуду знаете, разобрали, но у каждой посуды должно быть свое место, помогите мне её разобрать,  вспомните, на какие группы нужно разделить посуду?

Дети: столовая, кухонная, чайная.

Воспитатель:  ребята  возьмите   цветные карточки, и разберите посуду, по соответствующим столам (столы застелены разноцветными скатертями, белая, синяя, желтая).

Дети разбирают посуду по группам.

Федора: Мне очень интересно, а что у вас, здесь?

Ответ детей: самовар.

Подходят, смотрят, на столе стоит самовар, ребята, я такой посуды не знаю, расскажите мне о нем.

Дети по мнемотаблице рассказывают про самовар.

Чай в самоваре, какой?

Ответ детей: Чай в самоваре горячий.

Воспитатель:  ребята  вам  нужно  определить    предмет  посуды,  который  находится  справа  от самовара, (справа от самовара  находится стакан), назовите  предмет,  который  находится  под  самоваром  (под  самоваром ложка чайная), назовите предмет, который находится слева от самовара  сковорода), назовите предмет, который находится за  самоваром (салфетница).

Упражнение  «Самовар  кипит».

Воспитатель раздает  соломинки для коктейля и приглашает детей  к наполненным кружкам с  водой. Опустите в кружки  соломинки, которые держите в руке. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы «вода» в кружках  «закипела».

Воспитатель: «Вот и закипела вода в кружках. Что мы слышим, какой звук доносится из чайника?  - С-С-С-С-С-С-С!   И слышим бурление воды.

Чистоговорки повтори,

четко проговаривая звуки.

Са-са-са,  са-са-са--------ой-ой-ой летит  о….(са),

Са-са-са,  ------------живет в лесу лиса,

Су-су-су--------видел кто из вас о…(су),

Си-си-си—в водоёме кара…си

Ась-ась-ась-----в озере карась,

Ся-ся-ся-------вот поймать бы кара…ся,

Се-се-се------карасей ловили все,

Се-се-се------ленточки в косе.

  - Дети  получают  конверты  с  перепутанными картинками  с изображением посуды. (Работа за столами)

- Я закрасил зеленую кастрюлю.

-  Я закрасила голубую чашку.

Приемы активизации мышления детей.

Словарная работа

дидактическая  игра

Беседа, рассматривание таблицы

Словесный метод.

дидактическая игра

Прием дыхательной гимнастики

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения.

Дети самостоятельно высказывают предположения и вносят свои предложения

Отвечают на вопросы,

дают объяснение выбору

Ребята участвуют в выявлении путей решений проблемной ситуации.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Проявление инициативы, самостоятельности. Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для решения проблемы.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?

Игра “ Разложи продукты правильно”

Воспитатель: как вы считаете, куда надо положить сахар?

Дети: в сахарницу

Воспитатель: и для салфеток есть специальная подставка, как она называется?

Дети: салфетница!

Воспитатель: а как называется специальная тарелка для сухарей?

Дети: сухарница!

Воспитатель: а как называется вазочка для конфет?

Дети: конфетница!

Федора: какие молодцы, ребята,  со всем справились.

дидактическая игра (на развитие мышления)

беседа

(хоровые и индивидуальные ответы).

Слушают, высказывают свое мнение, делают предположения, отвечают на вопросы

Проявление инициативы, самостоятельности. Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для решения проблемы.

3

Заключительный этап

Совершенствовать умение детей обобщать их деятельность, формулировать выводы.

Итог занятия

О чем мы с вами ребята говорили?

Какую  посуду, вы научились правильно называть?

Что вам понравилось?

В какие игры мы  играли?

Кто к вам приходил?

беседа по вопросам воспитателя о проделанной деятельности

Отвечать на вопросы, демонстрируют навыки самооценки.

Дети демонстрируют знания о содержании совместной деятельности, проявляют речевую инициативу, формулируют выводы.