Конспект по развитию речи «Рассказ по картине «Петушок с семьей»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горбунова Ольга Дмитриевна

Программное содержание:

1.Учить детей высказывать свои мысли и составлять небольшой рассказ   по картине.

2.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

3. Упражнять детей  в умении «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

4. Развивать творческое воображение, умение вживаться в образ героев, объектов.

5. Воспитывать устойчивый интерес к составлению творческих рассказов по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

             занятия по методике  развития  речи

в старшей  группе

МДОУ ВМР «Детский сад №16 «Кораблик» г.Вольска Саратовской области»

Воспитатель: Горбунова О.Д.

Тема: Рассказывание по картине  «Петушок с семьей»

Программное содержание:

1.Учить детей высказывать свои мысли и составлять небольшой рассказ   по картине.

2.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

3. Упражнять детей  в умении «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

4. Развивать творческое воображение, умение вживаться в образ героев, объектов.

5. Воспитывать устойчивый интерес к составлению творческих рассказов по картине.

Ход занятия:

1 часть

В:   Ребята, мой знакомый художник  нарисовал удивительную картину и принес нам ее в группу (вывешиваю картину). Она мне очень понравилась.

Предлагаю вам ее хорошенько рассмотреть.

Меня рассматривать картину научили волшебники. Хотите, чтобы я вас тоже научила?

 Волшебник «Дели» подарил Вам подзорные трубы, в которые  виден только один объект (предмет). Возьмите подзорные трубы и наведите их на картину, назовите, кто, что видит. Саша, что ты видишь?...

 А я буду вывешивать схемы на доске

 (вывешиваю на доске схемы заготовки)

- Я вижу петуха .

- Я вижу курицу (наседку) с цыплятами.

-Цыпленок бегущий к наседке.

- Я вижу, как ползет черный, (майский), большой жук.

-Цыплят,  которые увидели жука.

-  Пестрая курица пьет воду.

- Я вижу корытце с  водой.

-  Белая курица  гуляет, (идет), ищет корм, (зерна).

-Кусты, растущие около забора.

- Я вижу землю.

-Зеленую траву, около забора.

(Дети называют объекты, включая детали)

В: Молодцы, ребята, много объектов увидели, детали картины, движение, цвет.

-Какой волшебник нам помогал в этом? (волшебник «Дели»).

2 часть

В: А сейчас к нам пришел волшебник «Объединяй».

Как вы думаете, что он нас научит делать? (объединять).

Но волшебник молчаливый. Ему надо рассказать, как и почему связаны между собой предметы на картине. А я буду соединять их в схеме.

(дети отвечают,  объединяя объекты на картины )

- Я соединил курицу (наседку) с цыплятами. Почему?...

-Она их мама, заботиться о цыплятах,  учит их,  как искать в земле червячков, она учит их клевать зернышки ит.д.

А еще с кем объединил наседку с цыплятами волшебник?  Он объединил ее с петухом и другими курами. А почему?....

-Они живут на одном дворе, это одна семья,  петух следит за порядком во дворе.

-А еще кого объединил  наш волшебник?..

-Курицу с  корытцем воды. Потому что, она пьет  из него воду.

Кого еще вы забыли назвать?... Двух маленьких цыплят объединим с  черным жуком. Почему?...Потому что они увидели его и рассматривают,  с удивлением смотрят на жука

-Жука объединим с цыплятами. Потому что они увидели его и заинтересованно рассматривают.

-Еще жука объединим с  землей, потому что он ползет по земле. и т.д.

-Землю можно  объединить с петухом, курами, цыплятами потому что они ходят по ней, ищут корм и т.д.

3 часть

 «Оживляй» (Поиграем в живую картину)

В: Каждый из вас превратиться в любой объект картины, и объяснит свое место нахождение среди других объектов.

Примите позу, встаньте так же,  как понравившийся вам герой картины на ковре. (воспитатель помогает принять позу, дети составляют короткие описательные рассказы о своем герое)

Рассказы детей:

 Петух- я нахожусь на птичьем  дворе, справа от меня курица с цыплятами, она  учит их искать  червячков в земле, слева от меня корытце с водой. Около него стоят курочки. Впереди меня  и сбоку от меня гуляют цыплята, поэтому я должен встать посередине  (в центре ковра).

 Наседка- я мама курица вывела своих детей погулять во двор.  На картине я нахожусь  с правой стороны, подальше от края, передо мной  цыплята.

С левой стороны петух.

Жук- я ползу далеко от кур и петуха, меня нашли два маленьких цыпленка и встали между мной. Поэтому я должен встать  в дальний  левый  край ковра.

Курица- я пестрая курица, которая пьет воду, передо мной корытце с водой,  впереди стоит петух,  с справа от меня моя подружка белая курочка, а подальше с лева  цыплята которые нашли жука. И т.п.

А теперь замерли все на картине. Какая получилась чудесная копия картины.

4 часть

В: А теперь с вами поиграет волшебник «Слушай».

Представьте себе, что вы вошли в картину. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

- Я слышу,  как  хлопает крыльями петух и кричит «Ку-ка-ре-ку».

- Я слышу, как наседка зовет цыплят «Ко-ко-ко», а  цыплятки к ней бегут и пищат «Пи-пи-пи».

-  Я слышу, как стучат клювами цыплята, а курочка разгребает  землю и ищет червячков.

-  Как  шумит ветер,  и шелестят листья на кустах.

-  Как ползет жук, как он жужжит.  и др.

В: А сейчас мы отправимся гулять по картине с волшебником «Потрогай».

Давайте поводим по картине рукой, что вы почувствовали?.. составьте рассказ.

- Я дотронулась  рукой до петуха, кур, и цыплят. Цыплята мягкие, пушистые. теплые, а у петуха и кур перья гладкие. На голове у петуха гребешок, и бородка. Я потрогала их они на ощупь  мягкие. Ноги у кур шершавые с коготками, чтобы  было удобно рыть землю и искать корм, а у петуха на ногах есть шпоры, я дотронулась до них они очень острые.  Клювы у курицы, цыплят и петуха твердые.  

Я потрогала  воду, она  теплая, потому что нагрелась на солнышке.

У жука на спине крылья, они твердые и гладкие и т.п.

В: Давайте,  поиграем с волшебником « Попробуй на вкус».

Но сначала подумайте что съедобное, а что нет.

Дети описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе

«Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

- Я маленький цыпленок. Самое вкусное для меня клевать зерно и червячков,  которые находит в земле моя мама курочка. А невкусное для меня –  это жук он большой и черный.

-  Я майский жук. Самое вкусное для меня это зеленые листочки на деревьях и кустарниках. А не люблю  я есть зерно и искать в земле червячков.

- Я куст, который растет около забора.  Мои корни в земле, ими  я беру из земли полезные вещества и воду.  А невкусное для меня клевать зерно. Да я и не умею.

5 часть

В: На нашу картину пришел посмотреть волшебник  

«Прошлого и будущего».

В: Сейчас  на картине все остановилось, объекты не двигаются.

А представьте, что было с мамой-курицей в прошлом?

-  Сначала она была яйцом, а потом из него вылупилась и превратилась в маленького, желтого цыпленка. Потом цыпленок вырос и стал взрослой курицей. Она  научилась нести яйца,  высиживать из них цыплят.

И стала мамой курочкой.

А что с ней будет в будущем?  

-Она будит старой, опытной курицей, которая  будит учить молодых кур нести яйца, высиживать цыплят.

А что будит с цыплятами в будущем?.. С корытом для воды?.. и т.п.

В: Представьте, что делал петух до появления на картине?

-Петух  проснулся рано утром,  когда еще все спали,  и вышел во двор.

Он поднял верх голову, захлопал крыльями и громко прокричал «Ку-ка-ре-ку».

А что будет,  после того как наступит  на картине вечер?

- Петух и куры пойдут в курятник спать, наседка позовет своих цыплят и .п.

6 часть

В: Ребята,  хотите, я научу вас загадывать загадки по этой картине?

Давайте о цыпленке загадаем загадку.

-По цвету желтый. Но не? - лимон, солнышко, печенье, масло и т.п.

-По форме овальный. Но не?- яйцо, огурец, картофель и т.п.

-По размеру маленький. Но не?- клубок, воробушек, камешек и т.п.

- На ощупь мягкий как что? Но не?- вата, кофта, котенок и т.п.

7 часть

В: Давайте пригласим волшебника «Превращай».

И превратимся в кого-нибудь или во что-нибудь. Это может быть целый объект или его часть. Расскажите о себе с помощью волшебников, а так же о вашем настроении и состоянии.

(дети рассказывают от лица петуха, наседки, цыпленка и т.д.)

Я большой,  красивый петух,  у меня   разноцветные  гладкие, переливающиеся перья, пышный хвост, на голове красный гребешок, и бородка.  Еще у меня сильные ноги с острыми шпорами.

Просыпаюсь  я раньше всех, как только взойдет солнышко,  и выхожу во  двор. Кругом все спят, но стоит мне захлопать крыльями и прокричать громко «Ку-ка-ре-ку»,  как все вокруг просыпаются.

Вот во двор вышли куры, они  клюют зерно и пьют воду из корытца. Вывела погулять своих цыплят  курица наседка. Цыплята маленькие, пушистые. Мама учит их,  как искать червячков в земле. Вдруг двое цыплят увидали большого майского жука, и побежали на него посмотреть. Кто это такой думают?  Он  совсем непохож на червяка.

  Я  самый главный во дворе, должен следить за порядком, чтобы куры далеко не ушли со двора,  чтобы к нам во двор не зашел кот и не напал на цыплят.

(заслушиваем  итоговые описательные рассказы детей)

Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего? Какие волшебники вам помогали?..

Итог: Вопросы к детям, к каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Развитие речи "Рассказы о своей семье"

Развитие речи в младшей группе на тему: «Рассказы о своей семье»Цель: закрепить знания детей о своей семье посредством презентации.Задачи: учить детей  отвечать на вопросы  взрос...

Конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»

Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Моя семья»...

Конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»

Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Моя семья»...

Конспект по развитию речи Подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект по развитию речи  Подготовительной группе натему «Моя семья»....

Конспект по развитию речи в группе раннего возраста "Моя семья"

Формировать у детей представления о семье о том, что в семье заботятся и любят дуг друга....