План кружковых занятий по развитию речи «АБВГДЕйка» в средней группе
материал по развитию речи

Баева Ольга Игоревна

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошколь­ники начинают подбирать слова с противоположным значением (ан­тонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovyh_zanyatiy_sr.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковых занятий

по развитию речи

«АБВГДЕйка»

в средней группе

Характеристика речевого развития
детей 4—5 лет

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.

Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом - неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка - «сапка», жук - «шук»).

У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда.

У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений.

Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения - развитию звукобуквенного анализа.

Тематическое планирование занятий

для детей от 4 до 5 лет

Месяц

Тема занятия, задачи

Сентябрь

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

3

Сравнение слов по звучанию, моделированием, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), рисование иголок ёжикам.

4

Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Октябрь

1

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках.

2

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, Нахождение различий в двух похожих рисунках.

3

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.

4

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского.

Ноябрь

1

Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе

2

Звуки «З-ЗЬ» («песенка большого комара и маленького комарика»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера,

3

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

4

Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира

Декабрь

1

Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки.

2

Звук «Ж», моделирование, заучивание стихотворения И. Солдатенко.

3

Звуки «Ш-Ж», моделирование, повторение стихотворений.

4

Звук «Щ», моделирование, рисование щёток, разучивание стихотворения С.Михалкова.

Январь

1

Новогодний словарь. Соревнование: «У кого слов больше?»

2

Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.

3

Звуки «Ч-щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Февраль

1

Мужской день. Нарисуй мужчину словом.

2

Звуки «Р-Рь», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской

3

Звуки «Л-Ль», заучивание стихотворения Е.Александровой

4

Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

Март

1

Женский день. Нарисуй женщину словом.

2

Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения.

3

Звуки «К-Кь», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса

4

Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Апрель

1

Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной

2

Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование М.Дружининой

3

Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.

4

Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», повторение стихотворений.

Май

1

Закрепление пройденного материала. Звуки «З, Зь, Ж, С, Сь», повторение стихотворений, штриховка.

2

Закрепление пройденного материала. Звуки «Р, Рь, Ш, Ль, Б, Бь», повторение стихотворений.

3

Времена года. Найди слова для весны, лета, осени, зимы.

4

Расскажи о себе.

Планируемые результаты.

К концу года ребенок:

- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

- делит слова на слоги;

- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;

- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);

- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

- рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;

- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по развитию речи с детьми средней группы вне занятий.

План работы по развитию речи с детьми средней группы вне занятий.  Режимные моментывремяВиды деятельностиПриём детей, зарядка7.00-8.201) Индивидуальные беседы по интересам детей,...

Перспективный план кружковой работы по "Режиссёрской игре" в средней группе

краткосрочный план кружковой работы в средней группе по "Режисёрской игре"...

Перспективный план кружка по развитию речи «Говорушки» В средней группе 2019 -2020 год.

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

План кружковой работы по ТРИЗ технологии в средней группе 2019 - 2020 уч.год

Подробный план работы по ТРИЗ технологии в средней группе...

План- конспект по развитию речи для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»

План- конспект по развитию речи для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»...

План кружковых занятий по развитию речи «АБВГДЕйка» в старшей группе

 Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значени...

План кружковых занятий по развитию речи «АБВГДЕйка» в подготовительной группе

 Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500—4000. Активно испо...